ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ О. С. ПУШКИНА

Гений Пушкина намного опередил свое время. Поэзия Пушкина – это целый мир, в котором каждый читатель может найти то, что касается лично. Дружба, любовь к родине, ее история, история человечества, свобода личная и общественная, рабство и тирания, жизнь и смерть, природа и человек, любовь и одинокость – вот лишь небольшая частица мотивов его лирики. Мотивы свободы и воли особенно возвышенно звучат в творчестве Пушкина в начале 20-х годов.

В этот период он поддерживает тесные связи с будущими декабристами, а ода “Вольность” – своеобразное

поэтическое выражение идей “Союза благоденствия”. И какие бы политические страсти не кипели, Пушкина, в первую очередь, оставался поэтом. Его оду благосклонно встретили читатели и единомышленники, но поэт некогда больше не обращается к этому жанру для создания актуальной политической лирики. Поэт ощутил, что новое время нуждается в не только новых тем, но и нового их решение.

Свободолюбивые мотивы приобретают в его творчестве пристрастности, которая была присущий только интимной лирике, например, стих “К Чаадаеву”.

Одна из главных тем творчества Пушкина – тема поэта и поэзии. Рылеев

был его предшественниками в этой теме, определили гражданскую позицию поэта в отношении к явлениям действительности. Пушкин идет дальше, его волнует проблема свободы творчества, отображенная в стихе “Разговор книгопродавца с поэтом”. Книготорговец очерчивает традиционные поэтические темы:

И так любовью утомленный, Наскучат лепетом молвы, Заранее отказались вы Вот вашей лиры вдохновенной. Теперь, оставят шумный свет, И муз, и ветреную моду, Что же изберете вы? Поэт: Свободу.

В поэзии “Пророк” поэт говорит о своей ответственности за все, что происходит на земле. Пушкин обращается к образам мифологии, Библии. В начале стиха отображается духовная опустошенность поэта, и осознание своей миссии пророка предоставляет новой силы чувствам и способностям поэта. Он придет к выводу, который его миссия не просто утешать, радовать людей или давать наслаждение своими произведениями, но и учить читателя, вести его за собой: “И бога глас ко мнет воззвал: “Восстань, пророк, и виждь, и внемли, исполнись волей моей, и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей!”.

Любовная лирика Пушкина удивительно богатая и разнообразная. Она имеет определенные особенности. Одна из них заключается в том, что поэт поднимает существующие правила и подчиняет форму содержания произведения (нет четкого разделенную на жанры – элегию, романс, послание).

Например, известная поэзия “К ***” (Анне Петровне Керн), с одной стороны, выглядит, как послание, но имеет определенные черты романса и даже элегии.

Но Пушкина не только новатор формы, в любовной лирике он создает новую сеть ценностей, которая опирается на жизненную мудрость и гуманизм. Гуманизм проявляется, прежде всего, в его уважительном отношении к любимой, он признает за ней право на выбор, даже когда этот выбор не в его пользу. Пример – поэзия “Я вас любил”.

Любовь, за Пушкиным, это не аномалия (как часто изображали ее романтики), это естественный залог души человека, и даже когда это чувство не вызывает взаимности, оно приносит радость, а не страдание. Яркий пример такого взгляда на любовь – поэзия “На холмах Грузии лежит ночная мгла…”: И сердце вновь горит и любит – оттого, Что не любит оно не может. Исследователи творчества Пушкина определяют еще одну тему в творческом наследстве поэта – философская лирика. Это в первую очередь лирика природы, которая отбивает вечное течение жизни, неподвластное человека.

В стихах о природе Пушкина воссоздавал свои представления об устройстве мира. Рождение, детство, юность, зрелость, старость и, в конце концов, смерть изображаются, как естественные, не вызывают ни удивление, ни протеста. Природа мудрая и справедливая, Пушкина склоняет главу перед самым дивом жизни, которой в его лирике прекрасное в любых проявлениях. К философской лирике принадлежат и создавай, где Пушкина излагает свои взгляды на человеческое общество.

Например, “Анчар”. Он не противопоставляет понятия раб и властитель, в его воображении эти лица равноправные, поэтому возникают такие строки:

Но человека человек Послал к анчару властным взглядом…

Вина за то, что зло, которое воплощает анчар, вылилось в мир, лежит на них обеих. Рабство – это возвратная сторона тирании, и существовать они могут только вместе. Пушкин – первый русский писатель мирового значения, который имел влияние не только на русский, но и на мировой литературный процесс. Достоевский утверждал, что вся русская литература “вышла из Пушкина”.

Белинский назвал роман “Евгений Онегин” “энциклопедией русской жизни”, в полной мере это определение можно отнести и к лирике Пушкина.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ О. С. ПУШКИНА