Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения
Историко-литературный процесс – совокупность общезначимых изменений в литературе. Литература непрерывно развивается. Каждая эпоха обогащает искусство какими-то новыми художественными открытиями.
Изучение закономерностей развития литературы и составляет понятие ” историко-литературный процесс “. Развитие литературного процесса определяется следующими художественными системами: творческий метод, стиль, жанр, литературные направления и течения.
Непрерывное изменение литературы – очевидный факт, но значимые изменения происходят далеко не каждый год, даже не каждое десятилетие. Как правило, они связаны с серьезными историческими сдвигами (смена исторических эпох и периодов, войны, революции, связанные с выходом на историческую арену новых общественных сил и т. д.). Можно выделить основные этапы развития европейского искусства, которые определили специфику историко-литературного процесса: античность, средние века, Возрождение, Просвещение, девятнадцатый и двадцатый века.
Развитие
Литературный процесс – это сложная система литературных взаимодействий. Он представляет собой формирование, функционирование и смену различных литературных направлений и течений.
Related posts:
- Литературные направления и течения ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ Литературные направления и течения 1. Литературное направление – часто отождествляется с художественным методом. Обозначает совокупность фундаментальных духовно-эстетических принципов многих писателей, а также ряда группировок и школ, их программно-эстетических установок, используемых средств. В борьбе и смене направлений наиболее отчетливо выражаются закономерности литературного процесса. Принято выделять следующие литературные направления: А) Классицизм, Б) Сентиментализм, В) Натурализм, […]...
- “Серебряный век” русской поэзии. Литературные направления, течения в поэзии На рубеже XIX-XX веков в русской литературе, как в большинстве европейских литератур, ведущую роль играют модернистские течения, которые наиболее ярко проявились в поэзии. Эпоху модернизма в русской литературе называют “серебряным веком”. Специфика “серебряного века” заключается в том, что, осуществляя творческие поиски на общих принципах модернизма в конце XIX в., писатели в начале XX века, должны […]...
- ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ (МЕТОДЫ) И ТЕЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (МЕТОД) – совокупность основных особенностей творчества, сформировавшихся и повторяющихся в определенный исторический период развития искусства. При этом черты данного направления могут прослеживаться у авторов, творивших в эпохи, предшествовавшие формированию самого направления (черты романтизма у Шекспира, черты реализма в “Недоросле” Фонвизина), а также в последующие эпохи (черты романтизма у Горького). Выделяются четыре основных литературных […]...
- Что такое литературный процесс? (в контексте украинской литературы) Литературный процесс – это особая форма функционирования литературы в определенной стране в определенную историческую эпоху. Охватывает в свое силовое поле не только художественную литературу, а и все, связанное с ней: критику, литературоведение, философию, сопредельные искусства. Он состоит из таких факторов: творческие направления, их становление, развитие, упадок; стилевые течения, борьба между ними, временные границы; творческий задел […]...
- Литературный процесс: ренессансный реализм Глава 1. Характеристика европейской литературы XVII века 1.2. Литературный процесс: ренессансный реализм XVII век продолжает претворять ренессансные традиции в литературе в условиях изменяющейся исторической картины мира. Ренессансный реализм не сформировался в самостоятельное направление в XVII в., но оказал существенное влияние на художественное мировоззрение писателей барокко и классицизма. В отличие от гуманизма эпохи Возрождения ренессансный реализм […]...
- Литературный процесс периода “оттепели” С середины 1960-х годов стало очевидно, что “оттепель” неотвратимо сменяется “заморозками”. Усилился административный контроль за культурной жизнью. Деятельность “Нового мира” встречала все больше препятствий. Журнал стали обвинять в очернительстве советской истории и действительности, усилился бюрократический нажим на редакцию. Каждый номер журнала задерживался и приходил к читателю с опозданием. Однако смелость и последовательность в отстаивании идей […]...
- Национальное своеобразие русской литературы. Литературные направления 1840-х годов Существенные изменения в содержании и формах русской художественной литературы, знаменовавшие ее переход на новую ступень исторического развития, происходили уже в 1840-е годы. В стране господствовала атмосфера тяжелой правительственной реакции. Литература и журналистика находились под невыносимым цензурным гнетом. Но глубокие сдвиги, наметившиеся в недрах русского общества, активизировали общественную мысль и возбуждали новые идейные интересы. К середине […]...
- Литературный процесс: классицизм Глава 1. Характеристика европейской литературы XVII века 1.5. Литературный процесс: классицизм Классицизм – от лат. классикус – образцовый. Главная черта европейского классицизма – это глубокое обращение к античному наследию. Классицисты ориентировались в художественном творчестве на античное искусство, на труды Аристотеля и Горация. Отсюда строгая регламентация литературных жанров и стилей, упорядоченность мысли, подкрепленная природой рационалистической философии. […]...
- Литературный процесс: барокко Глава 1. Характеристика европейской литературы XVII века 1.3. Литературный процесс: барокко В барокко в определенной мере сказалось ренессансное начало, культурная традиция, понимание человека как нового типа. Однако барокко – прежде всего порождение нового времени. Как и ренессанс, барокко обращалось к античности: восприняло, унаследовало теории Аристотеля о литературе, учение о страстях. Впоследствии учение о страстях получит […]...
- Новые литературные направления начала ХХ века Несмотря на большую разницу между двумя партиями интеллигентов-радикалов (старыми народниками и новыми марксистами), у них были и некоторые общие незыблемые принципы: в первую очередь, агностицизм и стремление подчинить все человеческие ценности идее социального прогресса и политической революции. Образованные консерваторы и славянофилы тоже взяли за правило ставить политическое и социальное превыше всех остальных ценностей, и православие […]...
- ОСНОВНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ (КЛАССИЦИЗМ, РОМАНТИЗМ, РЕАЛИЗМ) Литературное направление – это идейно-эстетическая общность группы писателей определенной страны и эпохи, получившая программное обоснование. Принадлежность писателей к одному направлению определяется единством культурной традиции, относительным сходством мировосприятия и способов воспроизведения действительности. В истории русской литературы наиболее значительными направлениями были классицизм, романтизм и реализм. Литературное направление отличается от течения. К одному направлению могут принадлежать писатели, разные […]...
- Тарас Шевченко и европейские литературные направления В европейском искусстве ХІХ ст. было немало художников, которые походили из высших слоев общества и обрабатывали тему простонародья на манер О. Венецианова, “пейзанскую” манеру которого не воспринимал Шевченко. Такими были дрезденский рисовальщик Людвиг Рихтер, который чарующе изображал немецкую народную жизнь, прежде всего родственную идиллию. График Леон Пети с большой симпатией воссоздавал сцены сельской жизни – […]...
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА Особенности социально-политической обстановки в России. Падение крепостного права – борьба вокруг крестьянского вопроса и ее отражение в литературе. Расстановка общественных сил и позиции ведущих журналов. Основные течения, направления. Демократизация литературы. Русская литература второй половины XIX века. Роль русской классики в культурной жизни страны. Богатство проблематики и широта тематики. Борьба литературных направлений. Развитие литературы критического реализма. […]...
- Рекомендованная литература (к гл. IX) Рекомендованная литература (к гл. IX) Введение в литературоведение. Литературное произведе-ние Под ред. Л. В. Чернец. М., 2002. Введение в литературоведение. Хрестоматия: Учебное посо-бие Под ред. П. А. Николаева, А. Я. Эсалнек. М., 2006 Волков И. Ф. Теория литературы. М., 1995. (Разделы о родах и жанрах литературы и о литературных направлениях.) Кожинов В. В. К проблеме […]...
- Литературный язык Литературный язык – одна из основных форм существования языка, которая отличается последовательной кодифицированностью, сознательным культивированием нормы, обязательностью норм для всех говорящих и высокой социальной престижностью. Литературный язык обслуживает различные коммуникативные сферы, служит для выражения самого разного содержания и решения множества коммуникативных задач. Литературный язык используется в области государственного управления, публицистики, науки, литературы, а также в […]...
- Литературные параллели: Пушкин и Ломоносов Пушкин, как и Ломоносов, вводит в литературный язык как книжные, так и разговорные средства выражения в отличие от карамзинистов, которые борются с книжными элементами, или от шишковистов, которые борются с элементами разговорными. Однако, в отличие от Ломоносова, Пушкин не связывает разнообразие языковых средств с иерархией жанров; соответственно, употребление славянизмов или русизмов не обусловлено у него, […]...
- Определение. Что такое Литературный язык Литературный язык – одна из основных форм существования языка, которая отличается последовательной кодифицированностью (установлением нормы), сознательным культивированием нормы, обязательностью норм для всех говорящих и высокой социальной престижностью. Литературный язык обслуживает различные коммуникативные сферы, служит для выражения самого разного содержания и решения множества коммуникативных задач. Литературный язык используется в области государственного управления, публицистики, науки, литературы, а […]...
- Возникновение жанрово-стилевого течения Многое из того, что впервые заявило о себе в 20-е годы, получило мощный импульс в период 30-х годов. Возникли жанрово-стилевые течения, которых не было прежде. Так, например, расширение этического диапазона, углубление исторического мышления привели к более органическому проникновению эпического содержания во все поэтические роды и, как следствие этого, к насыщению стилевой ткани произведений философским началом. […]...
- “Процесс”, анализ романа Кафки Созданный Францем Кафкой в начале XX века “Процесс” на протяжении целого столетия волнует умы литературных критиков и кинорежиссеров. Произведение, написанное в уникальном литературном стиле модернизма, “магического реализма” и Экзистенциализма, анализирует классическую проблему современного общества – противостояние человека и системы. По своему жанру “Процесс” относится к философскому роману. При этом в нем удивительно тонко переплелись черты […]...
- Творчество Пушкина и процесс развития русской литературы Пушкин – великий русский национальный поэт. Он стоит в ряду таких гениальных художников слова, как Шекспир, Гете, Лев Толстой. Поэзия Пушкина явилась воплощением свободолюбия, патриотизма, мудрости и гуманных чувств русского народа, его могучих творческих сил. Пушкин был певцом и вдохновителем освободительного движения своего времени. Плодотворное влияние Пушкина сказалось во всех областях русской культуры. Творчество Пушкина […]...
- Литературные роды. Жанры литературы Литературные роды. Жанры литературы Эпос, лирика, драма Литературный род – группа жащюв, обладающих сходными структурными признаками. Художественные произведения очень отличаются по выбору изображаемых явлений действительности, по способам ее изображения, по преобладанию объективного или субъективного начал, по композиции, по формам словесного выражения, по изобразительно-выразительным средствам. Но при этом все эти разнообразные литературные произведения можно поделить на […]...
- Создание и анализ течения “Символизм” в поэзии Символизм – первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е гг., называют “старшими символистами” (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуб и др.). В 1900-е гг. […]...
- Тип литературный Тип литературный – Художественный образ человека, в котором воплощены черты, выражающие характерные особенности определенной социальной или психологической группы: общественно-политической, национальной, психологической и т. д. Типическое проявляется в индивидуальной, неповторимой форме, без чего типический образ теряет художественную убедительность. Принципы типизации в литературе многообразны. Литературный тип может строиться по законам реалистического искусства, романтического, символистского и т. д. […]...
- Литература как одно из важнейших проявлений человеческой культуры Литература Как одно из важнейших проявлений человеческой культуры существует не просто в виде отдельных литературно-художественных произведений, а как форма общественного сознания, явление социально-исторического характера. В процессе исторического развития в социально-экономической, политической и культурной жизни общества происходят изменения, которые предопределяют и разнообразные изменения в литературе: обновляют, как принципы отображения жизни писателями, мировоззренческие и идеологические постулаты, темы […]...
- “Без идеала нет твердого направления, а нет направления – нет жизни”. Л. Н. Толстой. (По одному из произведений русской литературы. – АЛ. Платонов. “Чевенгур”.) Слова Л. Толстого о том, что “без идеала нет жизни”, относятся и к людям, чьи идеалы ложные, внушенные власть имущими людям, напоминающим зомби, в которых жизненное начало подменено фанатической верой в чуждые им идеи. А. Платонов подчеркивает неосознанное состояние человека, забывшего о своем существовании, человека безыдейного: “…точно все живущее находилось где-то посреди времени и своего […]...
- Создание и анализ течения “Акмеизм” в поэзии Акмеизм (от греч. акте – высшая степень чего-либо; расцвет; вершина; острие) возник в 1910-е гг. в кружке молодых поэтов, поначалу близких символизму. Стимулом к их сближению была оппозиционность к символистской поэтической практике, стремление преодолеть умозрительность и утопизм символистских теорий. В октябре 1911 г. было основано новое литературное объединение – “Цех поэтов”. Название кружка указывало на […]...
- Процесс обучения, его структура и функции Процесс обучения – это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, часть целостного пед. процесса. Процесс обучения строится с учетом возрастных особенностей учащихся. Функции: образовательная (ЗУН), воспитательная (мировозрение), развивающая. Структура. Процесс двусторонний: 1)преп-ние (д-ть уч-ля) 2)учение (уч-ка) Составные компоненты процесса обучения: Целевой (цели и задачи) Содержательный (определяется уч программой). Деятельностный (деятельность педагогов и учащихся) Результативный (оценка, самооценка) […]...
- Литературный обзор как один из возможных жанров сочинения-рассуждения Литературным обзором называют сжатое и обобщенное сообщение о ряде однородных явлений. Поскольку такое сообщение делается с какой-то определенной точки зрения, для обоснования какой-то определенной мысли, постольку можно утверждать, что литературный обзор есть разновидность сочинения-рассуждения. Литературный обзор может быть написан в форме статьи, цикла статей или сделан в форме устного доклада. Между литературным обзором и статьей […]...
- Эссе на тему Целостный педагогический процесс в колледже: проблемы и перспективы (*Общие критические статьи) Прежде всего, мне хочется отметить, что в настоящее время педагогический колледж – это инновационное учебное заведение, которое является одним из звеньев непрерывного образования. Оно обеспечивает подготовку педагогических кадров к профессиональной деятельности в соответствии с требованиями общества. Также решает главную задачу – удовлетворение потребностей личности в получении широкой культурологической и качественной профессиональной подготовки. Для этого организуется […]...
- С какой целью М. Горький создал “Литературные портреты”? С какой целью М. Горький создал “Литературные портреты”? Почему слова Сатина о человеке не являются истиной? Слова Сатина о том, что человек – это звучит гордо, на фоне нищенской жизни ночлежки звучат искусственно, декларативно и отвлеченно. Это идеальная правда о человеке, не имеющая никакого отношения к действительности. Каков итог появления Луки в ночлежке (“На дне” […]...
- Характеристика классицизма как литературного направления, черты русского классицизма Классицизм прежде всего следует рассматривать как художественное направление, объединившее по своим философским, политическим и эстетическим позициям деятелей искусства, выражавших идею поддержки сильного централизованного государства во главе с абсолютным монархом, укрепляющим единство страны. Во Франции XVII века, а затем и в России XVIII века классицизм становится единым общегосударственным стилем в литературе и других видах художественного творчества. […]...
- Без идеала нет твердого направления, а нет направления – нет жизни Наиболее непосредственно и прямо цели А. Н. Островского, его идеология воплощаются в реалистических пьесах, овеянных в той или иной мере романтикой, в таких как “Доходное место”, ” Гроза ” и ” Бесприданница “ Здесь прекрасен сам предмет изображения – ведущие положительные герои. Той же цели, устремляя читателей и зрителей к морально-прекрасному, служат и обличительно-сатирические пьесы […]...
- Течения в русской литературе :: Футуризм Футуризм (от лат. futurum – будущее) возник почти одновременно в Италии и России. Впервые русский футуризм проявил себя публично в 1910 г., когда вышел в свет первый футуристический сборник “Садок судей” (его авторами были Д. Д. Бурлюк. В. В. Хлебников и В. В. Каменский). Вместе с В. В. Маяковским и А. Е. Крученых эти поэты […]...
- Направления в русской литературе В этом сочинении мы рассмотрим основные направления в русской литературе (классицизм, реализм, синтементализм и романтизм) и их особенности. Черты классицизма: Классицизм (от лат. “образец”) – художественное направление, для которого характерно высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил. Писатели-классицисты целью литературы считали – воспитание людей в верности абсолютистскому государству, а выполнение обязанностей перед […]...
- Литературные интересы молодого Шиллера Первые литературные опыты будущего поэта относятся еще к тому времени, когда он жил в родительском доме. Религиозное воспитание, полученное им в детстве, обусловило то, что эти опыты представляли собой главным образом обработку библейских сюжетов. В то время образцом поэзии для мальчика были произведения известного немецкого поэта, старшего современника Шиллера, – Клопштока. Фридрих Готлиб Клопшток был […]...
- Литературный и поэтический словари Эти два словаря, вышедшие один за другим в издательском доме “Литературная учеба”, наверное, не получат соответствующих учебно-методических грифов – хотя оба выпущены в рамках Федеральной целевой программы “Культура России”. Может быть, не получат потому, что представляют собой не дистиллированные тексты с тяжелым отливом школьного псевдолитературоведения, а собрание живого опыта многих исследователей. Словарь, как и любая […]...
- Историко-литературная концепция русской литературы Белинскому было суждено сделать величайшей важности дело: он создал концепцию реализма, первый оценил гениев “натурального” направления русской литературы-Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Он сам рос на познании творчества этих писателей, постепенно постигая закономерности литературного процесса, типы реализма, высокие принципы подлинной художественности. В “пушкинских статьях” Белинский мастерски сочетает исторический анализ с эстетическим. С Пушкина начинается самобытная русская литература, […]...
- Хрестоматия: Русско-украинские литературные связи в творчестве Гоголя Особое место занимает творчество Гоголя в русско-украинских литературных связях. М. Ф. Рыльский назвал Гоголя “золотым мостом” между духовными ценностями, созданными в русской и украинской литературах. О. Т. Гончар, выступая на международном симпозиуме в Венеции в 1976 г., развил этот удачный поэтический образ: “Своим творчеством Гоголь возвел поистине золотой мост, который соединяет культуры двух братских народов […]...
- Процесс характеристика образа К. Йозефа К. Йозеф – обыкновенный человек, банковский служащий. Ранним утром, еще будучи в постели, К. получает сообщение об аресте. Ничего противозаконного он, естественно, не совершал. Сюжетом романа становятся отнюдь не попытки подсудимого доказать свою невиновность. Главным событием является его стремление улучшить и ускорить ход процесса. К. воспринимает его как “большое дело, какие он с успехом вел […]...
- Летописи як историко-художественные произведения монументального стиля Летописание занимает особое место в литературе Киевской Руси. Летописи – это исторические произведения, в которых рассказ велся по годам (“летами”). Каждый народ помнит свою историю. Много сведений и воспоминаний о прошлом находим в народных пересказах, легендах, песнях, которые передавались из поколения в поколение. Летопись как своеобразная форма литературного произведения выросла на основе устного исторического эпоса. […]...