Тема. Жанрово-тематическое разнообразие лирики А. Пушкина

Цель: углубить знания учеников о лирике А. Пушкина; формировать читательские навыки исследовательского характера, умение формулировать и высказывать собственные суждения, анализировать лирические произведения; оказывать содействие формированию гуманной личности.

Оборудование: портрет А. Пушкина, гроздь на тему “Пушкин”.

Тип урока: усвоение новых знаний и формирование на их основе умений и навыков.

…И думы в голове волнуются бессонные, и рифмы легко так навстречу им идут, и пальцы к перу уже тянутся в разгоне, Перо –

к листу, и стихи потекут. А. Пушкина. “Осень” (отрывок)

Ход урока.

I. Актуализация опорных знаний.

Гронирование на тему “Пушкин”.

Работа ведется на доске и в тетрадях: ученики поочередно выходят к доске, записывают слово-ассоциацию и коротко комментируют его.

II. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Пушкина еще в двадцатилетнем возрасте признали первым, т. е. наилучшим поэтом России. и в русской столице, и в степях Украины, и на Кавказе, и в Крыму, и в Одессе, и в степях Молдавии – всюду, где поэт побывал за четыре года южной ссылки, он встречал храбрых офицеров и волшебных женщин,

которые знали его стихи наизусть. Чем же стихи Александра Пушкина волновали и очаровывали, вызывая желание выучить их, чтобы тем самым оставить в своем сердце?

О лирике поэта, ее жанрово-тематическом разнообразии мы будем говорить сегодня. (Ученики записывают тему, а после комментариев учителя – и эпиграф урока в тетради).

III. РАбота над темой урока.

1. Работа в группах.

Основные мотивы лирики А. Пушкина.

Задача для группы 1.

Прочитайте и проанализируйте стихи “К морю”, “Осень”, “Зимнее утро”; подготовьте сообщение.

Ориентировочная схема анализа стиха “Осень”.

1) В какой части стиха речь идет о целебном и таком, что дарит вдохновение, влияние осени на поэта?

2) Какие цвета осени называет Пушкин в своем стихе? Какие ассоциации они вызывают? Возможно ли нарисовать пушкинскую осень?

3) Как вы поняли содержание 12-той части? Связано ли содержание этой части с тем, о чем шла речь в предыдущих частях? Какая функция точек в этой части?

4) Что оказывает содействие эмоциональности поэзий Пушкина?

5) Какими являются характерные особенности написания поэзии?

Ориентировочная схема анализа стиха “К морю”.

1) Какая форма стиха?

2) Какая композиция стиха?

3) Что вы можете сказать о системе образов произведения? Как развиваются чувства и мысли в произведении?

4) Определите идею стиха, сформулируйте свое суждение о мыслях автора.

Задача для группы 2.

Прочитайте и проанализируйте стихи “Я вас любил…”, “Я помню чудное мгновенье…”, “Мадонна”, определите идею каждого стиха; подготовьте сообщение.

Ориентировочная схема анализа стихов.

1) Определите тему каждой части и тему стиха вообще.

2) Определите сюжетную линию стиха и средства, которыми она изображена.

3) Определите систему образов стиха.

4) Определите способы создания образов.

Задача для группы 3.

Прочитайте и проанализируйте стихи “Памятник”, “Пророк”, “Поэту”, определите идею каждого стиха; подготовьте сообщение.

Ориентировочная схема анализа стихов.

1) Укажите основной образ поэзии.

2) С помощью каких художественных средств он создается?

3) Каким, по мнению автора, является назначение поэта?

Задача для группы 4.

Прочитайте и проанализируйте стихи “Вольность”, “К Чаадаеву”, “19 октября 1827”; подготовьте сообщение.

Ориентировочная схема анализа стиха “Вольность”.

1) Какая основная тема стиха?

2) Какая система образов произведения? Что вы можете сказать о главном образе-волнении? Определите, какие события повлияли на появление этого образа.

3) Определите ключевые фразы стиха, его идею.

4) Какая форма написания стиха?

Ориентировочная схема анализа стиха “К Чаадаеву”

1) Какое чувство пронизывает стих, как это чувство связано с адресатом?

2) Какая основная мысль стиха? Определите идею стиха?

3) Найдите элементы русского романтизма в стихе.

Примечание. Во время презентации результатов работы ученики выразительно читают поэзии, предложенные для анализа (если есть возможность, наизусть).

2. Обобщение.

Делается коллективно и записывается учениками в тетради.

IV. Рефлексия.

Выразительное чтение наизусть стихов А. Пушкина. “Микрофон”.

Ученики сжато высказываются на тему “Какого Пушкина я открыл для себя”.

V. ДОмашняя задача.

Опережающая задача для 3-4 учеников: подготовить выразительное чтение поэзий М. Лермонтова (можно наизусть).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Тема. Жанрово-тематическое разнообразие лирики А. Пушкина