Особенность пушкинской сказки



Коренная особенность пушкинской сказки – ее тональность: веселая, задорная, озорная. С первых стихов сказки мы слышим эту ироническую интонацию:

Негде, в тридевятом царстве, В тридесятом государстве. Жил-был славный царь Дадон… Ждут, бывало, с юга,- глядь, Ал с востока лезет рать!

Справят здесь,- лихие гости Идут от моря. Со злости Инда плакал царь Дадон, Инда забывал и сон. Что и жизнь в такой тревоге!

Стих интонирован под бытовую, разговорную речь, и она принадлежит не Пушкину, а рассказчику. Проблема рассказчика важна и в народных

сказках. Одни и те же тексты, записанные от разных сказителей, значительно отличаются друг от друга.

Еще более это различие выступает в устном исполнении – в интонации, в определенных смысловых акцентах. Пушкин написал литературную сказку – он не подражал народной и не имитировал ее. В то же время она программно фольклорна.

Фольклорен образ петушка и Дадона – типичного плохого царя сказок. Фольклорна устойчивая фразеология – “…В тридевятом царстве, в тридесятом государстве, Жил-был славный царь…”,

Улыбнулась – и с поклоном Его за руку взяла и в шатер свой увела. Там за стол

его сажала, Всяким яством угощала, Уложила отдыхать На парчовую кровать

Фольклоризм и в раскрытии народнопоэтического сознания, народной морали – осуждение старика сластолюбца и царя, нарушившего обещание. Народ не только в сказках, но и в пословицах с осуждением и презрением говорит о тех, кто слова своего не выполняет: “Будь слову своему господин”, “Попятчику да будет стыдно”, “Обещать – дело господское, исполнять – холопское”, “Сулиха проманихе (недаехе) родная сестра” и т. д.

Непосредственно эта связь с народным творчеством раскрыта в образе сказочника. Мы его не видим, но хорошо слышим. Рассказ о плохом царе, о царе, нарушившем обещание, убившем человека, который помог ему, выручил и беды, о царе, проявившем черную неблагодарность, откровенно выражает отношение рассказчика к этому царю, мы слышим насмешку, иронию, веселую уверенность в неминуемом наказании отступника и сластолюбца.

Из (того активного отношения к злу и вырастает образ сказочника-рассказчика. Ему принадлежит склад сказки, сказ свой он ведет песенно-плясовым стихом (четырехстопным хореем). Оттого в “Сказке” рождается музыка, и она становится важным компонентом повествования. Веселая тональность сказа раскрывает оптимизм сказочника, его веру в торжество добра, презрение К бездельству царя и его присных.

Сказочник-рассказчик позволял Пушкину смотреть на явления жизни, на важные для него политические и нравственные проблемы глазами народа.

Пушкин написал сказку о плохом царе. Тема царей занимала центральное место в творчестве Пушкина последнего периода. О Екатерине II он писал в “Истории Пугачева”, а потом в “Капитанской дочке”.

О Петре – в “Медном всаднике”, “Истории Петра” и в “Пире Петра Первого”, о Дуке и правителе Анджело – в поэме “Анджело”. В “Сказке о золотом петушке” рассказывалось не просто о плохом царе, но и о царе, нарушившем слово, не выполнившем обещания. Появление сказки закономерно в эволюции пушкинских убеждений и его изменившегося отношения к просвещенной монархии. “Сказка о золотом петушке” закончена осенью 1834 года, но задумана и начата она в болдинскую осень 1833 года.

Это тоже важно учитывать.

Состарившийся царь Дадон не может управлять царством, не может справиться с постоянно нападающими на царство врагами. Для охраны от нападений пришлось содержать “многочисленную рать”, но и она не помогла отразить “лихих гостей”, вторгшихся в царство с разных сторон. Попавший в беду Дадон обращается за помощью к “мудрецу, звездочету и скопцу”.

Тот дарит ему золотого петушка, который, сидя на спице, будет предупреждать о готовящемся нападении врагов.

По логике же “Сказки” дело не в том, чтоб выяснять, зачем звездочету девица, а и выполнении обещания! Потому звездочет и отвергает нее другие предложения и настаивает на выполнении условия обещал исполнить первую мою волю – выполняй: “Не хочу я ничего! Подари ты мне девицу…” Тут и наступает кульминация – демонстрация деспотизма, неблагодарности царя: “Плюнул царь: “Так лих же: нет! Ничего ты не получишь”.

И при этом, по царской логике, звездочет и оказывается виноватым: “Сам себя ты, Грешник, мучишь”. Звездочет вновь напоминает, что речь идет об исполнении обещания:

Старичок хотел заспорить, Но с иным накладно вздорить; Царь хватил его жезлом По лбу; тот упал ничком, Да и дух вон. Вся столица Содрогнулась…

Действия Дадона носят разоблачительный характер: он сам раскрывает деспотизм царской власти. Характерно, что эпизод убийства звездочета повторяет и ситуацию, и вывод, которые были в стихотворении “Моя родословная”, написанном в 1830 году:

Упрямства дух нам всем подгадил: В родню свою неукротим, С Петром мой пращур не поладил И был за то повешен им. Его пример будь нам наукой: Не любит споров властелин.

“Моя родословная” – глубоко автобиографическое стихотворение. Рассматривая свою жизнь через призму истории, Пушкин констатировал: “Упрямства дух нам всем подгадил: В родню свою неукротим…” “Сказка о золотом петушке” тоже несет в себе автобиографическое начало, и оно так же связано с “неукротимым духом” поэта в его отношениях с царем. Как и его пращур, он в 1834 году тоже, “не поладил” с Николаем I. Оттого, рассказывая о споре звездочета с Дадоном, Пушкин написал о том, что выстрадал: “Но с царями плохо вздорить”.

Несомненно, это – сознательное сближение со стихами из “Моей родословной”: “Не любит споров властелин”. “Моя родословная” с этими стихами напечатана не была. Стих в “Сказке” – “Но с царями плохо вздорить” – пришлось изменить. Жизнь требовала разговаривать с царями с все возрастающей смелостью, но споров Николай I не терпел, “Сказка о золотом петушке” написана о плохом царе, и в нее органически вошел и личный опыт Пушкина из его отношений с Николаем I.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Особенность пушкинской сказки