Гоголь, Мертвые души. Сравните лирические отступления романа Пушкина и поэмы Гоголя. Что их сближает и что различает?
Выберите главу, посвященную одному из помещиков, и объясните, какую роль играют в ней пейзажные описания.
Пейзажные описания в главах о помещиках свидетельствуют о состоянии имения, а также о характере и привычках владельца. В ответе на предыдущий вопрос мы говорили о стиле хозяйствования Коробочки – незатейливом, не следующем моде, но основательном и крепком для среднего по количеству душ имения, приносящего определенный доход благодаря практической сметке хозяйки. Пейзаж в имении Манилова носит романтический характер:
Пейзаж этот соответствует мечтательной настроенности Манилова и его супруги, а также говорит о том, что хозяйством они не занимались.
Поэма Гоголя
К примеру, эпитет несуществующие заменяет мертвые. Манилов, стремясь выразиться как можно благороднее, когда Чичиков предложил назначить ему цену, отказался брать деньги, сославшись на то, что они которые в некотором роде окончили свое существование. Этот развернутый эпитет производит комическое впечатление. Комично и даже гротескно звучит также развернутый эпитет к слову “негоция” – не соответствующая гражданским постановлениям и дальнейшим видам России.
Так витиевато спрашивает Манилов, смягченно определяя то, что является авантюрой. Но “образованность” и “преприятнейшее” впечатление, которое производит гость, заставляют его верить, что дальнейшим видам России оформление покупки мертвых душ не повредит. Кощунственно звучит слово “священное” в качестве эпитета к слову “обязанность” в устах Чичикова в контексте его махинаций.
Вспомните два сравнения в поэме: человек был назойлив, как муха, и люди мерли, как мухи. Вспомните, с чем были связаны эти сравнения. Чем отличается их содержание, характер использования сравнения?
Образ мухи в качестве сравнения неоднократно используется в “Мертвых душах”. Так, в первой главе писатель сравнивает чиновников в черных фраках с кучами мух, носящимися вокруг рафинада в пору жаркого июльского лета. Размышляя о приспособляемости Чичикова к характерам своих собеседников, Гоголь рисует портрет чиновника, правителя канцелярии, который среди своих подчиненных восседает важно, как Прометей, а перед вышестоящим ведет себя, как муха. Сравнение Прометея и мухи говорит о приспособленчестве как качестве российского чиновничества.
Если в первых двух случаях сравнение носит комический характер, то выражение “люди мрут, как мухи”, характеризующее состояние дел в имении Плюшкина, уже подчеркивает трагичность положения русского крепостного крестьянства, находящегося в полной зависимости от “мертвых душ” помещиков и чиновников, управляющих Россией.
Вспомните примеры гипербол, которые запомнились при чтении. Смогли бы вы отличить гиперболы из произведений Гоголя от гипербол в произведениях других писателей? Что бы вам в этом могло помочь?
У каждого писателя своя манера использования изобразительно-выразительных средств, в том числе и гиперболизации. На гиперболе построена глава о Плюшкине, к примеру. Гиперболичен образ кучи, находящейся в помещичьем доме и собранной из хлама, подобранного на дороге. Гиперболически комичен вид старика, которого Чичиков принимает то ли за ключника, то ли за ключницу.
Здесь гипербола сливается с гротеском в аспекте сочетания уродливого со смешным и придает описанию элемент трагического.
Гиперболами часто пользовался М. Е. Салтыков-Щедрин. Мы знакомы с его сказками. В них гипербола приобретает фантастический оттенок.
Генералы, оказавшиеся на необитаемом острове, настолько не приспособлены к жизни, что не знают, как делается хлеб, они думают, что булки растут на деревьях. Фантастична гиперболическая покорность мужика, который позволяет, находясь на свободе, эксплуатировать себя и даже привязывать веревкой, чтобы не убежал.
Попробуйте создать словарик наиболее типичных слов и выражений Ноздрева или Манилова, Собакевича или Коробочки. Что, кроме слов, характерных для каждого из них, можно было бы в него поместить?
Словарик Манилова может включать в себя характерные для него слова, придающие “сахарность” и приторность его поведению, такие, как сделайте милость, прошу покорнейше, позвольте вам этого не позволить, душенька, прелюбезнейший, обходительный и приятный человек, достойнейший, духовное наслаждение, именины сердца, случай доставил счастье, любезный (обращение к приказчику) и т. д. Манилов часто повторяет слово образованность, блестящее образование, которое он ценит в собеседнике или в людях, о которых говорит, явно преувеличивая его уровень благодаря ощущению собственного недостатка в образовании. Никакие другие персонажи поэмы не говорят об образовании и образованности. Так нейтральное слово, употребляемое Маниловым, несколько углубляет характеристику его образа.
Поэма “Мертвые души” – лироэпическое произведение. Таково ее кратчайшее определение. До сих пор вы читали и слушали поэмы, которые были написаны стихами, их лироэпический характер был вам очевиден и, наверное, не вызывал сомнений. Однако лирическое и эпическое начала сливаются во многих прозаических произведениях.
Выделите элементы эпического и лирического в поэме Гоголя.
Приезд Чичикова в губернский город, сюжет, связанный с посещением помещиков с целью покупки “мертвых душ”, разоблачение героя, предыстория героя – эпические элементы произведения. Авторские отступления и рассуждения Чичикова о крестьянах, “Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!”, о “двух путниках и двух писателях, юности и старости”, о “Руси-тройке” и др., которых много в “Мертвых душах”, придают произведению лирическое начало.
В. Г. Белинский называл такие размышления писателя “гуманной субъективностью”.
Сравните лирические отступления романа Пушкина и поэмы Гоголя. Что их сближает и что различает?
Сближает патриотическое чувство: любовь к стране, размышления о ее будущем и настоящем, хотя темы лирических отступлений и Пушкина и Гоголя различные. Вместе с тем отступления у Гоголя по сравнению с пушкинскими привносят гражданский пафос, хотя, как и у Пушкина, в поэме есть размышления-воспоминания о юности. В “Евгении Онегине” есть также лирические пассажи об искусстве, обычаях светской жизни и т. п.
В лирических отступлениях Автор сам повествует о своих взглядах, мыслях и чувствах. В таком случае можно ли считать, что в “Мертвых душах” два главных героя: Автор и Чичиков? Попробуйте обосновать свой ответ.
Главный герой поэмы “Мертвые души” – Чичиков. С ним связаны эпические стороны произведения, развитие сюжетной линии. Вместе с тем некоторые литературоведы относят к героям и Автора. Основания для этого есть, потому что он активно высказывает свою позицию в монологах, которые являются лирическими отступлениями и размышлениями.
В лирическом произведении образ Автора может сливаться с образом лирического героя.