Лирические песни Верхней Волги
Истоки русской лирической песни уходят в древность. Уже в начале первого тысячелетия нашей эры греческие, римские и арабские историки с восторгом писали о славянских песнях, а самих славян называли “песнелюбцами”. Историки музыки утверждают, что уже на ранних этапах своего развития славянские песни оказывали влияние на музыку соседних народов и становились фактором мировой музыкальной культуры. При этом в самом начале пути, то есть в раннюю языческую эпоху, определились два главных пласта русской народной песни – обрядовые и необрядовые,
На вопрос о времени возникновении лирических песен до сих пор нет однозначного ответа.
Лирические песни Верхней Волги (впрочем, как и все другие лирические песни) были тесно связаны с обрядами – древнейшими видами народной культуры. Существует мнение, что лирическая песня необходима в обряде для того, чтобы комментировать сам обряд. Большинство лирических песен – любовной или семейной тематики, раскрывающей социально-бытовую жизнь народа и объясняющей тематическое своеобразие лирических обрядовых.
Таким образом, лирическая песня – яркая картина исторического прошлого нашего народа. Она раскрывает перед нами все богатство и красоту “внутреннего мира” России. Лирическая песня позволяет нам понять и узнать источники обрядов, а также художественные вкусы крестьян и трудящихся.
То есть, лирический герой песни – это всегда простой человек: крестьянин, крестьянка, ямщик, бурлак, повстанец – “удалой разбойник”, солдат.
Ой, посидимте, братцы здесь, пока пивцо – винцо есть
Пивцо – винцо разопьем – все делишки разберем.
Запоем мы песню, братцы, про свое житье солдатско:
Что солдатска голова – что под дождичком трава.
Не растет трава не вянет– служба царская не станет.
Наиболее распространенным типом лирической семейно-бытовой песни является песня-монолог, когда повествование передается от лица главного героя песни или певца-автора.
Ах ты наш батюшка Ярославль-город!
Ты хорош, пригож на горе стоишь,
На горе стоишь – на всей красоте:
Промежду двух рек, промеж быстрых –
Промеж Волги-реки, промеж Котраски!
Второй тип композиции песни – диалог. Он усиливает драматизм лирического содержания, более ярко передает мысли и чувства героя.
Но самой распространенной композиционной формой лирической песни является, пожалуй, сочетание трех композиционных форм: “монолог, диалог и повествовательная часть + монолог (или диалог)”
“Ой, полна, полна коробушка,
Есть и ситцы и парча.
Пожалей, моя зазнобушка,
Молодецкого плеча!
Выди, выди в рожь высокую!
Там до ночки погожу,
А завижу черноокую –
Все товары разложу.
Цены сам платил не малые,
Не торгуйся, не скупись:
Подставляй-ка губы алые,
Ближе к милому садись!”
Вот и пала ночь туманная,
Ждет удалый молодец.
Чу, идет!- пришла желанная,
Продает товар купец.
Катя бережно торгуется,
Все боится передать.
Парень с девицей целуется,
Просит цену набавлять.
—————————————
“Не хочу ходить нарядная
Без сердечного дружка!”
То-то, дуры вы, молодочки!
Не сама ли принесла
Полуштофик сладкой водочки?
А подарков не взяла!
Так постой же! Нерушимое
Обещаньице даю:
Опорожнится коробушка,
На Покров домой приду
И тебя, душа-зазнобушка,
В божью церковь поведу!”
В песнях встречаются определительные эпитеты (батюшков, матушкин, женихов и т. п.), выразительные эпитеты (родимый батюшка, миленький братец, добрый молодей, красна девица и т. п.), изобразительные эпитеты (создают условно – символический мир, о котором говорилось выше, они в сочетании с выразительными эпитетами формируют эмоциональный настрой песен) (голубка сизая, блюдо златое и т. п.). В лирических песнях функция эпитета главным образом выразительная и эмоционально-оценочная.
В наши дни лирические песни так же популярны. В Костроме есть ансамбль, “Гралица” исполняющий лирические песни далеко за пределами Костромской области.