Жизнь как тема лирики Пушкина

Предметом поэзии Пушкина всегда была сама жизнь. В его стихах мы найдем все: и реальные портреты времени, и философские размышления о главных вопросах бытия, и вечное изменение природы, и движения человеческой души. Пушкин был больше чем прославленный поэт мирового масштаба. Это был историк, философ, литературный критик, великий человек, являющий собой эпоху.

Жизнь поэта в лирике увидена “сквозь магический кристалл” прекрасного и человечного. Мера прекрасного для него заключалась в самой жизни, в ее гармонии. Пушкин чувствовал и понимал,

сколь несчастлив человек, не сумевший построить свою жизнь по законам красоты.

Философские раздумья поэта о смысле и цели существования, о жизни и смерти, о добре и зле звучат в стихотворениях “Брожу ли я вдоль улиц шумных…” (1829), “Телега жизни” (1823), “Анчар” (1828), “Сцена из Фауста” (1825), “О нет, мне жизнь не надоела…” и других. Поэта преследует неотвратимая грусть и тоска (“Зимняя дорога”), мучает душевная неудовлетворенность (“Воспоминание”, 1828; “Безумных лет угасшее веселье”, 1830), страшит предчувствие надвигающихся бед (“Предчувствие”, 1828).

Но все

эти невзгоды не привели к отчаянию и безысходности. В стихотворении “На холмах Грузии лежит ночная мгла…” поэт говорит:

Печаль моя светла.

В стихотворении “Элегия” (1830) трагические нотки первой части
Мой путь уныл,
Сулит мне труд и горе
Грядущего волнующее море…

Сменяются порывом к жизни несмотря ни на что:
Но не хочу, о други, умирать,
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

В стихотворении “К Чаадаеву” (1818) отражены мечты Пушкина о переменах в России:
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Тема бесконечности бытия и преемственности поколений, нерасторжимой связи прошлого, настоящего и будущего звучит в стихотворении “…Вновь я посетил…” (1835), которое Пушкин написал во время своего последнего приезда в Михайловское. Созерцание родных мест, русской природы рождает в нем воспоминания и настраивает на философские размышления. Вид трех сосен, “молодой семьи”, “племени младого, незнакомого”, навеял Пушкину мысли о вечности бытия.

Это не только радость вечного обновления жизни, но и уверенность в том, что человеку дано возрождение в следующих поколениях. В лирике 30-х годов, когда творческие силы поэта достигли высшего расцвета, переживания лирического героя Пушкина стали особенно разнообразны: сердечная тоска и светлое прозрение, боль одиночества и мысли о поэтическом призвании, наслаждение природой и нравственно-философские искания. Но лирику последних лет пронизывает печаль:

Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня…

Но поэт не поддается унынию и находит опору в “лелеющей душу гуманности”, видя в ней проявление общечеловеческого жизненного опыта:

Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего. Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум…

Пушкин был не только гениальным поэтом, но и зрелым человеком, гражданином, наделенным широтой философского, трезвостью политического и конкретностью исторического мышления.

Пейзажная лирика занимает важное место в поэтическом мире А. С. Пушкина. Он был первым русским поэтом, который не только сам познал и полюбил прекрасный мир природы, но и открыл его красоту читателям. Поэзия для Пушкина – это не только слияние с миром природы, но и полная гармония, растворенная в “вечной красоте” этого мира. Именно природа в ее вечном круговороте творит самого художника.

В своих стихах поэт так же многозвучен и сложен, как природа. К романтическим произведениям А. С. Пушкина, содержащим картины природы, можно отнести такие стихотворения, как “Редеет облаков могучая гряда”, “Погасло дневное светило…”, “К морю” и другие. В стихотворении “Погасло дневное светило” (1820) поэт передает грустное состояние души лирического героя, стремящегося в своих воспоминаниях к “брегам печальным туманной родины”.

Сумрак вечера превратил море в “угрюмый океан”, который навевает грусть, тоску и не излечивает “прежних сердца ран”.

А в стихотворении “К морю” (1824) поэт рисует “торжественную красу” моря, вдохновляющую поэта:

Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас,
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!

Свободной стихии моря противостоит “скучный, неподвижный брег”. Стихия моря олицетворяла свободу, приверженцем которой был Пушкин. Прощаясь со “свободной стихией”, поэт дает клятву в верности ей:

Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы…

В стихотворении “Зимнее утро” (1829) отражена гармония состояния природы и настроения человека. Когда вечером “вьюга злилась”, подруга поэта “печальная сидела”, но с изменением погоды настроение тоже меняется. Здесь Пушкин рисует замечательную картину зимнего утра:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

А. С. Пушкин был настоящим поэтическим живописцем природы, он воспринимал ее зорким взглядом художника и тонким слухом музыканта. В стихотворении “Осень” (1833) А. С. Пушкин многозвучен и сложен, как и сама природа. Поэт не любит времен года, кажущихся ему однотонными, однообразными. Зато каждая строка, создающая образ любимого времени года – осени, наполнена любовью и восхищением:

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…

Поэту осень мила “красою тихою, блистающей смиренно”, “из годовых времен он рад лишь ей одной”. Осенью поэт испытывает подъем душевных, физических и поэтических сил:

И забываю мир – и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне…
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.

“Гаснет краткий день”, но “пробуждается поэзия”. “Пробуждается поэзия” только тогда, когда сам поэт “жизни полон”.

А. С. Пушкин написал стихотворение “…Вновь я посетил…” (1835) во время своего последнего приезда в Михайловское. Созерцание знакомых, родных мест русской природы рождает в нем воспоминания и настраивает на философские размышления. Он рисует реальный пейзаж Михайловского, но не ради деталей, а для подготовки читателя к восприятию своих размышлений.

Природа вдохновила поэта на написание этого стихотворения, навеяла Пушкину мысли о вечности бытия.

Поэт обращается к потомкам с надеждой, с верой в их лучшее предназначение. Он завещает им те благородные стремления, высокие идеалы, служению которым была посвящена жизнь лучших умов его поколения. И финал стихотворения открывается строфой, в которой звучит радость:

Здравствуй, племя
Младое, незнакомое!..

Обращение поэта к свежей сосновой поросли передает эстафету воспоминаний – эту “связь времен” – грядущим поколениям.
Стихотворение “…Вновь я посетил…” пронизано чувством связи разных эпох человеческой жизни, поколений, природы и человека.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Жизнь как тема лирики Пушкина