Гоголь – последователь Пушкина, Гоголь-реалист, сатирик. Кто, по мнению Гоголя, истинный патриот?
Вслед за Пушкиным Гоголь активно борется за правдивую высокоидейную художественную литературу. В начале седьмой главы он пишет о двух направлениях в литературе. Одни писатели не спускаются “с вершины своей к бедным ничтожным своим собратьям” и создают только “возвышенные образы”; другие, напротив, выставляют “выпукло и ярко на всенародные очи” повседневные характеры, которыми “кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога”.
Гоголь выбрал путь писателя-реалиста, писателя-сатирика, беспощадного обличителя пошлости
Гоголь предвидит обвинения “со стороны так называемых патриотов, которые спокойно сидят по углам и занимаются совершенно посторонними делами, накопляют себе капитальцы, устраивают судьбу свою за счет других”. Писатель имеет в виду косную, консервативную и реакционную часть русского общества, высмеянную им в “Мертвых душах”. Так называемые патриоты, эти “хозяева жизни” нападали на всякую книгу, в которой высказывалась “горькая правда”.
Подлинными патриотами
Все надежды на обновление жизни писатель связывает с молодым поколением. “Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!”
- Реалист-сатирик Уильям Теккереи Одним Из родоначальников английской “эксцентрической” сказки был великий реалист-сатирик Уильям Теккереи (1811 -1863). Его сказочная повесть “Кольцо и Роза” (1858) возникла из рождественского представления для детей по сочиненному им сценарию и его же рисункам. Теккереи, искусный рисовальщик, дает волю своей творческой фантазии, заставляя героев пережить множество злоключений в выдуманных королевствах Пафлагонии и Понтии, привязанных, однако, […]...
- Н. В. Гоголь-сатирик Н. В. Гоголь-сатирик (по комедии “Ревизор”) I. Характер комического в творчестве Гоголя. 1. Анекдот, выразивший закономерность порока. II. Беспощадный портрет города N – портрет России. 1. Отцы города и их отношение к службе. 2. Мечты Городничего и мечты Хлестакова как отражение сущности чиновничьей иерархии в России. 3. Сила власти, ограниченность и невежество хозяев жизни и […]...
- Как Гоголь понимал задачу искусства Не одни лишь поэты размышляли о назначении искусства и месте писателя в мире и обществе. Лучшее доказательство тому – Гоголь, который в одном из авторских отступлений в “Мертвых душах” дал свое понимание задач художника-реалиста. Сравнивая писателя, который обратил свое внимание исключительно на характеры, “являющие высокое достоинство человека”, и писателя, “дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно пред […]...
- Гоголь-сатирик (“Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”) “Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем” вошла в сборник “Миргород” вместе с историко-героической повестью “Тарас Бульба”. Такое сопоставление позволяло Гоголю показать, как мелочны и низки их мысли и поступки, если сравнить их с подвигами запорожских казаков. Гоголь написал это произведение для того, чтобы обнажить нелепость и комизм обыденной жизни. Он называл […]...
- Гоголь, Мертвые души. Сравните лирические отступления романа Пушкина и поэмы Гоголя. Что их сближает и что различает? Выберите главу, посвященную одному из помещиков, и объясните, какую роль играют в ней пейзажные описания. Пейзажные описания в главах о помещиках свидетельствуют о состоянии имения, а также о характере и привычках владельца. В ответе на предыдущий вопрос мы говорили о стиле хозяйствования Коробочки – незатейливом, не следующем моде, но основательном и крепком для среднего по […]...
- Роль автора в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” и Н. В. Гоголя “Мертвые души” Пушкин и Гоголь явились новаторами в русской литературе. По-новому они решили и вопрос роли автора в своих произведениях. Так, в романе Пушкина “Евгений Онегин”, наряду с главным героем Евгением Онегиным, живет и действует образ автора. Это полноценный герой, потому что на протяжении поэмы этот образ раскрывается и развивается в лирических отступлениях, а также в самом […]...
- О творчестве Николая Гоголя. Мертвые души. Часть 6. (Гоголь Н. В.) Лирические отступления. Свою поэму “Мертвые души” (как и вообще все произведения) Гоголь писал как поэт-гражданин, глубоко понимающий и чувствующий всю силу своей писательской ответственности. Он писал ее как человек, страстно любящий свою родину и страдающий душой от тех непорядков и зол, которых так много видел он в окружающей его русской общественной жизни. Его “Мертвые души” […]...
- Поэма Мертвые души 1969 год (Гоголь Н. В.) Художественный фильм по поэме Н. В. Гоголь Мертвые души вышедший в СССР в 1969 году. Режиссер: Александр Белинский В ролях: Леонид Дьячков, Игорь Горбачев, Олег Басилашвили, Клавдия Фадеева, Павел Луспекаев, Юрий Толубеев, Александр Соколов, Константин Адашевский, Елена Маркина, Светлана Карпинская, Николай Боярский, Михаил Данилов Описание: Работу над “Мертвыми душами” Гоголь начал еще в 1835 году […]...
- Мелкопоместное дворянство Гоголя (Гоголь Н. В.) Среди наших писателей – классиков Гоголь является одной из характернейших фигур, с наибольшей убедительностью доказавших тот факт, что писатель служит не только выразителем выдвинувшей его общественной среды, но и продуктом ее. По своему происхождению, по своим кровным связям Гоголь был выходцем из мелкопоместного дворянства с его серой, будничной жизнью, насквозь погрязшей в повседневных личных интересах. […]...
- История создания поэмы “Мертвые души” Н. В. Гоголя В “Авторской исповеди” Гоголь рассказал о том, с каким участием относился Пушкин к его творчеству: “Он уже давно склонял меня приниматься за больше сочинение… он мне сказал: “Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами не приняться за большое сочинение. Это просто грех!”. Пушкин отдал Гоголю свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать […]...
- Биография Н. В. Гоголя и история создания произведения “Мертвые души” (Гоголь Н. В.) Николай Васильевич Гоголь родился в местечке Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Его Детство прошло в родовом имении Васильевке. Отец, страстный поклонник театра, писал стихи, пьесы, потом представлял их на любительской сцене у богатых родственников Трощинских. Сам Гоголь, учась в гимназии (город Нежин), тоже увлекался театром и участвовал в постановках. Юный Гоголь исполнял в “Недоросле” Фонвизина […]...
- Хрестоматия литературы: Н. В. Гоголь в Одессе В последние годы своей жизни Н. В. Гоголь дважды посетил Одессу. В первый раз он прибыл сюда 16 апреля 1848 г. из Константинополя на фрегате “Херсонес”. К несчастью, в это время по всей Новороссии и Бессарабии свирепствовала холера. “Херсонес” и все пассажиры, в том числе и И. В. Гоголь, должны были проходить карантин. После карантина […]...
- В чем Гоголь видит светлые стороны крестьян? Лирические отступления Гоголь раскрывает великую драму порабощенного народа. Крепостнический гнет, неограниченная власть над крестьянами коробочек и Плюшкиных калечит живую душу народа, обрекая его на невежество и нищету. Однако Гоголь видит и показывает и светлые стороны народной жизни. Крепостные крестьяне трудолюбивы. Любая работа спорится в их руках. Экипажи каретника Михеева славились на всю округу. Плотник Пробка “всю губернию […]...
- Тарас Бульба – патриот русской земли (по повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба”) Историческая повесть Гоголя “Тарас Бульба” рассказывает о временах казачества на Руси. Писатель прославляет казаков – смелых воинов, настоящих патриотов, веселых и вольных людей. В центре произведения – образ казака Тараса Бульбы. Когда мы встречаемся с ним, то это уже довольно пожилой человек, имеющий двух взрослых сыновей. Но Бульба еще очень крепок физически, до последней капли […]...
- Гоголь – ” гражданин жизни действительной…” По повести Н. В. Гоголя “Невский проспект” В. Г. Белинский считал: “Такие пьесы, как “Невский проспект”… могли быть написаны не только человеком с огромным талантом и гениальным взглядом на вещи, но и человеком, который при этом знает Петербург не понаслышке”. Не понаслышке знает Н. В. Гоголь столицу Российской империи, которая открылась перед ним как огромный и страшный мир, который губит личность, убивает […]...
- Композиция поэмы “Мертвые души” Н. В. Гоголя по главам Соотношение частей в “Мертвых душах” строго продумано и подчинено творческому замыслу. Первая глава поэмы является своеобразным вступлением. Автор знакомит читателя с главными действующими лицами: с Чичиковым и его постоянными спутниками – Петрушкой и Селифаном, с помещиками Маниловым, Ноздревым, Собакевичем. Здесь же дана зарисовка общества губернских чиновников. Главы со второй по шестую посвящены помещикам, олицетворяющим собой […]...
- Сочинение на тему: “Причина незавершенности поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” Н. В. Гоголь предполагал создать свою поэму “Мертвые души”, взяв за образец “Божественную комедию” итальянского поэта эпохи Возрождения Данте Алигьери. Подобно тому, как Данте разделил свое произведение на три чести (“Ад”, “Чистилище” и “Рай”), так и поэма Гоголя должна была состоять из трех томов. Но этому грандиозному замыслу не суждено было осуществиться полностью. Целиком Гоголь […]...
- “Повесть о капитане Копейкине” (Анализ фрагмента поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”) Мертвые души Гоголь Н. В “Повесть о капитане Копейкине” (Анализ фрагмента поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”) Тема разоблачения чиновничества проходит через все творчество Гоголя: она выделяется и в сборнике “Миргород”, и в комедии “Ревизор”. В поэме “Мертвые души” она переплетается с темой крепостничества. Кроме того, Гоголь везде, где только можно, высмеивает чиновников и косность государственных мужей. Особое место в […]...
- Образ “маленького человека” в творчестве Н. В. Гоголя (Гоголь Н. В.) В любом обществе, в любой отдельной социальной группе людей всегда есть такой человек, внешне ничем не отличающийся от остальных, неприметный, не выделяющийся из толпы. Таких людей обычно называют “маленькими людьми”. Тема маленького человека” весьма актуальна в русской литературе во все времена. Не одно произведение посвятил Пушкин этой теме – например, в “Медном всаднике”, Станционном смотрителе”, […]...
- Н. В. Гоголь – краткая биография Николай Васильевич Гоголь, классик русской и украинской литературы, родился 1 апреля 1809 года в семье помещика. Детство Гоголь провел в родном имении Васильевка, изредка посещая окрестные места, среди которых был хутор Диканька, который позже писатель опишет в одной из своих лучших книг. Так же сильное влияние на личность молодого человека оказали библейские рассказы матушки, которые […]...
- ТЕМА РОДИНЫ И НАРОДА В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ “МЕРТВЫЕ ДУШИ” (вариант 2) Работу над поэмой “Мертвые души” Н. В. Гоголь начал в 1835 году. Сюжет был подсказан ПушкинЫм. Первоначальное же- лание Гоголя “…показать хотя бы с одного бо- ку всю Русь” постепенно перерастает в за- мысел “сочинения полного”, “где было бы уже не одно то, над чем следует смеяться”. Позд- нее, уже после публикации поэмы, Гоголь на- […]...
- Жизнь и творчество: писатель-реалист Диккенс Чарльз Английский писатель-реалист, известнейший представитель социально-бытовой прозы XIX столетия. Честертон отмечал, что Диккенс имел два больших таланта – умение писать смешное и умение изображать ужасное. Писатель исповедует просветительский идеал человека с прирожденной добротой, порядочностью, справедливыми принципами жизни. “Романы воспитание” Диккенса рассказывают о становлении характера персонажа, начиная с детства (например, “Оливер Твист” (1839)). Характерные особенности творчества: наличие […]...
- Роль авторских отступлений в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Поэма “Мертвые души” – сложное произведение, в котором переплетаются беспощадная сатира и философские размышления автора о судьбе России и ее народа. Значительное место в поэме занимают авторские отступления и вставные эпизоды. В них Н. В. Гоголь касается самых острых вопросов общественной жизни России. Отправимся вслед за главным героем поэмы Чичиковым, чтобы познакомится с другими персонажами […]...
- Почему Гоголь назвал свое произведение “Мертвые души” поэмой? “Роман”, “повесть”, “поэма” – так называл “Мертвые души” сам Н. В. Гоголь, работая над этим произведением. Писатель, наверное, хорошо осознавал необычность жанра своего творения: “Вещь, над которой сижу и тружусь теперь…не похожа ни на повесть, ни на роман” – писал Н. В. Гоголь. Мне кажется, назвать “Мертвые души” поэмой автора побудило сочетание в произведении субъективного […]...
- Почему среди персонажей комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” нет положительного героя? (Гоголь Н. В.) “Ревизор” – комедия, таящая в себе глубокие пороки российского общества ХIХ века. Чтобы акцентировать внимание читателей на изъянах высшего сословия, Гоголь обращается к новаторским идеям написания произведения. В комедии отсутствуют положительные герои и любовная тема. Скорее всего, зритель видит пародию на любовь, наблюдая за ухаживаниями Хлестакова за женой и дочерью городничего. Сам автор считал главным […]...
- Художественные особенности творчества Гоголя Гоголь начал свою творческую деятельность как романтик. Однако он обратился к критическому реализму, открыл в нем новую главу. Как художник-реалист, Гоголь развивался под благородным влиянием Пушкина, но не был простым подражателем родоначальника новой русской литературы. Своеобразие Гоголя было в том, что он первым дал широчайшее изображение уездной помещичье-чиновничьей России и “маленького человека”, жителя петербургских углов. […]...
- Крестьяне в поэме Гоголя “Мертвые души” Что представляет собой реальный мир “Мертвых душ”? Это мир, типичными представителями которого являются Манилов, Ноздрев, Собакевич, полицместер, прокурор и многие другие. Гоголь описывает их со злой иронией, не щадя и не жалея. Он показывает их смешными и нелепыми, но это смех сквозь слезы. Это то страшное, что всегда было лишним для России. Реальный мир “Мертвых […]...
- Лирические отступления в “Евгении Онегине” А. С. Пушкина и “Мертвых душах” Н. В. Гоголя “Обилие” лирических отступлений в столь важных, возможно центральных, произведениях двух писателей – Пушкина и Гоголя – объясняется и многими общими чертами, и некоторыми различиями. Попробуем же проследить эту схожесть и отличия и понять место лирических отступлений в каждом из произведений. Возможность лирических отступлений заявлена и Пушкиным, и Гоголем в жанре. “Евгений Онегин” – это не […]...
- Гоголь и его произведения Н. В. Гоголь наряду с А. С. Пушкиным и М. Ю. Лермонтовым считается создателем нового направления в русской литературе XIX в. – реализма. Изображение социально-бытовых подробностей жизни обыкновенного человека, взаимоотношения человека с окружающей его средой и влияния этой среды на характер человека приводили Гоголя к созданию социальных типов – т. е. персонажей, концентрирующих наиболее характерные […]...
- Гоголь Николай Васильевич биография Николай Васильевич Гоголь прожил короткую, но насыщенную событиями, жизнь. О нем и по сей день много говорят, на его произведениях выросло не одно поколение, они пользуются спросом в школах, на их основе создаются художественные картины. Имя этого писателя, безусловно, оставило значительный след в истории. Детство В 1809 году, весной 20 марта, в семье простого помещика […]...
- Сцена бала и ее идейно-художественная роль в произведениях Грибоедова, Пушкина и Гоголя В литературных произведениях XIX в. сцена бала играет важную роль. Чаще всего писателей интересовала жизнь дворянства, их целью было как можно более подробное изображение высшего сословия. Но трудно описать дворянство в целом, останавливаясь лишь на его конкретных представителях. Для того, чтобы завершить, подытожить свой рассказ, автору необходимо собрать всех интересующих его персонажей в одном месте. […]...
- Изображение чиновников в творчестве Гоголя (“Ревизор”, “Мертвые души”) В комедии “Ревизор” и в поэме “Мертвые души” Гоголь обратился к важным социальным темам. В них идет речь о жизни целых сословий – уездного чиновничества, поместного дворянства. В поле зрения автора “вся Русь”. Места, где происходят события, обобщены и типизированы: никак не определяются географически. В отличие от “Мертвых душ”, где Россия показана с “одного бока”, […]...
- Сочинение на тему: ” Философские идеи Гоголя” “Мертвые души” явились качественно новой вехой на творческом пути Н. В. Гоголя, поистине неоценимым вкладом в сокровищницу русской и мировой литературы. В этой поэме Гоголь мастерски объединил в единое целое те черты русской жизни, которые и прежде мелькали на страницах его произведений. В “Мертвых душах” оживают реальные картины жизни самодержавной России: помещичьи дворы, заштатный губернский […]...
- Побут і вдачі провінційної Росії (по комедії Гоголя “Ревізор”) Ревізор Гоголь Н. В Побут і вдачі провінційної Росії (по комедії Гоголя “Ревізор”) Скільки є в нас добрих людей, Але скільки є й плевел, від до- Торих життя немає добрим… На сцену їх! Нехай бачить весь Народ! Нехай розсміється їм! ПРО, сміх велика справа! Н. В. Гоголь Відомо, що єдиний випадок, коли Гоголь мав можливість спостерігати російське провінційне місто, […]...
- Изображение русского народа по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.) Н. В. Гоголь начал создавать свою поэму “Мертвые души” в те времена, когда в России еще действовало так называемое “крепостное право”. Оно предусматривало сильную зависимость обрабатывающих землю крестьян от владеющего этой землей помещика. Крепостные люди не имели вообще никаких прав и свобод. Помещики их беспощадно наказывали, управляли их личной жизнью, покупали, обменивали, продавали. И это […]...
- ТЕМА РОДИНЫ И НАРОДА В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ “МЕРТВЫЕ ДУШИ” (вариант 1) Николай Васильевич Гоголь начал писать поэму “Мертвые души” в 1835 году по на- стойчивому совету ПушкинА. После долгих лет скитаний по Европе Гоголь обосновался в Риме, где целиком посвятил себя работе над поэмой. Ее создание он рассматривал как исполнение клятвы, данной им ПушкинУ, как осуществление писательского долга перед Родиной. В 1841 году поэма была закончена, […]...
- Что, по мнению Толстого, определяет сущность человека Каждый писатель, творец – это прежде всего человек. Конечно, у него свои пристрастия, свои взгляды на жизнь, принципы. Потому и созданные им герои для него, словно живые люди, тоже делятся, как и для нас, читателей, на любимых – то есть на тех, что разделяют его мысли, и на чужих. И дело не только в том, […]...
- Сочинение на тему: Замысел романа Гоголя “Мертвые души” Работу над “Мертвыми душами” Гоголь начал в 1835 г. и продолжал всю жизнь. В 1835 г. он извещал Пушкина: “Начал писать ” Мертвых душ “. Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон”. Как видно, писатель называет свое произведение романом и выделяет прежде всего смешную сторону. В процессе работы его замысел значительно расширился. […]...
- Поместье и его владелец (по поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”) (сочинение-миниатюра) Люди давно подметили, что дом человека – не только его крепость, но и его зеркало. Любой дом несет на себе отпечаток личности его владельца. Н. В. Гоголь до предела довел эту черту в “Мертвых душах”, и сходство стало почти гротескным, так что получились как бы двойные портреты героев поэмы. Чичиков в своих разъездах и хлопотах […]...
- Две России в поэме Гоголя “Мертвые души”. “Мертвые” и “живые” души в поэме Гоголя Две России в поэме Гоголя “Мертвые души”. “Мертвые” и “живые” души в поэме Гоголя. В начале работы над поэмой Н. В. Гоголь писал В. А. Жуковскому: “Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем”. Так сам Гоголь определил объем своего произведения – вся Русь. И писатель сумел показать во всем […]...