Основные темы и идеи лирики А. Т. Твардовского



Поэзия Александра Твардовского стала одной из ярких страниц истории русской ли­тературы XX. века. Сама судьба этого чело­века и поэта глубоко символична.

А. Твардовский вошел в литературу в се­редине 20-х годов XX века. В своем раннем творчестве поэт воспевал новую деревен­скую жизнь, колхозное строительство. Одну из своих ранних поэм он назвал “Путь к со­циализму”. В его стихах тех лет явно звучит отказ от вековых традиций:

Вместо этой дедовской плесени

Из угла будет Ленин глядеть.

Итогом раннего творческого периода поэта

стала поэма “Страна Муравия”. Ее герой, Ни­кита Моргунок, мечтавший о счастье и сво­бодном труде на своей земле, понял и осо­знал, что воплощение мечты может быть только в колхозной жизни. Читать эти стихи сегодня, когда открылось столько жестокой правды о коллективизации, уничтожении це­лых семей, истреблении лучших, самых ум­ных и трудолюбивых хозяев, страшновато.

Особенно если учесть, что сам Твардов­ский – сын деревенского кузнеца. Родился он на смоленском хуторе Загорье. Именно тогда на его отца, умельца и труженика Три­фона Гордеевича Твардовского, и всю семью нежданно обрушилась беда –

они были рас­кулачены и сосланы на Север.

О нелегкой судьбе этой семьи, судьбе типичной, постиг­шей многие такие же семьи, сегодня можно узнать из воспоминаний брата А. Т. Твардов­ского – Ивана, опубликованных несколько лет назад.

В стихах же сына “кулака” эти трагические мотивы не нашли отражения – он писал так, как в 20-е и 30-е годы от него требовали и ожидали, возможно, искренне веря, что на этом пути народ найдет свое счастье.

Поворотными для поэта Твардовского стали годы Великой Отечественной войны, которую он прошел фронтовым корреспон­дентом. В военные годы его поэтический голос приобретает ту силу, ту подлинность переживаний, без которых невозможно на­стоящее творчество. Стихи А. Твардовско­го военных лет – это и хроника фронтовой жизни, состоявшей не только из героичес­ких подвигов, но и из армейского, военного быта (например, стихотворение “Армей­ский сапожник”), и лирические взволно­ванные воспоминания о родной Смолен­щине, ограбленной и оскорбленной врага­ми, и стихи, близкие к народной песне, написанные на мотив “Позарастали стеж­ки-дорожки…”.

В стихах поэта военных лет звучит фило­софское осмысление человеческой судьбы в дни всенародной трагедии. Так, в 1943 го­ду Твардовский написал стихотворение “Две строчки”. Оно навеяно фактом корре­спондентской биографии поэта: две строч­ки из записной книжки напомнили ему о бойце-парнишке, которого видел он убитым, лежащим на льду еще в ту незнаменитую войну с Финляндией, что предшествовала Великой Отечественной. И подвига он не совершил, и война незнаменитая, но жизнь ему была дана единственная – через нее-то и постигает художник подлинную траге­дию всякой войны, передает пронзитель­ное по силе лиризма ощущение необрати­мости потери:

Мне жалко той судьбы далекой,

Как будто мертвый, одинокий,

Как будто это я лежу…

Уже после войны, в 1945-1946 годах, Твардовский создает, может быть, самое значительное свое произведение о войне – “Я убит подо Ржевом”. Бои под Ржевом бы­ли настолько кровопролитными в истории войны, что стали ее самой трагической страницей. Все стихотворение – это стра­стный монолог мертвого, его обращение к живым.

Обращение с того света, обраще­ние, на которое имеет право лишь мерт­вый, – так судить о живых, так строго требо­вать от них ответа.

Стихотворение завораживает ритмом сво­их анапестов. Оно довольно велико по объе­му, но прочитывается на едином дыхании. Знаменательно, что в нем несколько раз звучит обращение, восходящее к глубоким пластам традиций: традиции древнерусско­го воинства, традиции христианской.

Это обращение “братья”.

В годы войны создана А. Твардовским и самая знаменитая его поэма “Василий Тер­кин”. Его герой стал символом русского сол­дата. Образ Василия Теркина – предельно обобщенный, собирательный, народный ха­рактер в лучших его проявлениях.

И вместе с тем это не абстрактный идеал, а живой че­ловек, веселый и лукавый собеседник. В его
образе соединились и богатейшие литера­турные и фольклорные традиции, и современность, автобиографические черты, роднящие героя с автором (недаром он смо­ленский).

Теркин – это и боец, герой, совершаю­щий фантастические подвиги, описанные с присущей фольклорному типу повествова­ния гиперболичностью (в главе “Кто стре­лял?” он из винтовки сбивает вражеский са­молет), и человек необычайной стойкости (в главе “Переправа” рассказано о подви­ге – Теркин переплывает ледяную реку, чтобы доложить, что взвод на правом бере­гу), и умелец, мастер на все руки.

Написана поэма с той удивительной клас­сической простотой, которую сам автор обозначил, как творческую задачу:

Пусть читатель вероятный

Скажет с книжкою в руке:

– Вот стихи, а все понятно,

Все на русском языке.

Позднее творчество А. Твардовского, его стихи 50-60-х годов – одна из самых пре­красных страниц русской поэзии XX века. Достаточно сказать, что они выдерживают такое нелегкое для поэта соседство, как стихи А. Ахматовой, Б. Пастернака, а это под силу далеко не каждому, надо быть очень большим художником, чтобы не поте­ряться на таком фоне.

Нельзя хотя бы кратко не сказать о том, что в эти годы поэт становится центральной фи­гурой всего прогрессивного, чем была бога­та литературная жизнь. Журнал “Новый мир”, главным редактором которого был А. Твар­довский, так и вошел в историю литературы как “Новый мир” Твардовского.

Лирический герой поздней поэзии Твар­довского – это прежде всего мудрый чело­век, размышляющий о жизни, о времени. Так, в стихотворении “Некогда мне над со­бой измываться…” поэт утверждает, что главным спасением человека от беды ста­новится труд, творчество. Над традицион­ной темой о поэте и поэзии раздумывает ли­рический герой А. Твардовского поздних лет во многих стихотворениях, например в произведении 1959 года “Жить бы мне со­ловьем-одиночкой…”.

И все же главная, са­мая больная для поэта тема – тема истори­ческой памяти, пронизывающая его лирику 50-60-х годов. Это и память о погибших на войне. Им посвящено стихотворение, кото­рое смело можно назвать одной из вершин русской лирики XX века:

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны.

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, –

Речь не о том, но все же, все же, все же…

Финал стихотворения приоткрывает целый мир человеческих переживаний, целую фи­лософию, которая могла сформироваться у людей, чье поколение прошло через столь­ко страшных и жестоких испытаний, что каж­дый выживший ощущал это как чудо или на­граду, может быть, незаслуженную. Но осо­бенно остро переживает поэт те этапы отечественной истории, которые перечерк­нули жизнь его семьи, его родителей. В этом и позднее покаяние, и осознание личной ви­ны, и высокое мужество художника. Этой те­ме посвящены такие произведения А. Твар­довского, как поэма “По праву памяти”, цикл стихов “Памяти матери”.

В этом цикле через судьбу матери человек передает судьбу це­лого поколения. Вековой уклад жизни оказы­вается разрушенным. Вместо привычного деревенского кладбища – неприютный по­гост в далеких краях, вместо переезда через реку, символа свадьбы, – “иные перевозы”, когда людей с “земли родного края вдаль спровадила пора”.

В поэме, написанной в 1966-1969 годах и опубликованной впервые в 1987 году, поэт размышляет о судьбе своего отца, о траге­дии тех, кто с самого рождения был отмечен как “младенец вражеских кровей”, “кулац­кий сынок”. Эти размышления обретают фи­лософское звучание, и вся поэма звучит предостережением:

Кто прячет прошлое ревниво,

Тот вряд ли с будущим в ладу…

Поэзия А. Твардовского – это искусство в самом высоком смысле слова. Она еще ждет подлинного прочтения и понимания.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Основные темы и идеи лирики А. Т. Твардовского