Литературный процесс: ренессансный реализм
Глава 1. Характеристика европейской литературы XVII века
1.2. Литературный процесс: ренессансный реализм
XVII век продолжает претворять ренессансные традиции в литературе в условиях изменяющейся исторической картины мира. Ренессансный реализм не сформировался в самостоятельное направление в XVII в., но оказал существенное влияние на художественное мировоззрение писателей барокко и классицизма.
В отличие от гуманизма эпохи Возрождения ренессансный реализм исходил
Для ренессансного реализма характерно стремление к обобщенному, гиперболическому изображению человеческой личности, который находится в остром конфликте с косным, недобрым миром. В изображении
Произведения писателя направлены на преодоление дисгармоничности мира, дуалистичности человеческой природы, порожденной Новым временем.
Драмы Лопе де Веги “Фуэнте Овехуна”, “Звезда Севильи”, “Собака на сене”, “Глупая для других, умная для себя” и другие полны утверждающего оптимизма, веры в человека. Опираясь на традиции литературной античности, драматург исходил из требований своего времени: создавать реалистические – живые картины, показывать настоящего человека, а не декларированного правилами и нормами античного искусства “неживую” личность. Поэтому в творчестве Лопе де Веги мы находим по-настоящему живых героев, полных чувств, терзаний, смятений и борьбы с различными обстоятельствами мира и собственными недостатками.
Главным требованием Лопе де Веги был принцип “правдоподобия”. Писатель обязан был изображать в произведениях то, что он сам видит в жизни. При этом, с точки зрения драматурга, необходимо было соблюдать тщательный отбор будущего художественного материала: в основу произведения должны были лечь события государственного национального масштаба.
Related posts:
- Литературный процесс: классицизм Глава 1. Характеристика европейской литературы XVII века 1.5. Литературный процесс: классицизм Классицизм – от лат. классикус – образцовый. Главная черта европейского классицизма – это глубокое обращение к античному наследию. Классицисты ориентировались в художественном творчестве на античное искусство, на труды Аристотеля и Горация. Отсюда строгая регламентация литературных жанров и стилей, упорядоченность мысли, подкрепленная природой рационалистической философии. […]...
- Литературный процесс: барокко Глава 1. Характеристика европейской литературы XVII века 1.3. Литературный процесс: барокко В барокко в определенной мере сказалось ренессансное начало, культурная традиция, понимание человека как нового типа. Однако барокко – прежде всего порождение нового времени. Как и ренессанс, барокко обращалось к античности: восприняло, унаследовало теории Аристотеля о литературе, учение о страстях. Впоследствии учение о страстях получит […]...
- Что такое РЕАЛИЗМ РЕАЛИЗМ – творческий метод и литературное направление в русской и зарубежной литературе XIX-XX веков. Основной особенностью реализма является социальный анализ, художественное осмысление взаимодействий между личностью и обществом, стремление художественно освоить закономерности общественного развития. Поэтому для реализма особенно характерно изображение типических характеров и типических обстоятельств (см. Тип, Типическое). К реализму принадлежали самые разные писатели, поэтому художественное […]...
- Литературный процесс периода “оттепели” С середины 1960-х годов стало очевидно, что “оттепель” неотвратимо сменяется “заморозками”. Усилился административный контроль за культурной жизнью. Деятельность “Нового мира” встречала все больше препятствий. Журнал стали обвинять в очернительстве советской истории и действительности, усилился бюрократический нажим на редакцию. Каждый номер журнала задерживался и приходил к читателю с опозданием. Однако смелость и последовательность в отстаивании идей […]...
- Что такое литературный процесс? (в контексте украинской литературы) Литературный процесс – это особая форма функционирования литературы в определенной стране в определенную историческую эпоху. Охватывает в свое силовое поле не только художественную литературу, а и все, связанное с ней: критику, литературоведение, философию, сопредельные искусства. Он состоит из таких факторов: творческие направления, их становление, развитие, упадок; стилевые течения, борьба между ними, временные границы; творческий задел […]...
- Трактат Лопе де Веги “Новое искусство сочинять комедии в наше время” Глава 2. Лопе де Вега и ренессансный реализм 2.1. Трактат Лопе де Веги “Новое искусство сочинять комедии в наше время” Лопе Фелис де Вега Карпьо (25 ноября 1562 г.), сын обыкновенного крестьянина, получил хорошее образование: учился в Коллегии ордена театинцев, университете Алькала де Энарес, Королевской академии математических наук, в 10 лет перевел поэму римского писателя […]...
- Задания для СРС Глава 2. Лопе де Вега и ренессансный реализм План практического занятия 1. Ренессансное наследие и новаторство Лопе де Веги. 2. Художественная картина мира в пьесах драматурга. 3. Основные черты творчества Лопе де Веги. 4. Цветовая палитра в художественной картине мира драматурга. 5. Новые веяния времени и пьеса Лопе де Веги. Задания для СРС 1. Прочитайте […]...
- Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения Историко-литературный процесс – совокупность общезначимых изменений в литературе. Литература непрерывно развивается. Каждая эпоха обогащает искусство какими-то новыми художественными открытиями. Изучение закономерностей развития литературы и составляет понятие ” историко-литературный процесс “. Развитие литературного процесса определяется следующими художественными системами: творческий метод, стиль, жанр, литературные направления и течения. Непрерывное изменение литературы – […]...
- Символизм и реализм Оба этих литературоведческих термина имеют совершенно определенное содержание, но творчество каждого крупного художника обогащает это содержание и открывает в нем новые грани. Творческому методу Достоевского, который он сам называл “реализмом в высшем смысле”, исследователи впоследствии давали самые разные определения, в том числе “символический реализм” или “реалистический символизм”. Между этими двумя определениями, конечно, есть разница, но […]...
- Творчество Лопе де Веги и испанский ренессансный театр 1. В Испании был средневековый театр: религиозный (мистерии, миракли) и светский, комический (фарсы). Влияние церкви велико → этот театр устойчив, сохранился во время Возрождения. Во время Возрождения театр развит только в Испании. 2. 2 начала в театре: средневековое народное и учено-гуманистическое (через Ит. из Античности, в особенности переводы Плавта и Теренция) → на этой основе […]...
- Жизнеутверждающее начало в драме Лопе де Веги Глава 2. Лопе де Вега и ренессансный реализм 2.6. Жизнеутверждающее начало в драме Лопе де Веги Самосознание крестьян исходит из глубин самой жизни. Драматургу удалось запечатлеть в них черты той жизни, что естественно, ни на минуту не останавливаясь, развивается в созидательном плане. Оттого герои с радостью принимают утро нового дня, радуются солнечному свету и теплу, […]...
- Феномен “другой прозы”. Аналитическая проза, фантастический реализм, мифологический реализм Авторы андеграунда (или “подполья”) требования к себе устанавливали сами. В выборе тем и поисках новой эстетики им не приходилось подстраиваться под требования редакторов. Писателей “роднит” одно очень существенное обстоятельство. Они остро полемичны по отношению к советской действительности и ко всем без исключения рекомендациям социалистического реализма насчет того, как эту действительность изображать, в первую же очередь […]...
- Реализм – литературно-художественное направление Реализм – литературно-художественное направление, которое окончательно сформировалось приблизительно в середине ХIХ ст. и разработал принципы аналитического осмысления действительности и жизненно достоверного ее изображения в художественном произведении. Реализм раскрывал сущность жизненных явлений через изображение героев, ситуаций и обстоятельств, “взятых из самой действительности”. Писатели этого направления исследовали внешние (конкретные социально-исторические) и внутренние (психологические) факторы описываемых ими событий, […]...
- Реализм О. де Бальзака Становление французского реализма, начиная с творчества Стендаля, происходило параллельно с дальнейшим развитием во Франции романтизма. Показательно, что первыми, кто выступил с поддержкой и в основном позитивно оценил реалистические поиски Стендаля и Бальзака, были Виктор Гюго (1802-1885) и Жорж Санд (1804-1876) – яркие представители французского романтизма эпохи Реставрации и революции 1830 г. В целом же следует […]...
- Бытовые комедии Глава 2. Лопе де Вега и ренессансный реализм 2.4. Бытовые комедии В бытовых комедиях Лопе де Вега наиболее близок к средневековым фарсам, площадному театру. Автор строит действенную коллизию комедий на гротеске, комизме положений, сатирическом изображении человека. Носителем комедийного начала является слуга. Однако образ этот несколько сложнее, чем кажется. Так как в большей степени не столько […]...
- Социально-политические комедии – комедии “плаща и шпаги” Глава 2. Лопе де Вега и ренессансный реализм 2.3. Социально-политические комедии – комедии “плаща и шпаги” Социально-политическими пьесами называются те произведения драматурга, в которых Лопе де Вега отображает наиболее типичные черты, стороны человеческой жизни. В основном это личные и семейные конфликты, которые, вырастая, оказываются проблемой целого общества и даже государства. В пьесах данного плана прежде […]...
- Драма “Фуэнте Овехуна” Глава 2. Лопе де Вега и ренессансный реализм 2.5. Драма “Фуэнте Овехуна” Драма “Фуэнте Овехуна” (“Овечий источник”) написана в 16121613 гг. Пьеса вобрала в себя события переходного времени, когда по всем пределам Испании прокатилась волна крестьянских волн, бунтов, вызванная реакцией феодальной знати, борьбой короля за единую власть. В драме выразились как взгляды самого драматурга, так […]...
- Героические пьесы Глава 2. Лопе де Вега и ренессансный реализм 2.2. Героические пьесы К героическим драмам относятся прежде всего исторические пьесы, посвященные масштабным событиям. Так в разное время были созданы драмы на исторические события Албании (“Князь Скандербег”), Венгрии (“Король без королевства”), Франции (“Орлеанская девственница”), русского княжества (“Великий царь Московский”), историю Испании “Последний готский властитель Испании”, “Граф Фернан […]...
- Реализм и символизм Ч. Диккенса Своеобразие реализма Диккенса, например, в сравнении с реализмом Флобера, и заключается в попытке соединения этического и эстетического идеалов писателя в некое органическое целое. Это стремление писателя обусловлено, в первую очередь, своеобразием становления и развития реализма в Англии. Если во французской литературе реализм оформился в самостоятельное направление после эпохи романтизма, то в английской литературе романтизм и […]...
- Социалистический реализм Социалистический Реализм – направление, считавшееся в советское время вершинным достижением “передового” литературного развития и, соответственно, образовавшее магистральное русло литературы СССР. В советском пространстве господствовал с 1930-х до 1980-х гг. Официальное советское литературоведение усматривало в нем “эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, которую определила эпоха борьбы за основание и строительство социалистического общества”. Эстетический канон […]...
- Реализм Достоевского Реализм Достоевского наиболее четко подчеркивает проблемы общества, а его нестандартные решения вызывают кучу критики и споров. Сам он моделировал Раскольникова как типичный образ. Мы могли бы идти другим путем, полярного толкования образа Раскольникова – так, как интерпретировал Раскольникова бунинский герой. Тот воспринимал его просто как иллюстрацию мысли писателя (причем ложной), что преступления без наказания вообще […]...
- Реализм и романтизм в ранних произведениях М. Горького В жизни всегда есть место подвигам. М. Горький На становление и развитие реализма в русской литературе, несомненно, оказывали влияние течения, возникающие в общем русле европейской литературы. Однако русский реализм существенно отличается от французского, английского, немецкого и по времени своего возникновения, и по темпам развития, и по структуре, и по его значению в национальной общественной жизни. […]...
- Социалистический реализм Анна Зегерс (Литература XX века) ВСТРЕЧА В ПУТИ (1972) Анна Зегерс (1900-1983) являет своим творчеством яркий пример писателя социалистического реализма, постоянно ищущего и испытывающего новые формы эстетического освоения действительности. В разные годы она обращалась к притчевой форме повествования (например, “Три дерева”, 1940), многообразно использовала элементы фантастики, аллегории, разнообразную символику. Введя в литературу ГДР классические образцы широкоохватных эпических художественных полотен (“Мертвые […]...
- ОСНОВНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ (КЛАССИЦИЗМ, РОМАНТИЗМ, РЕАЛИЗМ) Литературное направление – это идейно-эстетическая общность группы писателей определенной страны и эпохи, получившая программное обоснование. Принадлежность писателей к одному направлению определяется единством культурной традиции, относительным сходством мировосприятия и способов воспроизведения действительности. В истории русской литературы наиболее значительными направлениями были классицизм, романтизм и реализм. Литературное направление отличается от течения. К одному направлению могут принадлежать писатели, разные […]...
- Классический реализм и его художественная специфика Если романтизм начинался с теории, то пути становления классического реализма были другими. Сам термин (от лат. “телесный”, “конкретный”, “материальный”, “вещевой”) возникнет лишь в конце XIX ст., тогда когда реализм уже достигнет вершин своего развития. Великие реалисты XIX ст. (Стендаль, Бальзак, Диккенс, Теккерей) реалистами себя не называли. Существует проблема, связанная со временем появления реализма. Когда он […]...
- РЕАЛИЗМ И РЕАЛЬНОСТЬ РЕАЛИЗМ И РЕАЛЬНОСТЬ В преподавательской среде широко известен ответ ученика на вопрос о реализме: “реализм правдиво изображает реальность”. Простодушному ученику невдомек, что, пользуясь таким вот нехитрым критерием, мы и фон- визиновского “Недоросля”, и державинскую “Фелицу”, и карамзинскую “Бедную Лизу”, и уж тем более “Путешествие из Петербурга в Москву” неистового Радищева отнесем к реализму – потому […]...
- “Новый реализм” Параллельно с подобными устремлениями в прозе Вальтер Хеллерер, один из идеологов “литературной революции” в 50-х годах, предложил под лозунгом “перемен” понятие “нового реализма” для поэзии. Выступая против ее застоя, ее привязанности к определенному набору поэтических средств, он требовал редуцированного языка “конкретной поэзии”, “нового приближения к осязаемому, обоняемому, видимому”. Он ввел в поэзию понятие “повседневность и […]...
- Реализм и историзм Древнерусской литературы Прежде всего историзм органически связан с открытием ценности отдельной человеческой личности и с особым интересом к историческому прошлому. Представление об исторической изменяемости мира связано с интересом к душевной жизни человека, с представлением о мире как о движении, с динамизмом стиля. Ничто не закончено, а поэтому и невыразимо словами; текущее время неуловимо. Его может лишь в […]...
- Фантастический реализм Достоевского (писатель о своем творчестве) В свое время Достоевскому довелось услышать немало упреков в свой адрес: почему он изображает жизнь в столь резких столкновениях, конфликтах, даже катастрофах, не слишком ли он жесток в своем восприятии действительности, не много ли в его романах элементов случайности и т. д. В конечном счете вопрос ставился так: можно ли назвать Достоевского реалистом, т. е. […]...
- Социалистический реализм в романе Мать (Горький А. М.) Роман Горького был опубликован в 1907 году, когда после поражения первой русской революции в стране наступила реакция, свирепствовал жестокий черносотенный террор. “Меньшевики отступали в панике, не веря в возможность нового подъема революции, они позорно отрекались от революционных требований программы и революционных лозунгов партии…” Только большевики “были уверены в новом подъеме революционного движения, готовились к нему, […]...
- “Процесс”, анализ романа Кафки Созданный Францем Кафкой в начале XX века “Процесс” на протяжении целого столетия волнует умы литературных критиков и кинорежиссеров. Произведение, написанное в уникальном литературном стиле модернизма, “магического реализма” и Экзистенциализма, анализирует классическую проблему современного общества – противостояние человека и системы. По своему жанру “Процесс” относится к философскому роману. При этом в нем удивительно тонко переплелись черты […]...
- Реализм повестей о войне В. Быкова Горизонты прозы раздвинулись. Новые явления и конфликты, характеры и ситуации получили жизнь в литературе. Утверждая реалистическую поэтику героического, Русская проза стремится к наибольшей полноте и достоверности в изображении действительности. Герой утверждает гуманистические идеалы, преодолевая страдания, личную слабость, безысходность огромным напряжением воли и, разума. Трагедийность ситуации отражает суровую реальность борьбы, огромный накал битвы “ради жизни на […]...
- Реализм романа “Капитанская дочка” Родовым признаком реализма является его способность правдиво воспроизводить типические характеры в типических обстоятельствах. Реализм впервые в истории искусства стал объяснять человека условиями его жизни. К началу XIX века само понятие – “обстоятельств” – приобрело новое, конкретное и определенное, содержание. Оттого объяснять человека – значило показывать обусловленность характера обстоятельствами социального, национального и исторического бытия. Историзм и […]...
- Романтизм и реализм в рассказах Горького Все раннее творчество М. Горького направлено на поиск положительного героя, с одной стороны, и на беспощадное обличение существующей действительности – с другой. Поэтому в творчестве молодого писателя своеобразно переплетаются два художественных метода – романтизм и реализм. Это подтверждает сам М. Горький в статье “О том, как я учился писать”: “Итак, на вопрос: почему я стал […]...
- План практического занятия, Задания для СРС Глава 1. Характеристика европейской литературы XVII века План практического занятия 1. Назовите социально-исторические причины развития литературы Нового времени. 2. Характеристика литературных направлений данного времени. 3. Теоретическо-художественные особенности ренессансного реализма. 4. Философская природа литературы Нового времени. 5. Теоретические взгляды Лопе де Веги, Кальдерона, Ф. Малербу, Корнеля, Расина, Мольера. Задания для СРС 1. Внимательно прочитайте данные отрывки, […]...
- Натурализм и реализм В эти же годы меняется и представление о цели творчества. Значит, неизбежно меняются и художественные средства, характер изображения. В прозе Бальзака год от года все меньше оставалось места условности, символике, фантастике, все больше становилось жизнеподобия, точных деталей быта, социальной достоверности. Французские писатели следующего поколения, и прежде всего Эмиль Золя, назовут такой литературный метод, основанный на […]...
- Романтизм и реализм в зарубежной литературе XIX века Общие закономерности смены одного литературного направления другим. Литературные направления реалистического и нереалистического типа. Содержательные особенности романтизма. Романтизм как мировоззрение. Разочарование в результатах Великой французской революции, в буржуазном обществе. Противопоставленность идеям Просвещения. Культ эмоциональности, иррационализм. Принцип неопределенности, мерцания смысла. Идеализм, мистицизм. Двоемирие. Культ необычного, исключительного. Романтический герой. Основные ценности романтиков: Любовь, Природа, Искусство. Основные принципы реализма: […]...
- Основной литературный принцип Пушкина Пропагандируя в прозе “прелесть нагой простоты”, Пушкин хотел бы и поэзию освободить “от условных украшений”, “приблизить поэтический слог к благородной простоте” (“В зрелой словесности приходит время…”). Поэт-реалист ведет систематическую борьбу против украшенного, метафорического, перифрастического стиля сентименталистов и романтиков. Но это не значит, будто Пушкин отказывается от метафор или перифраз, от эпитетов или сравнений. Эти и […]...
- Реализм Толстого в изображении войны 1812 года в романе Война и мир Реализм Толстого в изображении войны 1812 года в романе “Война и мир” I. “Героем моей повести была правда”. Толстой о своем взгляде на войну в “Севастопольских рассказах”, ставшем определяющим в изображении войны в его творчестве. II. Характер изображения войны в романе-эпопее в общей концепции истории по Толстому. Война 1805-1807 годов и “народная война” 1812 года. […]...
- Классический реализм в литературе Новое направление – последовательная противоположность романтизма. На каждый тезис предыдущего стиля он ответил антитезой. Писатели-Реалисты сосредоточились на самых злободневных (хотя и прозаичных) повседневных проблемах, довольно глубоко и разносторонне исследовали материальную грань мира и человека как общественного и биологического существа, но и проявили традиционное впадение в крайности, узкое миропонимание. Если романтик концентрировал основное внимание на внутреннем […]...