Основные темы и мотивы лирики А. С. Пушкина

<

p>Лирика Пушкина – “явление чрезвычайное”, говорил Гоголь, и, восхищаясь многогранностью его творчества, добавлял: “Что ж было предметом его поэзии? Все стало ее предметом, и ничто в особенности. Немеет мысль перед бесчисленностью его предметов…”
Действительно, пушкинское творчество многомерно и многообразно, настолько, что можно выделить достаточно много основных тем и мотивов его произведений.
“Свобода” для Пушкина – понятие основополагающее, и эта тема красной нитью проходит через все его творчество,

как социальный, политический и нравственный идеал пушкинской поэзии: здесь выделяется несколько более конкретных мотивов.
Мотив политической свободы, идеи, близкие взглядам декабристов: служение общественным идеалам, осуждение тирании, угнетения – стихотворения “Лицинию” (1818), “К Чаадаеву” (1818), “Деревня” (1819) -.
Мотив личной свободы звучит в стихотворениях “Узник” (1822), “Птичка” (1823), где романтический призыв бегства из мира – “темницы” и желание дать освобождение “хоть одному творенью” усиливается образами птиц, олицетворяющими природное стремление к воле.

Противоречивость мотива личной свободы отражена в произведениях “Свободы сеятель пустынный…” (1823), “К морю” (1824).
В стихотворении “Я вас любил: любовь еще, быть может…” (1829) ярко проявляется еще один мотив свободы – уважение личности другого человека.
Рабство как противопоставления свободе выводится в стихотворении-притче “Анчар” (1828).
Свобода творческой личности – важнейший мотив темы поднимается в стихотворениях “Поэту” (1830), (Из Пиндемонти) (1836).
Свободу как всеобъемлющее понятие, как основу жизни человека поэт рассматривает в стихотворениях “Пора, мой друг, пора…” (1836). “Покой и воля”.
В произведениях “Редеет облаков летучая гряда…” (1820), “Кавказ” (1829), “Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю…” (1829), “Румяный критик мой…” (1830), “Осень” (1833), “…Вновь я посетил…” (1835) отражен мотив любви к родной природе как выражение любви к Родине.
Мотив служения общественным идеалам как проявление гражданской позиции – в стихотворениях “К Чаадаеву” (1818), “Кинжал” (1821), “Во глубине сибирских руд…” (1827), “Арион” (1827).
В стихотворениях “Стансы” (1826), “Клеветникам России” (1831), “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” (1836) Пушкин приводит свои политические идеалы, любовь к отечеству и готовность служить ему.
Тема дружбы: стихотворения в честь лицейских годовщин (19 октября), послания к товарищам-лицеистам: “19 октября” (1825), “И. И. Пущину” (1826), “Чем чаще празднует лицей…” (1830) и обращенные к декабристам, с многими из которых Пушкин был в дружеских отношениях, – “Во глубине сибирских руд…” (1827), “Арион” (1827) и послание “К Чаадаеву” (1818) – другу и учителю, оказавшему серьезное влияние на формирование взглядов молодого Пушкина.
Тема любви нашла свое воплощение в стихотворениях “Погасло дневное светило…” (1820), “Я пережил свои желанья…” (1821), “Сожженное письмо” (1825), “Желание славы” (1825), “Храни меня, мой талисман…” (1825), “К” (1825), “Под небом голубым страны своей родной…” (1826), “На холмах Грузии лежит ночная мгла…” (1829), “Я вас любил: любовь еще, быть может…” (1829), “Что в имени тебе моем?..” (1830), “Мадонна” (1830), “Для берегов отчизны дальней…” (1830).
Тема назначения поэта и его поэзии наравне с темой свободой главенствует в творчестве Пушкина: высокое предназначение поэзии слышится в стихотворениях “К Н. Я. Плюсковой” (1818), “Пророк” (1826), “Поэт” (1827), “Осень” (1833), “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” (1836).
То, что поэт является высшим судьей для своих произведений – важный мотив темы предназначения поэта и его поэзии. Пушкин рассуждает о свободе поэтического творчества, о сложных взаимоотношениях поэта с властью, с народом, с чернью: “Свободы сеятель пустынный…” (1823), “Поэт и толпа” (1828), “Поэту” (1830), “Эхо” (1831), (Из Пиндемонти) (1836), “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” (1836).
Философская лирика Пушкина: “Я пережил свои желанья…” (1821), “Бывало в сладком ослепленье…” (1823), “Дар напрасный, дар случайный…” (1828), “Анчар” (1828), “Брожу ли я вдоль улиц шумных…” (1829), “Бесы” (1830), “Элегия” (1830), “Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы” (1830), “Не дай мне Бог сойти с ума…” (1833), “…Вновь я посетил…” (1835) – размышления поэта над общефилософскими проблемами.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Основные темы и мотивы лирики А. С. Пушкина