Сравнение “Пророка” Пушкина и Лермонтова
План
История написания произведений О чем данные произведения? Жанр Главная идея
История написания произведений
Сравнение “Пророка” Пушкина и Лермонтова следует начинать с истории создания данных творений. А. С. Пушкин принимается за свое бессмертное произведение в 1826 году, узнав о казни восставших на декабрьской площади людей. Поэт хорошо был знаком с казненными декабристами и считал их честными людьми.
Известие о несправедливой гибели своих друзей возмутило А. С. Пушкина и он выражает свое несогласие с произошедшими
“Пророк” Лермонтова берет свое начало с места окончания “Пророка” Пушкина: “С тех пор, как вечный судия мне дал всеведенье пророка… “. У Лермонтова все произведение насыщено горечью переживаний и душевной болью. Сравнивая произведения между собой можно прийти к выводу, что одно из них является продолжением другого и между ними существует некая преемственность.
О чем данные произведения?
“Пророк” Пушкина и Лермонтова являются одними из ключевых
Обоих поэтов постигла учесть людского непонимания и раннего ухода из жизни.
В произведении А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова пророки обладают “даром провидения”. Прототипами у каждого из них является библейский персонаж: Пушкина на – Исайе, Лермонтов на – Иеремии.
Пушкин своего героя меняет из ужасного во всевидящего. Его пророку открыта высшая истина, необходимая людям. В своем творении Пушкин описывает этапы создания пророка Творцом, наделившим его многими высшими качествами. “Пророк” Пушкина глубоко верит в человеческую личность и справедливость общества.
Жизнь героя Лермонтова наполнена болью и страданиями от неверия людей в его истину. Его героя сопровождают вечные насмешки и презрение. Лермонтов наделяет своего “Пророка” вполне человеческими чертами: “бледен”, “худ”, “одет в лохмотья”, “он пробирается через город, слыша за спиной оскорбительные возгласы”.
Герой Лермонтова лишен надежды и не верит в лучшее будущее.
Жанр
Великие произведения великих авторов написаны в жанре лирической исповеди. И в первом и во втором случае произведение основано на библейском прототипе. Александр Сергеевич наделяет своего пророка величественными качествами, используя в произведении различные старославянизмы. У Михаила Юрьевича пророк наделен более земными качествами, а само произведение построено в стиле современной лексики.
Проявлений Пушкинской торжественности в стихотворении Лермонтова практически не ощущается, зато чувствуется глубокая душевная печаль от возложенной миссии.
Главная идея
Анализируя “Пророка” Лермонтова и Пушкина перед читателем представляется картина противостояния поэта и общественности. “Пророк” Пушкина изображается автором как совершенствование душевных порывов над собственными пороками человечества. Герою Пушкина открывается истина, заключенная в служении людям.
Находясь один в “пустыни мрачной” герой Пушкина стремится только к людям. Пушкин считает, что за подаренный дар провидица, его герой должен послужить людям, неся в их жизнь свет и добро, а свою жизнью стоит пожертвовать ради других.
“Пророк” Лермонтова абсолютно противоположен ” Пророку” Пушкина. Выразив свою истину в собственных творениях, герой Лермонтова не находит поддержки среди людей и устремляется от них в пустыню. Все произведение Лермонтова насыщено болью и отчаянием. Поэт чувствует свое бессилие над миром людей.
Все его старания по преображению человека оказались пустыми, и он был: “унижен”, “осмеян”, и “изгнан”.
Данные произведения по-разному трактуют представление о пророческой доли поэта. А. С. Пушкин описывает направление пути следования поэта, а М. Ю. Лермонтов показывает, насколько тернист и сложен, бывает такой путь. Производя сравнение двух бессмертных можно найти как черты сходства, так и черты различия между ними. В обоих стихотворениях идет обращение к библейскому персонажу и присутствует некая метафоричность.
В тоже время произведение А. С. Пушкина наполнено более философическим смыслом и содержит многочисленные церковнославянизмы. “Пророк” Пушкина написан в стиле классицизма. Произведение М. Ю. Лермонтова наполнено трагичностью от людского непонимания и относится к стилю романтизма.