Тип литературный
Тип литературный – Художественный образ человека, в котором воплощены черты, выражающие характерные особенности определенной социальной или психологической группы: общественно-политической, национальной, психологической и т. д. Типическое проявляется в индивидуальной, неповторимой форме, без чего типический образ теряет художественную убедительность. Принципы типизации в литературе многообразны. Литературный тип может строиться по законам реалистического искусства, романтического, символистского и т. д. Особый характер имеет сатирическая типизация, где широко применяются элементы условности (преувеличение, гротеск и т. д.). В истории художественной литературы известны случаи, когда те или иные образы (типы) продолжают жить в сознании последующих поколений (“вечные образы” Гамлета, Дон Кихота, Хлестакова, Обломова и др.).
В истории художественной литературы известны случаи, когда те или иные образы (типы) продолжают жить в сознании последующих поколений (“вечные образы” Гамлета, Дон Кихота, Хлестакова, Обломова и др.).
- Понятие о литературном типе (на примере творчества И. А. Гончарова) В статье “Лучше позже, чем никогда” Гончаров писал: “…если образы типичны, они непременно отражают на себе – крупнее или мельче – и эпоху, в которой живут, оттого они и типичны. То есть на них отражаются, как в зеркале, и явления общественной жизни, и нравы, и быт”. В письме к Достоевскому в 1874 г. Гончаров так […]...
- Литературный обзор как один из возможных жанров сочинения-рассуждения Литературным обзором называют сжатое и обобщенное сообщение о ряде однородных явлений. Поскольку такое сообщение делается с какой-то определенной точки зрения, для обоснования какой-то определенной мысли, постольку можно утверждать, что литературный обзор есть разновидность сочинения-рассуждения. Литературный обзор может быть написан в форме статьи, цикла статей или сделан в форме устного доклада. Между литературным обзором и статьей […]...
- Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения Историко-литературный процесс – совокупность общезначимых изменений в литературе. Литература непрерывно развивается. Каждая эпоха обогащает искусство какими-то новыми художественными открытиями. Изучение закономерностей развития литературы и составляет понятие ” историко-литературный процесс “. Развитие литературного процесса определяется следующими художественными системами: творческий метод, стиль, жанр, литературные направления и течения. Непрерывное изменение литературы – […]...
- Литературный и поэтический словари Эти два словаря, вышедшие один за другим в издательском доме “Литературная учеба”, наверное, не получат соответствующих учебно-методических грифов – хотя оба выпущены в рамках Федеральной целевой программы “Культура России”. Может быть, не получат потому, что представляют собой не дистиллированные тексты с тяжелым отливом школьного псевдолитературоведения, а собрание живого опыта многих исследователей. Словарь, как и любая […]...
- Литературный язык Литературный язык – одна из основных форм существования языка, которая отличается последовательной кодифицированностью, сознательным культивированием нормы, обязательностью норм для всех говорящих и высокой социальной престижностью. Литературный язык обслуживает различные коммуникативные сферы, служит для выражения самого разного содержания и решения множества коммуникативных задач. Литературный язык используется в области государственного управления, публицистики, науки, литературы, а также в […]...
- “Жизнь коротка, искусство вечно” (1) “Жизнь коротка, искусство вечно”, – так говорили древние римляне. Это выражение означает, что ценности, воплощенные в произведениях искусства, вечны и не теряют своей значимости. Глядя на великие архитектурные сооружения прошлого, убеждаешься в том, что это изречение абсолютно верно. Но как быть с произведениями словесного искусства? Английский прозаик и драматург Уильям Сомерсет Моэм как-то заметил, что […]...
- Литературный герой в рассказе М. Шолохова “Судьба человека” В центре рассказа М. Шолохова “Судьба человека” (1956 – 1957) находится образ Андрея Соколова – литературный герой “нового типа”. Шолохов сделал объектом пристального внимания и восхищения судьбу простого русского человека, такого же, как миллионы других. По мнению автора, Андрей Соколов не совершил в своей жизни никаких особенных подвигов – просто ему выпало существовать в суровую […]...
- Определение. Что такое Литературный язык Литературный язык – одна из основных форм существования языка, которая отличается последовательной кодифицированностью (установлением нормы), сознательным культивированием нормы, обязательностью норм для всех говорящих и высокой социальной престижностью. Литературный язык обслуживает различные коммуникативные сферы, служит для выражения самого разного содержания и решения множества коммуникативных задач. Литературный язык используется в области государственного управления, публицистики, науки, литературы, а […]...
- Литературный образ Литературный образ это – внешнее и внутреннее изображение картин человеческой жизни, при помощи слова. Определено Литературный образ можно отнести к искусству: к театру, к живописи, к скульптуре; литературное так как и другое искусство, создает словесные картины жизни. В этом и есть главное отличие от других видов искусства, искусство которое Творится словом. Сравнивать искусства слова и […]...
- Свойства художественной литературы. Определение Общие свойства художественной литературы. Художественная литература – это искусство слова, особый вид общественного сознания. Она обладает богатыми познавательными возможностями и огромным воспитательным значением, воздействуя на людей, на их мысли и чувства, формируя определенные взгляды и убеждения, способствуя выработке жизненной позиции. Художественная литература отражает действительность к образах. В этом ее отличие от других форм общественного сознания […]...
- Храпченко М. Б. НИКОЛАЙ ГОГОЛЬ. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПУТЬ, ВЕЛИЧИЕ ПИСАТЕЛЯ НИКОЛАЙ ГОГОЛЬ. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПУТЬ, ВЕЛИЧИЕ ПИСАТЕЛЯ Представляя собой великое национальное достояние русского народа, произведения Гоголя являются в то же время неотъемлемой частью мировой художественной культуры. По глубине воплощения жизненной правды, по объемности художественных обобщений они принадлежат к числу наиболее значительных, современных художественных творений. Гоголь – великий юморист и сатирик, чье творчество неразрывно связано с формированием […]...
- Литературный язык в произведениях Пушкина В произведениях Пушкина литературный язык освободился от ранее свойственной ему в той или иной мере обособленности от живого общенародного языка и стал одной из важнейших форм общенародного языка, органически с ним связанной. Развитие пушкинского стиля являет картину многообразных путей и средств сближения языка художественной литературы с языком общенародным. От “Руслана и Людмилы” до сказок и […]...
- “Маленький человек”; – литературный тип Гоголя “Маленький человек”; – литературный тип, сложившийся в русской реалистической литературе 1830-1840 годах, бедный чиновник, “винтик”; огромной бюрократической машины. Он стоит на низшей ступени социальной лестницы, духовный мир его скуден и малоинтересен. Такой герой уже появился в образах Самсона Вырина из “Станционного смотрителя”; и Евгения из “Медного всадника”; Пушкина, который изображает “маленького человека”; с гуманистических позиций. […]...
- Литературный процесс: барокко Глава 1. Характеристика европейской литературы XVII века 1.3. Литературный процесс: барокко В барокко в определенной мере сказалось ренессансное начало, культурная традиция, понимание человека как нового типа. Однако барокко – прежде всего порождение нового времени. Как и ренессанс, барокко обращалось к античности: восприняло, унаследовало теории Аристотеля о литературе, учение о страстях. Впоследствии учение о страстях получит […]...
- Школьный виртуальный литературный музей “Уж сколько раз твердили миру”, что компьютер из опасной игрушки для маленьких и средства бездумного выполнения домашних заданий для школьников средних и старших классов нужно превратить в настоящего друга и помощника ребенка. И мы решили попробовать найти хотя бы одно решение этой задачи. Союз компьютерных технологий и литературы только на первый взгляд кажется неустойчивым. А […]...
- Дневник как литературный жанр Чтобы научиться писать, надо писать. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания, их можно и нужно писать как можно раньше – не худо еще в юные годы – о своем детстве, например. (Д. С. Лихачев) Дневник – важный и в известном смысле знаменитый атрибут школьной жизни. Но кроме обычного дневника (как, с позволения сказать, […]...
- “Слово о полку Игореве, Игоря, сына Святослава, внука Ольгова” – литературный памятник Средневековья “Слово о полку Игореве” имеет большое значение как для русской средневековой, так и для мировой литературы. Почти все литературные памятники XII-XV веков – это летописи: произведения, которые рассказывают о реальных событиях того времени. “Слово…” написано в 1187 году, но, тем не менее, не является летописью. Там действительно повествуется об исторических событиях, но уже в художественной […]...
- Литературный процесс периода “оттепели” С середины 1960-х годов стало очевидно, что “оттепель” неотвратимо сменяется “заморозками”. Усилился административный контроль за культурной жизнью. Деятельность “Нового мира” встречала все больше препятствий. Журнал стали обвинять в очернительстве советской истории и действительности, усилился бюрократический нажим на редакцию. Каждый номер журнала задерживался и приходил к читателю с опозданием. Однако смелость и последовательность в отстаивании идей […]...
- Что такое литературный процесс? (в контексте украинской литературы) Литературный процесс – это особая форма функционирования литературы в определенной стране в определенную историческую эпоху. Охватывает в свое силовое поле не только художественную литературу, а и все, связанное с ней: критику, литературоведение, философию, сопредельные искусства. Он состоит из таких факторов: творческие направления, их становление, развитие, упадок; стилевые течения, борьба между ними, временные границы; творческий задел […]...
- “Слово о полку Игореве” – литературный памятник мирового средневековья “Слово о полку Игореве”, созданное в 1187 году, является уникальным памятником мировой литературы средних веков. В XII-XV столетиях происходит бурное развитие литературы. Произведения этого периода отражают в основном события, которые происходили в то время. Известно, что почти в каждом городе при монастырях велись летописи – документальные свидетельства тех лет. “Слово о полку Игореве” – не […]...
- Основной литературный принцип Пушкина Пропагандируя в прозе “прелесть нагой простоты”, Пушкин хотел бы и поэзию освободить “от условных украшений”, “приблизить поэтический слог к благородной простоте” (“В зрелой словесности приходит время…”). Поэт-реалист ведет систематическую борьбу против украшенного, метафорического, перифрастического стиля сентименталистов и романтиков. Но это не значит, будто Пушкин отказывается от метафор или перифраз, от эпитетов или сравнений. Эти и […]...
- Сон как литературный метод постижения действительности Есть одна старинная притча. Философу приснилось, что он стал мотыльком. И, проснувшись, он уже не знал, кто он: мудрый старец, видевший во сне, будто он стал мотыльком, или мотылек, которому снится, что он – мудрый старец. В этой притче сон и явь переплетаются. И если даже философ не может провести между ними четкую грань, чего […]...
- Мой любимый литературный герой Мой любимый литературный герой План I. Мой любимый литературный герой – Остап Бендер. II. Образ, взятый из жизни. 1. Жизнелюбие, беззлобность Остапа. 2. Широкая натура Бендера. 3. Тонкий психолог. 4. Редкое чувство юмора. III. Великий “комбинатор”. Мой любимый литературный герой – Остап Бендер, главный персонаж книг “Двенадцать стульев” и “Золотой теленок”, написанных И. Ильфом и […]...
- Литературный процесс: ренессансный реализм Глава 1. Характеристика европейской литературы XVII века 1.2. Литературный процесс: ренессансный реализм XVII век продолжает претворять ренессансные традиции в литературе в условиях изменяющейся исторической картины мира. Ренессансный реализм не сформировался в самостоятельное направление в XVII в., но оказал существенное влияние на художественное мировоззрение писателей барокко и классицизма. В отличие от гуманизма эпохи Возрождения ренессансный реализм […]...
- Литературный обзор творчества Чингиза Айтматова Чингиз Айтматов (род, в 1928 г.) – одна из самых замечательных фигур современной советской литературы. Это писатель глубоко национальный, но с первых же шагов в литературе он стал известен во всем Союзе. В качестве одного из видных советских писателей он широко популярен за рубежом. Последние годы он часто выступает там с лекциями, интервью, на различных […]...
- Зиновий Зиник – прозаик, литературный обозреватель, журналист Зиновий Зиник (псевдоним Глузберга Зиновия Ефимовича) – прозаик, эссеист, либреттист, литературный обозреватель, радиожурналист. Родился в Москве в 1945 г. Учился в художественной школе, в Московском университете, писал театральные рецензии для журнала “Театр” и газеты “Неделя”, входил в круг представителей неофициальной русской литературы. В 1975 г. эмигрировал в Израиль. На протяжении года был режиссером театра-студии для […]...
- Литературный анализ “Одинок я, нет отрады” Уже в ранних стихотворениях Лермонтова звучат главные мотивы его творчества: ощущение своего избранничества обрекающее поэта на непонятность окружающих и одиночество. В раннем творчестве Лермонтова тема одиночества раскрывается в традициях романтизма. Позже в стихотворении “Стансы” появляется новое осмысление этой Я к одиночеству привык, Я б не умел ужиться с другом, Ни с кем в Отчизне не […]...
- “Маленький человек” – литературный тип Н. В. Гоголя “Маленький человек” – литературный тип, сложившийся в русской реалистической литературе 1830-1840 годах, бедный чиновник, “винтик” огромной бюрократической машины. Он стоит на низшей ступени социальной лестницы, духовный мир его скуден и малоинтересен. Такой герой уже появился в образах Самсона Вырина из “Станционного смотрителя” и Евгения из “Медного всадника” Пушкина, который изображает “маленького человека” с гуманистических позиций. […]...
- Литературный процесс: классицизм Глава 1. Характеристика европейской литературы XVII века 1.5. Литературный процесс: классицизм Классицизм – от лат. классикус – образцовый. Главная черта европейского классицизма – это глубокое обращение к античному наследию. Классицисты ориентировались в художественном творчестве на античное искусство, на труды Аристотеля и Горация. Отсюда строгая регламентация литературных жанров и стилей, упорядоченность мысли, подкрепленная природой рационалистической философии. […]...
- Русский литературный концептуализм “Родоначальниками” русского литературного концептуализма явились Всеволод Некрасов, Лев Рубинштейн, Дмитрий Александрович Пригов. Некрасов Всеволод Николаевич р. 1934 – поэт, автор статей по вопросом литературы и искусства (“Экология искусства”, “Как это было (и есть) с концептуализмом” и др.). Начинал в 50-е гг. как участник лианозовской школы, в середине 70-х явился одним из создателей московского поэтического концептуализма. […]...
- Сочинение на тему “Мой любимый литературный образ” Немало книг прочитано, немало было раздумий по поводу той или иной прочитанной книги, опознаны множество исторических обстоятельств и различных литературных образов. Многое забывается очень быстро, а что-то врезается в сознании навсегда. Так мне запал в сердце образ Маленького принца из одноименной сказки Антуана де Сент-Экзюпери. Маленький принц – мальчик, который неизвестно как попал в пустыню, […]...
- Мой любимый современный литературный герой – Гарри Поттер Современная литература предстает перед читателями во всей ее многогранности: многообразие жанров, стилей, сотни тем и проблем, поднимаемых. Собственно, каждый может найти что-то по душе. Что касается меня, в последнее время я увлекаюсь жанром фэнтези. Магические способности, необычные существа, игра фантазии – все это сочетается с основными проблемами человечества именно в фэнтези-произведениях. Самым любимым моим произведением […]...
- Письменно-литературный язык и его отличия от разговорной речи Для рассмотрения данного вопроса необходимо изучить основные источники формирования русского литературного языка как образцовой формы. Отметим, что современный литературный язык представляет собой продукт слияния нескольких различных по происхождению потоков: V народно-разговорный, восходящий своими корнями в праславянской (и даже индо-европейской) древности; V письменно-русский, который используется в деловой, научной, публицистической сферах; V старославянский и церковнославянский (прежде всего […]...
- Мой любимый литературный образ Гарри Поттер Второй том серии книг про Гарри Поттера имеет для меня особенное значение, так как именно с него началось мое знакомство с миром волшебников и маглов. Это было еще в школе, когда мы устроили коллективный поход на только что вышедший на экраны фильм по мотивам книги. Фильм мне понравился, хотя я особо не понял, что это […]...
- Литературный герой в романе “Евгений Онегин” Вы читаете художественное произведение, знакомитесь с его персонажами. А дальше? Учите “образы”: “образ Онегина”, “образ Ленского”, “образ Татьяны Лариной”?. Скажите, о ваших товарищах вы тоже судите по “школьным характеристикам”? Вряд ли: суждения о человеке формируются прежде всего на основе личных впечатлений. А литературный герой, с которым вас знакомит писатель,- разве он не личность, которую вы […]...
- “Что мне ненавистно” – первый “литературный документ” в наследии Золя В середине 60-х годов Золя теоретически уже стоял на уровне наиболее смелых тогда идей эстетики, связанных с позитивизмом. Но как писатель все еще оставался неопытным новичком? не нашедшим своего настоящего места в современном литературном мире. Он чувствовал себя готовым к борьбе, но пока очень одиноким. Чтобы понять это, достаточно заглянуть в письма Золя все еще […]...
- Литературный календарь. 2003 год 17-23 октября “…Как-то зашел у нас разговор об имени Анна. Он сказал, что как-то ему случалось постоянно видеть, что Анны бывают нехороши; я отвечала: “Да, это правда, я сама знаю, что я нехороша собой”. Он ужасно как удивился и сказал: “Неужели вы могли подумать, что я мог бы вам сказать, что вы нехороши. Я совсем […]...
- Литературный сборник XVII в.- Пролог ПРОЛОГ (XII в.)-древнерусский календарный сборник, состоящий из кратких византийских, древнерусских, южнославянских житий и памятей святых, отрывков из переводных сочинений христианских писателей и произведений древнерусских авторов на темы христианской морали. Сначала (в XII в.) П. являлся лишь переводом греческого сборника кратких житий и памятей вселенских святых, который назывался “Синаксарь” (в переводе с греч.-“сборник”). В Византии он […]...
- Литературный стиль Ивана Грозного Грозный был воспитан на иосифлянских литературных традициях. До предела осознав себя единоличным, самодержавным властителем, он утвердился в представлении о себе как о потомке Августа-кесаря и, по учению иосифлян, как о наместнике бога на земле. По его убеждению, все его подвластные без исключения были его холопы. “А жаловати есмя своих холопей вольны, а и казнити вольны […]...
- Сочинение на тему: “Литература и история. Связанны ли они и почему?” Несмотря на то, что в средние века, вплоть до рубежа XIX-XX веков, литература в основном служила интересам господствующих классов, в своих произведениях все-таки смогла отразить общенародные интересы и реальное состояние общественной и политической жизни русского народа. Богатейший кладезь русского народного творчества способствовал своими темами развитию художественной литературы, обогащал ее своими художественными приемами, идеями и темами, […]...