Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина



Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. Для А. С. Пушкина тема поэта и его призвания была одной из центральных в творчестве. Вся лирика данной тематики но­сит характер исповедальности и выстраданности. Само творчество воспринимается поэтом как дар, данный свыше, который требует от художника жертвенности.

Многие сти­хотворения на тему поэта и поэзии создаются А. С. Пушки­ным по мотивам известных сюжетов, однако поэт их перера­батывает и иначе расставляет акценты, придавая произведе­нию современное звучание, а известной теме – свое толкование.

Тема поэта и поэзии в раннем творчестве А. С. Пушки­на. Тема предназначения художника волновала поэта на протяжении всей жизни, и стихотворения данной темати­ки появляются еще в ранний период творчества А. С. Пушки­на: “К другу стихотворцу” (1814), “К. Жуковскому” (1816), “К портрету Жуковского” (1818), “Деревня” (1819) и др. Автор начинает задумываться о своей роли в жизни обще­ства и мечтает о даре воздействия на людей поэтическим словом:

О, если б голос мой умел сердца тревожить!

Почто в груди моей горит бесплодный

жар

И не дан мне судьбой Витийства грозный дар?

“Деревня” (1819)

А. С. Пушкин неслучайно награждает “дар Витийства” эпитетом “грозный”, намечая тем самым мотив гражданско­го служения поэзии.

Эволюция темы. В последующем творчестве тема полу­чает свое развитие и новое осмысление.

Стихотворение “Пророк” (1826) в основе имеет библейский сюжет о пророке Исаии и продолжает традиции М. В. Ломо­носова и Г. Р. Державина. Служение поэзии, по мнению А. С. Пушкина, сродни высокой деятельности пророка. Лирический герой, “духовной жаждою томим”, проходя через мучительное преображение, получает от шестикры­лого Серафима не только “вещие зеницы”, но и цель собст­венного пути:

“Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей”.

Через боль и смертные страдания к герою приходит очи­щение от человеческой слабости. Особую экспрессию здесь создает прием антитезы, используемый А. С. Пушкиным, чтобы подчеркнуть разительность перемен: язык “греш­ный”, “и празднословный и лукавый” – “жало мудрыя змеи”; “сердце трепетное” – “угль, пылающий огнем” и др.

Поэт, перерождаясь морально и физически, платит дорогую цену за право нести Слово людям. Гуманистическая идея пророческой деятельности Поэта продолжает желание, высказанное А. С. Пушкиным еще в “Деревне”:

О, если б голос мой умел сердца тревожить!

Верность Поэта призванию, несмотря на все житейские бури и грозы, звучит в стихотворении “Арион” (1827), в ос­нове которого лежит легенда, переданная Геродотом и пре­ображенная Пушкиным в сюжет о крушении пловцов-декабристов. Даже гибель “кормщика” и “пловца” не может заставить замолчать голос спасшегося:

Лишь я, таинственный певец,

На берег выброшен грозою,

Я гимны прежние пою

И ризу влажную мою Сушу на солнце под скалою.

Стихотворения “Поэт” (1827), “Поэт и толпа” (1828), Поэту” (1830) продолжают развитие темы поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина и декларируют идею свободы и независимости поэта от светской толпы, глухой и равнодуш­ной к истинному творчеству:

Тоскует он в забавах мира,

Людской чуждается молвы,

К ногам народного кумира Не клонит гордой головы…

“Поэт”

Миссия Поэта – служить вечным ценностям и идеалам, не обращая внимания на “суд глупца и смех толпы”:

Ты царь: живи один.

Дорогою свободной

Иди, куда влечет тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;

Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

“Поэту”

Поэт должен иметь чуткую душу, чтобы слышать “боже­ственный глагол”. Лишь Всевышний, дающий поэтический дар человеку, вправе беспристрастно оценить, как этим со­кровищем распоряжается его избранник.

В 1831 г. А. С. Пушкин создает стихотворение “Эхо”, в котором сравнивает Поэта с “откликом в воздухе” …”всяко­го звука”, проводя мысль о нерасторжимости художника с жизнью, его окружающей. Отрешиться от действительности истинный творец не может.

Тема поэта и его назначения достигает апофеоза в стихо­творении “Я памятник себе воздвиг…” (1836). Здесь А. С. Пуш­кин продолжает тему Ломоносова, который первый перевел оду Горация “К Мельпомене” на русский язык, а также Дер­жавина, подражавшего ей в своем стихотворении “Памят­ник”. Пушкин дает свое понимание “нерукотворного памят­ника”. Как итог размышлений о назначении Поэта звучит предпоследняя строфа стихотворения:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал.

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина