Основные мотивы лирики А. В. Кольцова
1. Судьба поэта-самородка.
2. Быт и повседневный труд простого народа в лирике Кольцова.
3. Темы любви и одиночества в лирике Кольцова.
A. В. Кольцов родился в 1809 году в семье воронежского торговца скотом. Образование получил самое скудное — его отец Алексея полагал, что для успешной торговли вполне достаточно уметь читать и писать. В 16 лет Кольцов случайно познакомился со стихами поэта И. И. Дмитриева.
С этого и началось его увлечение поэзией. Вскоре юноша сдружился с купцом Кашкиным, торговавшим книгами. Благодаря этому Кольцов
В это время семинарист А. П. Серебрянский организовал в Воронеже литературный кружок. Членом этого кружка стал и Кольцов. В 1831 году молодой поэт познакомился с Н. В. Станкевичем, который высоко оценил его стихи и опубликовал одно стихотворение в «Литературной газете».
Станкевич познакомил начинающего поэта с В. Г. Белинским, ввел его в круг московских литераторов. В 1835 году вышел небольшой сборник стихов Кольцова. Не только Белинский, но и А. С. Пушкин,
B. А. Жуковский, А. И. Одоевский обратили внимание на самобытность поэтического дара Кольцова. Однако
Однако его стихи не были забыты — некоторые из них стали песнями, которые звучат и до сих пор: «Хуторок», «Последний поцелуй».
Чем же так привлекают к себе внимание стихи Кольцова? В первую очередь, наверное, тем ощущением неохватного простора, которое так близко сердцу русского человека, которое роднит поэзию Кольцова с устным народным творчеством: Ах ты, степь моя, Степь привольная,
Широко ты, степь,
Пораскинулась,
К морю Черному
Понадвинулась!
Стихи Кольцова искренни, безыскусны и всем понятны. Однако эта простота отнюдь не умаляет творческого мастерства поэта. И темы, и то, как поэт передает свои чувства и переживания — все это индивидуальное, ни на кого не похожее. Конечно, как и любой поэт, делающий первые творческие шаги, Кольцов не избежал в своей лирике распространенных речевых штампов и традиционных образов.
Однако сама тематика произведений Кольцова требовала иного подхода. Труд пахарей, косарей, жнецов — оказывается и о таких повседневных вещах можно писать стихи! Поэт не стремится приукрасить тяжелую однообразную работу; он действительно видит красоту человеческого труда, описывает его правдиво и поэтично:
Весело на пашне.
Ну! тащися, сивка!
Я сам-друг с тобою,
Слуга и хозяин.
«Мать-земля сыра», «красавица зорька», «вода ключевая» — все эти образы народной поэзии удивительно вписываются в повествование о жизни народа, о жизни реальной, а не сказочного житья-бытья. Но в поэзии Кольцова и обыденная реальность обретает волшебные, сказочные черты:
Выйдет в поле травка —
Вырастет и колос,
Станет спеть, рядиться
В золотые ткани.
Нужно отметить и особую напевность стихов Кольцова. Неслучайно же некоторые из них были положены на музыку. Многие творения самим автором названы песнями. Песенное звучание также сближает лирику Кольцова с народной поэзией.
Легко представить, как поют эти песни крестьяне, работая в поле или коротая зимние вечера в избе. Тема труда в творчестве Кольцова порой переплетается с любовной тематикой, как например в стихотворении «Молодая жница». Поэт убедительно передает ощущение палящего летнего зноя, обессиливающего девушку. Но не жара и тем более не ленность являются главной причиной ее недостаточного усердия в работе. «Душно, жарко ей» не только от зноя, но и от взгляда и песни молодца, заронивших «небывалое» в сердце «красной девицы»:
Разминется с ней,
Будто нехотя,
И стоит, глядит
Как-то жалобно.
Для любовной лирики Кольцова вообще характерно печальное и даже трагическое звучание, которое связано с реальными событиями и переживаниями, имевшими место в жизни поэта. В юности он был влюблен в крепостную девушку — служанку своих сестер. Молодые люди мечтали пожениться, но отец поэта узнал об этом и, отправив сына в деловую поездку, продал девушку.
Вернувшись, Кольцов пытался найти свою любимую; долго он не мог ничего узнать о ее судьбе, но затем до него дошло известие о ее смерти. Вероятно, потому так сильны в лирике поэта мотивы одиночества, раз-луки, страдания:
Мне ль приветливым казаться,
С хладным сердцем вновь любить?
Мне ль надеждой обольщаться?
Беспробудно друг мой спит…
В своей любовной лирике Кольцов показывает всевозможные препятствия, с которыми сталкиваются влюбленные: это и упрямство родителей, не желающих отдавать дочь за бедняка, нередко выдающих ее за немилого, но богатого, и непонимание между самими молодыми людьми, приводящее к разрыву, и даже измена одного из них. Кольцов показывает, как больно бьет неискренность того, кому ты доверился:
Говорил так друг, прощаючись,
А з душе его был замысел:
Не к отцу идти — а в ином селе
Замуж взять вдову богатую…
Но и разделенное чувство, не замутненное расчетами и недомолвками, тоже нередко становится причиной страданий:
Жил один я, в одиночестве —
Холостая жизнь наскучила;
Полюбил тебя, безродную,
Полюбивши — весь измучился.
Тема одиночества в лирике Кольцова нередко соседствует не только с мотивами бедности и неприкаянности, но и с горестным осознанием утраты прежней «силы крепкой», которую «нужда горькая / По чужим людям / Всю истратила». Интересно преломляется мотив одиночества в стихотворении «Всякому свой талант», лирический герой которого сетует на разлуку с «красной девицей», а на то, что «волей своей доброю» женился по совету родни:
Ах, жена моя, боярыня!
Когда умной ты родилася,
Так зачем же мою голову
Ты сгубила, змея лютая?
Тема одиночества обретает в лирике Кольцова и другое, еще более мрачное, зловещее воплощение — предчувствие и даже желание смерти, которое прозвучало в стихотворении «Элегия» в 1830 году, за 12 лет до своей смерти:
В твои объятья, гроб холодный,
Как к другу милому, лечу,
В твоей обители укромной
Сокрыться от людей хочу.