В каких произведениях русской лирики поэты пишут о близости своего творчеству народу? Сопоставьте их со стихотворением Есенина

В каких произведениях русской лирики поэты пишут о близости сво­его творчеству народу? Сопоставьте их со стихотворением С.А. Есенина.

В качестве литературного контекста привлеките такие произведения, как “Поэт” А. С. Пушкина, “Журналист, читатель и писатель” М. Ю. Лер­монтова, “Поэт и гражданин” Н.А. Некрасова, “Многим” А.А. Ахмато­вой, “В тот день, когда окончилась война…” А. Т. Твардовского.

Обосновывая свой выбор, отметьте, что А.С. Пушкин в стихотворе­нии “Поэту” первоначально отвергает “народную любовь”, утверждая формулу: “Ты царь: живи один”. Его герой считает, что на мнение тол­пы не стоит полагаться. Однако позже в ряде произведений поэт заявит о своей патриотической позиции.

Так, в стихотворении “Разговор кни­гопродавца с поэтом” герой Пушкина постигает извечные противоречия бытия: свободный гений должен жить среди людей, а свет неблагосклонен к затворнику. Он желает удалиться от света, поскольку осознает непре­клонность его “мнений”.

Размышляя над поставленным вопросом, рассмотрите, как в сти­хотворении М. Ю. Лермонтова “Журналист, читатель и писатель” (1840) позиции творца противопоставлена точка зрения критика и писателя. Раскройте, как вечный конфликт “поэт – толпа” получает здесь новое развитие: теперь толпа персонифицирована в образе читателя, недоволь­ного современной литературой. Правота писателя-скептика неоспорима. Его монолог венчает спор:

Скажите ж мне, о чем писать?..

К чему толпы неблагодарной Мне злость и ненависть навлечь?

Чтоб бранью назвали коварной Мою пророческую речь?

Пропасть между эстетическими вкусами читающей публики и гени­альными прозрениями писателя неустранима.

Опишите, какое идеологическое и эстетическое противостояние мы наблюдаем в некрасовской декларации “Поэт и гражданин” (1856). Поэт защищает позиции “чистого искусства”, приводя в качестве авторитетно­го мнения фрагмент пушкинского “Разговора книгопродавца с поэтом”. Гражданин формулирует концепцию общественно значимого творчества:

Будь гражданин! Служа искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству Всеобнимающей любви…

“Избранник неба”, по мысли Н.А. Некрасова, должен быть прежде всего “отечества достойным сыном”:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Рассмотрите, как Н.А. Некрасов указывает на общественный характер своего поэтического творчества, его Муза – муза “печальных бедняков”, “рожденных для труда, страданья и оков”. А.А. Ахматова, наследуя некра­совские традиции, утверждает народность собственной поэзии:

Я – голос ваш, жар вашего дыханья,

Я – отраженье вашего лица.

Напрасных крыл напрасны трепетанья, –

Ведь все равно я с вами до конца.

Укажите, что А.Т. Твардовский в патриотической и философской лирике не раз заявлял об общности своей судьбы и жизни народа-побе- дителя. В итоговой поэме “По праву памяти” автор так обозначил свое творческое и нравственное кредо:

Не лгать. Не трусить.

Верным быть народу.

Любить родную землю-мать…

В выводах подчеркните разность гражданских позиций поэтов: от консервативных до демократических, от эстетских до патриотических.



В каких произведениях русской лирики поэты пишут о близости своего творчеству народу? Сопоставьте их со стихотворением Есенина