Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова



1. Гражданское назначение поэзии.
2. Преемственность творчества Пушкина.
3. Стихотворение Лермонтова “Смерть поэта”.
4. Актуальность и злободневность их стихов.
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
А. С. Пушкин
Широко и многогранно творчество двух гениев русской литературы А. С. Пушкина и М. Ю Лермонтова. В их произведениях затронуты самые разнообразные темы. Но существует, на мой взгляд, одна тема, которая наиболее ярко определяет духовную близость поэтов. Это проблема назначения поэта и место поэзии в жизни общества.

По мнению Пушкина, поэзия должна иметь высокое гражданское назначение. В стихотворении “Эхо” Пушкин сравнивает поэта с этим уникальным явлением природы. Эхо откликается на любой звук, поэзия должна откликаться на всевозможные изменения окружающего мира.

Как эхо остается без ответа, так и поэзия не всегда находит ответное понимание у людей. Пушкин считал, что талант – это Божий дар, который не разменивается, не продается и не покупается.
Лермонтов

в стихотворении “Поэт” прибегает к сравнению пера поэта с клинком, который когда-то служил наезднику, а теперь за ненадобностью “игрушкой золотой он блещет на стене”. Аллегорически Лермонтов говорит здесь об утрате поэтом своего предназначения. Но в его словах присутствует надежда на то, что клинок все-таки вырвется из “золотых ножон” и мастера слова вновь обретут жизненность и силу чувств, которые будут близки читателю.
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья.
В одноименных стихотворениях “Пророк” Пушкин и Лермонтов, как мне кажется, наиболее полно выражают свои мысли о назначении поэта и его служении людям. Эти стихотворения являются как бы двумя главами одного произведения.

У них одинаковый ритм и стиль. Пушкин написал свое стихотворение в 1826 году, через несколько недель после казни декабристов. Взяв в основу стихотворения отдельные мотивы VI главы библейской книги пророка Исайи, он далеко уходит от библейского сюжета, изображая иносказательно пророческое назначение поэта.

По толковому словарю слово “пророк” означает “религиозно-политический проповедник, оратор”.

В русской поэзии XIX века образ пророка служил для выражения самых передовых общественных идей и ассоциировался с образом поэта-гражданина, обличителя социальных пороков. Имеются сведения, что стихотворение Пушкина “Пророк” входило в число политических, но остальные стихотворения этого цикла до нас не дошли. Пушкин показывает, как поэт превращается в пророка.

Он считает, что у поэта-гражданина должен быть острый взгляд на происходящие вокруг события, чуткий слух, улавливающий и не терпящий фальшь, мудрые слова, способные заставить мыслить и переживать и, конечно, “огненное, пылающее” сердце. Пушкин ставит перед поэтом задачу огромную, но выполнимую для настоящего поэта-гражданина

Восстань, пророк и виждь и внемли.

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Через пятнадцать лет в 1841 году Лермонтов создает своего “Пророка”. Это стихотворение как бы продолжает пушкинское, показывая дальнейшую судьбу его пророка.

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Лермонтовский герой не захотел остаться среди людей ценой измены своим убеждениям, вере и предназначению. Он обрекает себя на добровольное изгнание в пустыню, где ему “покорна тварь земная” и звезды слушают его речи. Лермонтов и сам не раз испытывал непонимание толпы.

Жизнь в уединении кажется ему единственным, верным выходом для того, кто хочет познать духовную истину.
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищим,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи.
В своем “Пророке” Лермонтов, проводя параллель между миссиями поэта и пророка, говорит о неблагодарности толпы к тем, кто несет ей правду. Перед нами печальная судьба поэта, посмевшего “глаголом жечь сердца людей”.
Люди отвергли его:
Смотрите ж, дети, на него!
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его.
Но герой Лермонтова не озлобился на людей, не стал мрачным отрицателем жизни. И хотя в этом стихотворении не говорится прямо ни о родине, ни о свободе, но оно наполнено пафосом индивидуального гордого подвижничества. Лермонтовский “Пророк” – это произведение о назначении поэта, об изгнании и пустоте окружающей жизни.

Чувство одиночества, разобщенности в царстве произвола и мглы (так назвал николаевскую империю Герцен) было неизбежным для настоящего поэта-гражданина. Лермонтов сам испытывал это чувство, и оно сообщило его поэзии характер трагический. Как и его “Пророк” Лермонтов имел смелость многое высказывать без прикрас и без пощады.

Его стихотворение – это и размышление о своей собственной судьбе. Сам он неуклонно следовал по избранному пути. И ненависть к свету только обостряла его любовь к “холодному молчанию” русских степей.
В стихах Лермонтова часто мелькают строки то Пушкина, то иного полюбившегося ему поэта. Он продолжает мысль уже существующую, но продолжает по-своему.
И это величайшее дарование, продолжая мысль, высказанную другим, выражать мысль новую, неисчерпаемую, глубокую, полную поэтической силы, покоряющую поколение за поколением. Необычайно пронзительно и глубоко по своему воздействию стихотворение Лермонтова “Смерть поэта”, написанное им после гибели Пушкина. Лермонтов видит в Пушкине поэта, который является для него идеалом, чуждым мелочным обидам, которому не нужны пустые похвалы и светские интриги.
И умер он – с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печаль.
Пушкинский талант расцвел в период общественного подъема, он лично был знаком со многими декабристами. Лермонтов же творил в реакционное время, наступившее после разгрома декабристского восстания. Но, несмотря на это временное различие, творчество двух великих русских поэтов, отражая самые важные и насущные потребности современности, проникнутое свободомыслием, является одним из лучших примеров высокой гражданственности поэзии.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова