Сочинение Образ поэта-пророка в лирике Пушкина и М. Ю. Лермонтова



Образ поэта-пророка в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова Стихотворение А. С. Пушкина “Пророк” написано в 1826 году после грозных событий 25 декабря на Сенатской площади. Восстание декабристов было жестоко подавлено, пять членов тайного общества осуждены на казнь через повешенье, многие отправятся в ссылку в Сибирь. У Пушкина среди декабристов имелось не мало друзей, и он очень переживал за их судьбу.

Он мысленно находился с ними, не боялся выразить им свое сочувствие: “Во глубине сибирских руд”. О грозном даре витийства поэт уже

знал. О его воздействии на общество и на царя он в мечтах выразил в элегии “Деревня” в 1819 году.

О, если б голос мой умел сердца тревожить!

По что в груди моей горит бесплодный жар И не дан мне судьбой витийства грозный дар? В “Подражаниях Корану” появляется пророк, одаренный могучей властью над умами. В стихотворении “Пророк” Божий дар уже осознан. Во второй половине я 1825 года Пушкин пишет Раевскому – младшему: “Чувствую, что духовные силы мои достигли полного развития, я могу творить”.

Раз можно творить, то можно служить. Надо лишь понять цели поэзии. Пушкинским пониманием цели

поэзии вполне можно считать стихотворение “Пророк”.

Духовной жаждою томим В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. Поэт размышляет, его мучают сомнения: куда двигаться, чтобы поэзия принесла пользу его ссыльным товарищам. Он уже чувствует, что ждет николаевскую Россию.

После прикосновения Серафима поэту-пророку внятно все – “неба содроганье” и “дольной розы прозябанье”, “гром небес” и “жужжанье пчел над розой алой”.

Но какую пользу может он извлечь. Для поэта – пророка это невеликое приобретение. И тут серафим вырвал его “грешный язык” и вложил в уста “жало мудрое змеи”. И сердце трепетное вынул, И уголь, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул.

Божий глас его воззвал: “Глаголом жги сердца людей” Не для любви и ученья, проповеди и нравоученья, а на все то, что характерно для миссии ветхозаветного пророка. Здесь поэт отождествляется с пророком, который идет из пустыни к людям. Горько ироническим продолжением звучит “Пророк” у М. Ю. Лермонтова, написанное в 1841 году.

Прошло 15 лет, но какая разница в содержаниях стихотворений. И ничего удивительного. После победы в Войне 1812 года, в обществе была надежда на перемены к лучшему, социальный оптимизм.

Возросла роль различных кружков и литературно-общественных собраний. 1830-ые – эпоха затишья, спада общественной активности. Царит атмосфера разочарования, социальной депрессии. Отсюда оптимизм пушкинского “Пророка” и пессимизм лермонтовского.

У Лермонтова гораздо сильнее, чем у Пушкина, звучит мысль о том, что поэзия должна служить народу. Однако она, по мнению Лермонтова, утратила свое назначение и вряд ли обретет его вновь. “Проснешься ль ты опять осмеянный пророк Иль никогда на голос мщенья Из золотых ножен не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?

Читаем мы в стихотворении “Поэт” (1837-1841). Образ осмеянного и презираемого пророка появляется вновь в стихотворении “Пророк” (1841). С тех пор как вечный судия Мне дал всеведение пророка В очах людей читаю я Страницы злобы и порока. Если в пушкинском “Пророке” мы знаем, как он получил пророческий дар, то здесь автор не говорит об этом.

Вполне возможно Пушкин передал это ему, как преемнику.

Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. Поэт, наделенный божественным даром, уже на примере своего великого предшественника понимает всю тяжесть своего предназначенья. В его “Пророке” происходит обратная ситуация: пушкинский пророк из пустыни идет к людям, чтобы “жечь глаголом сердца людей”, лермонтовский, гонимый злобой людей, возвращается в пустыню.

Посыпав пеплом я голову, Из городов бежал я нищий, И вот в пустыне я живу Как птицы, даром божьей пищи.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Сочинение Образ поэта-пророка в лирике Пушкина и М. Ю. Лермонтова