Образ пророка Пушкина и Лермонтова
Как можно истолковать образ пророка в одноименных стихотворениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова?
Сходство и различие образов пророка.
Стихотворение М.Ю. Лермонтова “Пророк” – это своего рода ответ на стихотворение Пушкина с тем же названием. Оба художника говорят читателю о том, что главное предназначение поэта – нести миру, людям истину, “глаголом жечь сердца людей”.
Черты одиночества и разлада с действительностью присущи обоим пророкам. Но лирического героя, поэта, в стихотворении Пушкина воскресил Господь,
И пророк в стихотворении Лермонтова отмечен знаком высшей, Божественной милости. Ему, лирическому герою, поэту, “вечный судья” дал “всеведенье пророка”. Но его призванию не дано осуществиться: толпа, “ближние”, враждебно восприняв его “любви и правды чистые ученья”, изгоняют его в пустыню. В пустыню в материальном, вещном смысле, но вовсе не в духовном.
В единении с природой теперь живет герой, питаясь, “как птицы, даром божьей пищи”.
И
Ведь для героя пустыня становится и местом его уединения, пристанищем, куда не вхожа враждебная толпа.
Когда же поэту, с непринятым в нем даром пророка, приходится посещать “шумный град”, враждебно настроенные люди готовы забросать его “каменьями”.
Но главное – толпа не в силах простить поэту его гордыни: ведь он хотел уверить людей в том, что “Бог гласит его устами”.
И самолюбивые старцы говорят юным:
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его.
Ошибочное суждение о поэте, пророке, передается из поколения в поколение – противоречия между поэтом и обществом обостряются.
Итак, в заключение можно сказать, что поэт, лирический герой стихотворения Пушкина, преображается духовно. Пророческий дар помогает ему жить в гармонии с миром, с людьми, с Богом.
А поэт в стихотворении Лермонтова несчастен; он реальный человек, видится в бытовых подробностях.
Пушкинский пророк уверен в важности своей миссии – “Глаголом жечь сердца людей”. Пророк в стихотворении Лермонтова трагически одинок.
Подтверждается мысль, высказанная Пушкиным в стихотворении “Поэт” (1827). Истинный поэт в своем творческом взлете, в минуты поэтического вдохновения, уходит от суетности мира и от людской молвы. В уединении, в отдаленности от толпы, он призван вещать истину – и в этом он видит свое высочайшее предназначение:
Бежит он, дикий и суровый,
И звуков, и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы…
Уточняем: и поэт (“я”), и наделенный даром пророчества человек (пророк), и лирический герой стихотворений представлены в одном образе.