Основные темы и мотивы лирики Лермонтова



<

p>Лирика занимает ведущее место в творчестве М. Ю. Лермонтова. Его поэмы, драматургические произведения и проза тоже проникнуты лиризмом. Поэтому понимание лирических творений поэта – это залог осознания всего его творческого мира.
Лирике Лермонтова свойственно разнообразие тем и мотивов. Среди отличительных черт тематической направленности его произведений отмечено, что в зрелом творчестве поэт нередко возвращается к темам и мотивам ранней лирики.
Одной из главных характерных черт лирики Лермонтова – резкое отрицание существующей действительности: если в ранней лирике оно направлено ко всему человечеству, то в зрелом творчестве оно приобретает конкретное звучание (“Жалобы турка”, 1829; “Умирающий гладиатор”, 1835; “Прощай, немытая Россия…”, 1840).
Главный образ темы отрицания – образ маски, внешне благополучной жизни современного поэту общества, под которой прячется бездуховность, пустота (“Исповедь”, 1831; “Как часто, пестрою толпою окружен…”, 1840; “Из-под таинственной, холодной полумаски…”, 1841).
В этой атмосфере

маскарада и притворства лирический герой тоже начинает скрывать свои чувства, стремления, помыслы – на первый план выходи тема гордого одиночества, непонятности (“Одиночество”, 1830; “Исповедь”, 1831; “Чаша жизни”, 1831; “Парус”, 1832; “Узник”, 1837; “Никто моим словам не внемлет… я один…”, 1837; “Сосед”, 1837; “Соседка”, 1837; “Пленный рыцарь”, 1840).
Она расширяется и дополняется мотивами усталости и безысходности (“И скучно и грустно”, 1840; “Из Гете” (“Горные вершины…”), 1840; “Выхожу один я на дорогу…”, 1841).
Мысли поэта о современном ему обществе преломляются в теме судьбы молодого поколения (“Монолог”, 1829; “Дума”, 1838).
Поэт задумывается о будущем своей родины, в поисках идеала углубляется в историческое прошлое России, обращается к жизни простых людей (“Новгород”, 1830; “Поле Бородина”, 1831; “Бородино”, 1837; “Родина”, 1841).
Пейзажная лирика, неразрывно связанная с темой родины, у Лермонтова наполнена одухотворенной красотой – источником духовных сил; в природе отражаются, как в зеркале изменения человеческой души, трагические моменты жизни (“Кавказ”, 1830; “Вечер после дождя”, 1830; “Когда волнуется желтеющая нива…”, 1837; “Дары Терека”, 1839; “Тучи”, 1840; “На севере диком стоит одиноко…”, 1841; “Утес”, 1841).
Лермонтовской лирике свойственна и передача глубокого и емкого понятия любви, но его часто сопровождают страдания и метания (“К друзьям”, 1828; “Ужасная судьба отца и сына…”, 1831; “Я не люблю тебя ; страстей…”, 1831; “Подражания Байрону”, 1831; “Памяти А. И. Одоевского”, 1839; “”, 1840; “А. И. Смирновой”, 1840; “Нет, не тебя так пылко я люблю…”, 1841).
Тема самопознания приобретает в лирике Лермонтова вселенские масштабы: личность – центр всего сущего, и в лирике возникают космические мотивы, мотивы противоборства земных и небесных сил, олицетворяющих борьбу добра и зла как внутри человека, так и вовне его (“Мой демон”, 1829, 1831; “Молитва” (“Не обвиняй меня, Всесильный…”), 1829; “Небо и звезды”, 1831; “Земля и небо”, 1831; “Когда б в покорности незнанья…”, 1831; “Ангел”, 1831; “Мой дом”, 1831; “Бой”, 1832).
Тема избранности, мотив внутреннего родства с трагическими судьбами Байрона и Наполеона – (“Наполеон”, 1829; “1830. Мая 16 числа”; “Отрывок” (“Три ночи я провел без сна – в тоске…”), 1831; “Св. Елена”, 1831;”Нет, я не Байрон; я другой…”, 1832; “Воздушный корабль”, 1840; “Последнее новоселье”, 1841; “Пророк”, 1841).
Продолжает эту тему раздумья о судьбе одаренной личности в несовершенном обществе, ее взаимоотношения с окружающими, роль поэзии как особого рода оружия в борьбе за высокие идеалы – мотивы, звучащие в лермонтовских произведениях (“Я жить хочу! Хочу печали…”, 1832; “Смерть поэта”, 1837; “Кинжал”, 1837; “Поэт” (“Отделкой золотой блистает мой кинжал…”), 1837; “Журналист, Читатель и Писатель”, 1840; “Пророк”, 1841).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Основные темы и мотивы лирики Лермонтова