Понятие о литературном типе (на примере творчества И. А. Гончарова)
В статье “Лучше позже, чем никогда” Гончаров писал: “…если образы типичны, они непременно отражают на себе – крупнее или мельче – и эпоху, в которой живут, оттого они и типичны. То есть на них отражаются, как в зеркале, и явления общественной жизни, и нравы, и быт”.
В письме к Достоевскому в 1874 г. Гончаров так объяснял свою позицию: тип “с той поры и становится типом, когда он повторился много раз или много раз был замечен, пригляделся и стал всем знаком”.
В данном случае писатель обобщал прежде всего свой собственный
В современной теории литературы принято считать, что тип, или типический характер, – это художественный образ человека, определенной личности, выступающей в ее индивидуальном своеобразии, со всеми присущими ей чертами и свойствами, отражающими существенные признаки какой-то группы людей того или иного класса, сословия,
Возникает вопрос: должен ли писатель, создавая тот или иной литературный тип, фиксировать лишь то, что уже отстоялось, утвердилось в жизни (как утверждал Гончаров), или же автор может в известном смысле обгонять эпоху, точнее, обнаруживать в ней то, что только еще зарождается, то, что большинство еще не воспринимает как нечто существенное в развивающейся действительности? Таким был Тургенев, который утверждал: “Наше время требует уловить современность ее преходящих образах; слишком запаздывать нельзя”.
Итак, понимание Гончаровым сущности типического в литературе не является единственно возможным. Однако автор “Обломова” сознательно избрал для себя такой путь в искусстве, создал свой мир, в котором он – полный хозяин. Нельзя воспринимать Гончарова по тем эстетическим меркам, которые признавали Тургенев или Достоевский.
Гончаров остается Гончаровым.
- Заметки о жизни и творчестве И. А. Гончарова Родился Иван Александрович Гончаров в Симбирске в богатой семье купца. Родители отдали его в коммерческое училище, когда он окончил пансион. Но мальчика интересовала больше всего литература. В 1831 году И. А. Гончаров поступил на словесное отделение Московского университета. После университета служит чиновником в Симбирске, а с 1835 года – в Петербурге. Быт и нравы провинциального […]...
- Заметки о жизни и творчестве И. А. Гончарова. Гончаров И. А Заметки о жизни и творчестве И. А. Гончарова. Родился Иван Александрович Гончаров в Симбирске в богатой семье купца. Родители отдали его в коммерческое училище, когда он окончил пансион. Но мальчика интересовала больше всего литература. В 1831 году И. А. Гончаров поступил на словесное отделение Московского университета. После университета служит чиновником в Симбирске, а с 1835 […]...
- Мир Гончарова И. А. Гончаров был убежден: дело литературы – изображать лишь то, что уже сложилось и отстоялось в жизни. Он исходил из убеждения, что “действительность, какая бы она ни была, нуждается в эпически спокойном изображении”, поэтому и сюжеты всех его романов развиваются сравнительно медленно, спокойно, постепенно. В них почти нет резких поворотов действия, запутанной интриги, авантюрных […]...
- Тема любви в поэзии “серебряного века” (на примере творчества И. Анненского) План I. И. Анненский – поэт узкого круга ценителей поэзии. II. Поэтическая сдержанность и внутренняя эмоциональность стиха. 1. Подлинный шедевр любовной лирики. 2. В немногих словах сказать многое. III. Поэзия Анненского близка нашему времени. У каждого из больших русских поэтов начала XX века был свой поэтический опыт. Почти каждый из них начинал свой творческий дебют […]...
- Мир Гончарова (о жизни и творчестве писателя) И. А. Гончаров был убежден: дело литературы – изображать лишь то, что уже сложилось и отстоялось в жизни. Он исходил из убеждения, что “действительность, какая бы она ни была, нуждается в эпически спокойном изображении”, поэтому и сюжеты всех его романов развиваются сравнительно медленно, спокойно, постепенно. В них почти нет резких поворотов действия, запутанной интриги, авантюрных […]...
- Что такое символизм? (на примере творчества Блока) Первые символисты, во главе с Жаном Мореасом, появились во Франции еще в 1886 году. В России были мало известны. Считается, что первые робкие шаги для утверждения символизма в России сделал Брюсов. Для него символизм 90-х г. – в первую очередь “поэзия намеков”, для Бальмонта – “изысканность русской медлительной речи” и т. д. Все символисты были […]...
- Новаторство творчества Державина на примере “Ода Фелица” Героическая поэма появилась в русской литературе сравнительно поздно и не успела получить широкого распространения. На смену классицизму в России пришел в это время сентиментализм. Вторая половина XVIII в. в истории России насыщена важными историческими событиями. Разрозненные прежде вспышки отдельных антикрепостнических бунтов слились в один бунтующий пожар крестьянской войны, сложным было и внешнеполитическое положение государства. Жизнь […]...
- Немецкий юмор на примере творчества Гофмана Первоначальным И с первых же лет ошеломительным успехом этот жанр – отдаленный предшественник комиксов – был обязан доктору медицины из Франкфурта-на-Майне Генриху Гофману (1809-1894), автору незатейливых стишков и смешных картинок о непослушных детях, поплатившихся за свои провинности страшными карами. Девочка играет со спичками, устраивает пожар и сгорает. Мальчик привык сосать пальцы – их отрезает огромными […]...
- Литературно-критические статьи И. А. Гончарова Почти все свои литературно-критические статьи Гончаров написал в 70-80-е гг., т. е. тогда, когда три его знаменитых романа были уже созданы. Наступило время осмысления сделанного. И здесь-то Гончаров отступает от спокойного эпического тона повествования, так характерного для его романного творчества. Напротив, в своих статьях он более энергичен, не избегает споров, полемики, Так получается, в частности, […]...
- Сочинение на тему: “Понятие чести и долга, на примере Гринева и Швабрина, Семьи Мироновых, в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Захват Белогородской крепости Пугачевым является кульминационным моментом. В это время начинают проявляться все истинные качества людей. Родители Маши Мироновой отказываются дать присягу мятежникам и погибают. Они ведут себя как люди чести и долга. Капитан Иван Кузьмич до последней минуты остается верен данной им присяге и даже на вопрос, ответ на который решает его судьбу, он, […]...
- Тема любви в поэзии Серебряного века (на примере творчества А. А. Блока) На рубеже 19 и 20 веков жизнь России радикально меняется. Это касается всех сторон существования русского человека – и экономической, и культурной, и политической… Происходит острый поворот и в литературе, отличающийся драматизмом и небывалым динамизмом. Особенно быстро развивается в это время русская поэзия. Александр Александрович Блок – великий русский поэт, национальная гордость России. С его […]...
- Тема любви в поэзии Серебряного века (на примере творчества одного из поэтов) Серебряный век внес большой вклад в развитие литературы XX столетия, подарив творцов, которые открыли новую страницу в поэзии, сломали традиции стихотворного творчества, создали совершенно новые направления. Но в тоже время, такие поэты, как Блок, Ахматова, Есенин, еще раз показали красоту классического русского стиха. Из вышеперечисленных поэтов больше всех я люблю Блока. Его стихи поражают меня […]...
- Что такое “урбанизм”? На примере творчества Маяковского Творчество Владимира Маяковского одного из крупнейших русских поэтов-урбанистов, свидетельствует о том, что в теме капиталистического города выйти на путь истинной поэзии можно лишь, преодолев обе крайности. Социальный подход к явлениям, жизни, идея угнетенного капитализмом человека, связь поэта с современностью и ее прогрессивными тенденциями, бурный протест против капиталистического города, трагедия лирического героя, несущего в себе боль […]...
- Тема природы в поэзии “серебряного века” (на примере творчества И. А. Бунина) Пора и горе, и ненастье, И зиму темную забыть, – Одно есть только в мире счастье – Весь божий свет душой любить! И. Бунин План 1. Поэзия в творчестве Бунина. 2. Многообразие красок, звуков, запахов. 3. “Любовь и радость бытия”. 4. “Я все-таки… прежде поэт…”. Признание и известность Бунин приобрел как прозаик, но значительное место […]...
- Теория литературы: Античный кинизм на примере творчества Венедикта Ерофеева Средневековое юродство, как и античный кинизм, были для своих эпох чем-то вроде постмодернизма. “Жизнь юродивого, как и жизнь киника, – это сознательное отрицание красоты, опровержение общепринятого идеала прекрасного, точнее, перестановка его с ног на голову…” – обобщает А. М. Панченко56. Речь, собственно, идет о том, что юродивый, как и писатель-постмодернист, вступает в диалог с хаосом, […]...
- Современная авторская песня (На примере творчества В. С. Высоцкого 1. Понятие авторской песни. 2. Высоцкий – яркий представитель культуры бардов. . 3. Разнообразие образов и мотивов творчества поэта. 4. “Диалог у телевизора” и “Притча о Правде и Лжи”. Авторская песня – это состояние души… Это другое измерение. Там нет серого цвета… В таких случаях я чувствую себя Натянутой струной… Хочется Жить именно этим моментом, […]...
- Размышления о смысле жизни (На примере романа А. А. Гончарова “Обломов”) 1. Главный герой романа Гончарова “Обломов”. 2. Вопрос о смысле жизни. 3. Мечтательность и деятельность Обломова. 4. Деградация Ильи Ильича. Роман А. А. Гончарова “Обломов” остается актуальным и для нас. современных читателей несмотря на то что с момента его создания прошло очень много времени. Главный герой романа Илья Ильич Обломов не может не вызывать интереса. […]...
- Белинский и лирическое начало на примере творчества Пушкина Теперь Белинский особенно высоко начинает ценить в литературе именно лирическое начало. ” Субъективный” Шиллер стал для него дороже “объективного” Гете. Он пересматривает прежнее отрицательное отношение к “Горю от ума”. Теперь Белинский ценит комедию Грибоедова за то, что это “благороднейшее гуманистическое произведение, энергический (и притом еще первый) протест против гнусной расейской действительности…” [11, 576]. Если в […]...
- Краткая биография Ивана Александровича Гончарова Великий русский писатель Гончаров Иван Александрович был рожден 18-ого июня 1812-ого года в Симбирске, в богатой семье купцов. Мать Гончарова воспитывала сына одна – его отец умер, когда будущему писателю было всего три года. Неподалеку от их дома находился пансион, куда и был отправлен совсем еще юный Иван Александрович для получения образования. Гончаров очень рано […]...
- “Сон Обломова” в романе И. А. Гончарова “Обломов” “Сон Обломова” – великолепный эпизод романа Гончарова “Обломов”. По-моему, сон это не что иное, как попытка самого Гончарова уяснить себе суть Обломова и обломовщины. Гончаров, видимо, почувствовал, как почувствовал я, читая роман, что Обломов ему мил и симпатичен. Почему? За какие качества души? За какие поступки? Скорее всего, ответ на этот вопрос писатель получил у […]...
- Эпическая проза на примере творчества Пушкина “Кавказский пленник” пространственно построен сложнее “Руслана и Людмилы”. В поэме множество самодовлеющих, фрагментарно выделенных лирических, описательных, комментирующих мест: посвящение, нравы горцев, черкесская песня, эпилог, примечания и др. Все это пространство воспринимается как бы на периферии поэмы, образуя в совокупности чисто авторский, фабульный план. Однако в фабульном центре поэмы, в мире героев, автор и пленник смешивались […]...
- Представления о личности и творчестве (на примере творчества Пушкина) Поиски подходов к проникновению в тайну личности художника, в импульсы его поступков, творческих порывов и логику развития – задача неимоверно сложная. Ее, однако, не следует считать в принципе не решаемой. Позитивные перспективы открываются по мере совершенствования разных сфер гуманитарного знания, а также подкрепляются былыми опытами реконструкции облика поэта, в которых накоплено немало ценного и поучительного. […]...
- Специфика драматургии в эпоху Возрождения (на примере творчества Шекспира) Как со своими предшественниками, так и со своими современниками Шекспир был связан множеством сложных связей. Шекспироведы высказывают более или менее веские предположения о том, что как своему предшественнику Марло, так и своему современнику Филиппу Мессинджеру Шекспир обязан большим количеством стихов, заимствованных прямо из текста их произведений. Во многих случаях можно говорить о сотрудничестве Шекспира с […]...
- Американская поэзия на примере творчества Гинзберга Гинзберг родился в российско-еврейской семье эмигрантов. Отец Аллена – Луис был школьным учителем, в свободное время любил сочинять стихотворения. Мать будущего поэта – Наоми, эмигрантка из Витебска, марксистка, нудистка, которая обезумела сразу после рождение Аллена, имела на него большое влияние. Она страдала от шизофрении и, считая, что все близкие преследуют ее, доверяла только сыну. Именно […]...
- Темы и образы лирики одного из современных отечественных поэтов (на примере творчества И. Бродского) В свое время Петр Вайль высказал интересную мысль по поводу творчества Иосифа Бродского: “При всей заданной жанром фрагментарностью самое ценное в книге – то общее ощущение, которое возникает при чтении. Это даже не образ, скорее – масса или волна… Поле мощного магнетического воздействия, когда хочется слушать и слушаться”. В этом тяжесть и радость познания внутреннего […]...
- Революция и поэт на примере творчества Есенина Революцию Сергей Есенин принял, по его собственному признанию, весьма сочувственно, хотя и с мужицким уклоном – сотрудничал с эсерами, правда, не как политик, а как поэт. Ориентация на эсеров была сознательным выбором, ибо Есенин полагал, что революция сделает Россию великой Крестьянской Республикой – страной Хлеба и Молока, кормилицей и поилицей всего Мира. Сказать, что сочувственное […]...
- Сочинение на примере творчества Ф. А. Абрамова В конце 50-х – начале 60-х годов XX века в русской литературе появилось направление, которое принято называть “деревенской прозой”. Главной задачей, которую ставили перед собой писатели этого направления, стала задача осмысления судьбы крестьянства в современном мире. В те годы жизнь деревни коренным образом изменилась. Глобальные преобразования, совершаемые в масштабах всей страны – гигантские стройки, освоение […]...
- Власть слова над нами огромна (на примере творчества Гоголя) Слово литературное, написанное, типографски отпечатанное и упакованное в переплет,- текст и только лишь текст. Он ничей; он середина, не имеющая начала. А нам надо знать, в результате каких поворотов судьбы человеческой он возник, и увидеть того, кто создал его. Потребность соединения слова со зримым обликом чьим-то в нас просто неискоренима. И познание прошлого так же […]...
- “Замысел Гончарова был шире. Он хотел нанести удар вообще современному романтизму, но не сумел определить идеологический центр. Вместо романтизма он осмеял провинциальные потуги на романтизме” (по роману Гончарова “Обыкновенная история”) Роман И. А. Гончарова “Обыкновенная история” входит в своеобразную трилогию писателя. В этом романе, первым вышедшим в печать, Гончаров повествует о становлении молодого человека, приехавшего из провинции покорять Петербург. Молодой Александр Адуев полон романтических мечтаний и грез. Дома, обожаемый матушкой, избалованной дворней, обласканный учителями, этот молодец хочет стать великим писателем. Он едет в Петербург в […]...
- Особенности барочного искусства на примере творчества Педро Кальдерона Педро Кальдерон де ла Барка, испанский драматург, родился 17 января 1600 года в Мадриде. Он принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Учился в колледже и в Саламанкском университете. С начала 1620-х годов стал известным в Мадриде как автор пьес для театров, а с 1625 г. полностью отдался литературной деятельности. В 1637 году его приняли […]...
- Русские поэты XX века о духовной красоте человека (На примере творчества Е. А. Евтушенко) 1. Личность Е. А. Евтушенко. 2. Творческий путь. 3. Духовно и душевно чистые люди в лирике поэта. 4. “Свадьбы” – сильный характер русского народа. 5. “Настя Карпова” – пример чистого и сильного женского образа. Людей неинтересных в мире нет Е. А. Евтушенко Е. А. Евтушенко – лидер молодой волны поэзии 50-60-х годов. Для него как […]...
- Тема любви в современной поэзии (На примере творчества Е. А. Евтушенко) 1. Личность Е. А. Евтушенко. 2. Эволюция темы любви в творчестве поэта. 3. Анализ стихотворений. 4. Лиричность и публицизм произведений. Спасать любовь пора уже в самом начале от пылких “никогда!”, от детских “навсегда!”. “Не надо обещать!” – нам поезда кричали, “Не надо обещать!” – мычали провода. Тема любви – одна из вечных тем в искусстве […]...
- Протянуть руку – значит братски помочь (на примере творчества Гоголя) Оттолкнуть – грех, потому что, в конце-то концов, мы, наверное, ходим над пропастью чаще, чем думаем; а уж невидимая пропасть забвения, та и вовсе вкрадчиво подстерегает нас в жизни. Петр оттолкнул Ивана. Но он, Петр, в своей низости все-таки патетичен, громаден; и художественное место его – в грозной, изложенной ритмической прозой балладе о двух названных […]...
- Роль идеологического спора в литературном произведении То, что справедливо и несправедливо – не дано судить людям. Л. Толстой Лев Николаевич Толстой – писатель-философ, глубоко, последовательно и своеобразно рассуждающий о смысле бытия, непреходящих человеческих ценностях, о роли личности в истории. В романе “Война и мир” писатель дает законченную философскую систему по многим направлениям. Порой это отвлеченные авторские рассуждения на определенную тему или […]...
- Напевность и художественное своеобразие русского народного творчества (На примере былины “Илья Муромец и Соловей разбойник”) 1. Жанр былин и его особенности. 2. Сказочные образы и мотивы. 3. Искусство исполнения былин. Былинами называются русские народные эпические песни-сказания, широко распространенные на Руси в IX-XIII веках. Сейчас их относят к одному из направлений фольклора. В древности подобные песни-былины были очень популярны. Чаще всего их исполняли нараспев под аккомпанемент гуслей. Главными героями былин становились […]...
- ПРОБЛЕМАТИКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПИСАТЕЛЕЙ-“ДЕРЕВЕНЩИКОВ” (на примере творчества Ф. А. Абрамова) – КОЛЛЕКЦИЯ СОЧИНЕНИЙ 11 класс ПРОБЛЕМАТИКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПИСАТЕЛЕЙ-“ДЕРЕВЕНЩИКОВ” (на примере творчества Ф. А. Абрамова) В конце 50-х – начале 60-х годов XX века в русской литературе появилось направление, которое принято называть “деревенской прозой”. Главной задачей, которую ставили перед собой писатели этого направления, стала задача осмысления судьбы крестьянства в современном мире. В те годы жизнь деревни коренным образом изменилась. Глобальные преобразования, […]...
- Художественные особенности романа Гончарова “Обломов” Роман “Обломов” был написан Иваном Александровичем Гончаровым в середине 19 века. В нем автор затрагивает актуальную тему своего времени – крепостное право. Люди видят, что оно изжило себя. Должно произойти переустройство общества, потому что крепостное право больше не сможет дать стране прогрессивного развития. Раскрыть весь исторический процесс Гончаров не в силах. Вот почему он показывает […]...
- План сочинения – Кто является положительным героем романа Гончарова “Обломов”? Кто является положительным героем романа И. А. Гончарова “Обломов”? I. Вступление Положительный герой – персонаж, вызывающий авторские симпатии и в той или иной мере воплощающий в себе авторский идеал. (Подробнее см. Словарик, ст. Герой.) II. Главная часть 1. Очевидно, что положительным героем романа Гончарова может быть либо Обломов, либо Штольц, либо Ольга Ильинская: а) характер […]...
- “Человек пришел в мир для безмерной свободы творчества и счастья” (На примере рассказов А. И. Куприна “Гамбринус” и “Анафема”) 1. Образ свободного музыканта Сашки из “Гамбринус”. 2. Отец Олимпий из рассказа “Анафема” как выразитель протеста против фальши. 3. Общие черты скрипача Сашки и дьякона Отца Олимпия. Все Бог сделал на радость человеку. А. И. Куприн Когда затрагиваешь тему творчества в произведениях А. И. Куприна, то первым вспоминается рассказ “Гамбринус” и его главный герой – […]...
- Литературные статьи Гончарова Критический этюд “Мильон терзаний” И.А. Гончарова посвящен комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”. Какие еще литературно-критические статьи писателя известны? Свой глубокий интерес к драматургии Гончаров проявил и в статье “Опять “Гамлет” на русской сцене”, опубликованной уже после смерти писателя. Для него появление пьес Шекспира на подмостках театра являлось лучшим праздником. Таким радостным событием стала и […]...