Тематический и жанровый диапазон пушкинской лирики
Новая проблематика требовала новых способов и средств для своего художественного выражения. Однако необходимо было время для их формирования. В творческом сознании Пушкина возникали самые разнообразные замыслы. В своих рабочих тетрадях он набрасывал планы новых и новых произведений; многие из них принимался даже писать, но бросал на той или иной стадии работы над ними.
За всю вторую половину 20-х годов (от возвращения из ссылки до Болдинской осени 1830 г.) им было создано всего лишь одно крупное законченное произведение — поэма «Полтава».
Основной
Но если до 14 декабря 1825 г. гражданские стихотворения Пушкина были, как правило, проникнуты непосредственным пафосом освободительной борьбы, то теперь их содержание и направленность существенно меняются.
Все более одиноким начинает ощущать себя Пушкин и в своей литературной работе. Глубоко новаторское значение его творчества, которым он закладывал прочные основы одного из величайших явлений мировой литературы — русского реализма,- встречало все меньше понимания со стороны окружающих. После опубликования в 1829 г. «Полтавы» и грубой статьи о ней Н. И. Надеждина восторженное отношение к поэту со стороны подавляющей части критики круто меняется. Отдельные сочувственные высказывания заглушаются резким и шумным осуждением большинства критиков не только из лагеря «классиков», но через некоторое время и из лагеря романтиков (Н.
А. Полевой). В связи с выходом в свет в начале 1830 г. седьмой главы «Евгения Онегина», являющейся одним из самых замечательных образцов пушкинской «поэзии действительности», Ф. В. Булгарин, который с благословения и поощрения Бенкендорфа начал прямую и гнусную травлю Пушкина, крикливо заявляет о «совершенном падении» его таланта. Резко отрицательными и насмешливо издевательскими отзывами встречается пушкинский «Борис Годунов», на опубликование которого поэту только через пять лет после егозилппсапня удалось добиться разрешения царя. Только тверже и суровее становился взор поэта, «угрюмее» его чело:
Ты царь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых дум, Не требуя наград за подвиг благородный,
— обращался к себе Пушкин («Поэту», 1830). Несколько ранее, в концовке стихотворения «Чернь», впоследствии названного Пушкиным «Поэт и толпа» (1828), отклонив призывы «черни» служить ей своим творчеством, он демонстративно заявлял, что поэты рождены «не для житейского волненья, не для корысти, не для битв», а «для вдохновенья, для звуков сладких и молитв») Позднее некоторые радикальные критики, в особенности Д. И. Писарев, ошибочно считали эти стихотворения выражением антидемократических настроений Пушкина, его аристократического пренебрежения к потребностям и нуждам широких народных масс; в то же время приверженцы реакционной теории так называемого «чистого искусства», или «искусства для искусства», неправомерно пытались использовать их в своих целях, объявляя Пушкина своим идсйпым пождем и вдохновителем.
На этих стихах, в особенности на концовке стихотворения «Поэт и толпа», как и на перекликающемся с ней одном из последних стихотворений Пушкина — «Из Пиндемонти» (1836),- действительно, прямо или косвенно сказываются тягостные переживания поэтом своего одиночества, непонимания современниками; в связи с этим лежит на них печать и некоторого общественного пессимизма. Но прежде всего и больше всего эти стихи были своеобразным ответом Пушкина на попытки царя и Бенкендорфа, поддерживаемые продажными журналистами вроде Булгарина, «направить его перо», заставить его служить реакции. Недаром в них настойчиво повторяется эпитет свободный («свободная дорога», «свободный ум», «как ветер песнь его свободна»).