Образ поэта-изгнанника в лирике Лермонтова
Образ поэта-изгнанника в лирике М. Ю. Лермонтова
Судьба Михаила Юрьевича Лермонтова драматична: он прожил короткую, но неспокойную жизнь. Его лирика, отражавшая истинные чувства поэта, не была угодна официальным властям. Сразу же после смерти А. С. Пушкина и появления стихотворения «Смерть Поэта» Лермонтов оказался в ссылке.
После этого об раз лирического героя, лишенного дома и друзей, страдающего на чужбине, не мог не появиться в стихах поэта.
В 1840 году перед отъездом в очередную ссылку на Кавказ Лермонтов написал стихотворение
Он гада- 14 ч то же заставляет тучки постоянно лететь по небу?
…Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Именно это отличает тучки от лирического героя, которому тяжело оставлять родной край.
Стихотворение «Листок» по своей форме напоминает балладу и имеет сюжет: оторвавшийся от ветки дубовый листок долетел до теплых краев, где росла молодая чинара. Произведение представляет собой диалог сухого
Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных…
Но чинара отказывает ему: ей не нужен сухой и пыльный листок. Она прогоняет его:
Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!
Листок и чинара противопоставлены друг другу. Ом уже «засох и увял», «пылен и желт». Она же — молодая, высокая, свежая, «солнцем любима».
Лирический герой вынужден продолжить свое странствие. Он миг де не может обрести пристанища.
Прием олицетворения, используемый Лермонтовым, помогает читателю ярче представить душевное состояние лирического героя, вынужденного странствовать по свету и напоминающего листок, гонимый ветром. А звукопись с помощью согласного «л» (в словах «листок», «молодая», «зеленые», «лаская», «молит», «небылицы», «утомили», «любима», «блистаю» и др.) придает стихотворению плавность, напевность и грустное звучание.
Большая часть короткой жизни Лермонтова прошла вдали от родного края, в ссылках. Постоянные странствия и скитания не могли не отразиться на его творчестве. Лирический герой Лермонтова так и не обрел покоя и пристанища, поэтому стихи поэта пронизаны мрачным и тоскливым настроением, окрашены печалью и трагизмом.
- Образ поэта-пророка в лирике А. С. Пушкина и М. Ю Лермонтова Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, — И шестикрылый серафим На перепутье мне явился Какие цели преследовал автор «Пророка», используя библейский миф? Ясно, что перед нами не буквальное воспроизведение явления божественной благодати (как в библейском тексте) а иносказание, поэтическая метафора, и речь идет о духовном выборе и духовном предназначении Поэта, о сущности его […]...
- Образ поэта и тема творчества в лирике М. Ю. Лермонтова Взгляды М. Ю. Лермонтова на поэта и его миссию менялись по мере развития творца, появления и утверждения в его лирике тенденций реализма. Молодой Лермонтов — романтик. Он смотрит на поэта как на одинокого избранника «с гордою душой», который живет своими мечтами, своими переживаниями, недоступными «толпе»: Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан? […]...
- Образ поэта в лирике Лермонтова План «На смерть поэта» «Не верь себе» «Журналист, читатель и писатель» Два непохожих «Пророка» «На смерть поэта» 1837 год стал знаковым для истории русской литературы и культуры России в целом. В этом году умирает Александр Пушкин. Спустя некоторое время Лермонтов реагирует на событие стихотворением «На смерть поэта». Характерно, что 1837 год отмечен в классическом литературоведении […]...
- Образ поэта в лирике М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина Глаголом жги сердца людей А. С. Пушкин Проснешься ль ты опять, осмеянный Пророк? М. Ю. Лермонтов Описание событий в романах и других произведениях Пушкина тесно связано с идеями декабристов, под влиянием которых он находился. Со многими из декабристов его объединяли тесные узы дружбы. Его стихи воспринимались как призыв к революции (например, ода «Вольность»). Основную тему […]...
- Сочинение Образ поэта-пророка в лирике Пушкина и М. Ю. Лермонтова Образ поэта-пророка в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова Стихотворение А. С. Пушкина «Пророк» написано в 1826 году после грозных событий 25 декабря на Сенатской площади. Восстание декабристов было жестоко подавлено, пять членов тайного общества осуждены на казнь через повешенье, многие отправятся в ссылку в Сибирь. У Пушкина среди декабристов имелось не мало […]...
- Образ женщины в лирике Лермонтова Совершенно иначе строится образ женщины и интерпретируется тема любви у Лермонтова. Его лирический герой — это одиночка, не понятый человечеством и в том числе женщинами, которые в большинстве случаев недостойны любви поэта. Может быть, с наибольшей силой это настроение выразилось в стихотворении «Я не унижусь пред тобою…» Разрыв с женщиной для Лермонтова — это не […]...
- Тема судьбы поколения и поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова Русская литература 1-й половины XIX века Тема судьбы поколения и поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова Творчество М. Ю. Лермонтова приходится на 30-е годы XIX века, эпоху очень непростую, как называют ее историки, — «эпоху безвременья». Так называют время, когда одна общественная идея ушла, а другая еще не успела сформироваться. В тридцатых годах […]...
- Образ поэта в творчестве М. Ю. Лермонтова Тема поэта и поэзии — одна из важнейших в творчестве многих поэтов. М. Ю. Лермонтов — не исключение. Довольно многие его стихотворения посвящены месту поэта в обществе, его роли и назначению. Лермонтов, так же как и Пушкин, видит задачу поэта в том, чтобы своим искусством служить людям, обществу. Однако следует отметить тот факт, что, говоря […]...
- Чем выделяется стихотворение «Молитва» в «молитвенной» лирике Лермонтова? Чем выделяется стихотворение «Молитва» (1839) в «молитвенной» лирике М. Ю. Лермонтова? Используя ваши знания в области истории культуры, покажите, что молитва как словесное выражение особого, живого «богообщения» является важным звеном поэтической системы М. Ю. Лермонтова. Вспомните, какие стихотворения исследователи творчества великого поэта называют стихотворениями-молитвами. Объясните, что стихотворения-молитвы, созданные в разное время, отражают противоречивость религиозных взглядов […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Листок» Можно ли выделить в стихотворении «Листок» сюжет? Если он есть, то кратко перескажите. Путешествие дубового листка, который оторвался от ветки родимой, было долгим. Жестокая буря донесла его до Черного моря. Листок прижался к корню молодой чинары и просил у нее приюта, но гордая красавица не захотела ему помочь. Ей не интересны были его «небылицы», и […]...
- Тема поэта и поэзии в лирике А. Пушкина и М. Лермонтова Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина и Лермонтова занимает одно из ведущих мест. В произведениях, посвященных этой теме, Пушкин и Лермонтов ставят и разрешают следующие вопросы: какова роль поэта в обществе, в чем сущность самого процесса творчества, каким должно быть отношение поэта к окружающему миру, в чем заключаются его заслуги перед обществом. Оба поэта […]...
- Образ возлюбленной в лирике М. Ю. Лермонтова Тема любви становится центральной в ранней лирике М. Ю. Лермонтова. Поэт раскрывает ее своеобразно. Для Лермонтова любовь связана с изменой, клеветой, даже злобой. Его лирический герой безумно одинок, он отчужден от мира, от светского общества. Этому человеку кажется, что он может обрести гармонию, если найдет любимую, «родную душу». Увы! Не такова возлюбленная героя. Вместо счастья […]...
- Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина и Лермонтова Пушкин и Лермонтов — великие русские поэты. В своем творчестве каждый из них достиг вершин мастерства. Поэтому так интересны и важны их мысли о поэте и поэзии, о месте писателя в обществе. Мысли эти выстраданы, подчеркнуто независимы от мнений «светской черни» (стихотворения Пушкина «Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт и толпа», «Поэту» и др.). Кто же […]...
- Романтический идеал поэта Лермонтова Как в лирике Лермонтова воплотился романтический идеал поэта? Начиная с 1828 года из-под пера поэта выходят первые стихи. Так, стихотворение «30 июля. — (Париж) 1830 года» содержит осуждение тирании короля Карла X, который должен был ответить «За кровь людей, за кровь граждан». Поэт высказывается в духе восхваления идеалов «вольности святой», что было созвучно тематике пушкинской вольнолюбивой […]...
- Вечный спутник поэта (по лирике Лермонтова) Вечный спутник поэта нашел свое полное выражение в стихотворении «1831-го июня 11 дня», которое с большим правом следует назвать философской поэмой — выдающимся произведением русской медитативной лирики. Оно подводит итог идейным поискам юного поэта и одновременно поискам русской философской мысли, стремящейся осознать время, понять и провидеть судьбу поколения, предузнать «жребий» молодых сынов России и — […]...
- Как в лирике М. Ю. Лермонтова воплотился романтический идеал поэта? (ЕГЭ по русскому) Творчество Лермонтова пронизано глубокими мыслями и стремлениями к светлому будущему, несмотря на то, что поэт творил в период краха идеалов и бездействия, который пришелся на 30-е годы XIX столетия. Отчаяние поколения «лишних людей» не помешало Лермонтову создать романтический идеал, отображающий истинные устремления автора. Лермонтовская лирика отличается многогранностью. Спектр тем для поэзии впечатляет и поражает воображение. […]...
- Сочинение: Тема одиночества в лирике Лермонтова Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова Михаил Юрьевич Лермонтов — великий русский поэт, наследник литературной традиции А. С. Пушкина. Но их поэзия во многом не схожа. Если Пушкин в основном жизнерадостен, весел, ярок, то Лермонтов печален, грустен, пессимистичен. Его лирический герои чувствует себя ненужным, брошенным, потерянным. Тема одиночества — одна из основных в лирике […]...
- План сочинения: Тема гордого одиночества в лирике Лермонтова Тема гордого одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова I. Вступление Лермонтов — поэт-романтик, а для романтизма в высшей степени характерен герой, осознающий свое одиночество и вместе с тем — избранничество. Сравнивая себя с гением европейского романтизма Байроном, Лермонтов писал: «Как он, гонимый миром странник,..» II. Главная часть 1. Для того чтобы уяснить тему одиночества в творчестве […]...
- Трагическое одиночество поэта и его героя в творчестве М. Ю. Лермонтова Личность в процессе самопознания, само воплощения, развития — главная тема творчества М. Ю. Лермонтова. Очень показателен характер большинства его стихотворений раннего периода: это лирические зарисовки, отрывки из дневника — недаром часто он их озаглавливает, как дневниковые записи — датой или словами «отрывок», «исповедь», «монолог». Лирика Лермонтова — летопись становления души, их исповедальности, абсолютной искренности — […]...
- Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова 1. Гражданское назначение поэзии. 2. Преемственность творчества Пушкина. 3. Стихотворение Лермонтова «Смерть поэта». 4. Актуальность и злободневность их стихов. Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. А. С. Пушкин Широко и многогранно творчество двух гениев русской литературы А. С. Пушкина и М. Ю Лермонтова. […]...
- Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании трагического несовершенства мира. На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок. Лирический герой Лермонтова — это гордая одинокая личность, противопоставленная […]...
- «Одинок я, нет отрады» (Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова) «Поэт совсем другой эпохи, — так говорил о Лермонтове Белинский, сравнивая его с Пушкиным. Трагизм судьбы М Ю Лермонтова в светском обществе представлен в стихотворениях «Смерть поэта», «Как часто пестрою толпою окружен..», «Свет». Светское общество в них не просто скучно а преступно, оно убивает поэтов. Уже в ранних стихотворениях Лермонтова звучат главные мотивы его творчества: […]...
- Анализ стихотворения «Смерть поэта» Лермонтова «Смерть поэта» (1837). Стихотворение было написано сразу после смерти А. С. Пушкина, ознаменовав открытие основного периода творчества Лермонтова. Благодаря этому стихотворению поэт становится известен всей России. Таким образом была продекламирована преемственность между двумя величайшими поэтами России: А. С. Пушкиным и М. Ю. Лермонтовым. В произведении сконцентрированы основные темы всего позднего периода творчества Лермонтова: отношение к […]...
- Образ поэта в лирике Брюсова В литературном процессе В. Я. Брюсову традиционно отводят место мэтра символизма, лидера декадентов. Действительно, он много сил отдавал и наставлениям юным поэтам, и самой организации поэтического труда. Обращение к ускользающим образам, попытка прорваться в иррациональное сочетались в Брюсове со способностью «конструировать» поэзию, строго следить за стихотворными формами. Поэт в его понимании должен был быть истинным […]...
- Мотив одиночества в лирике Лермонтова М. Ю Центральный мотив, прохордящий через все творчество Лермонтова — мотив одиночества. Например, «Парус», «Утес» (1841): Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана. Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Ho остался влажный след в морщинеСтарого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне. В стихотворении «Дубовый листок оторвался от ветки […]...
- Тема Родины в лирике М. Ю. Лермонтова Важное место в творчестве М. Ю. Лермонтова занимает тема Родины. Она проходит через все его творчество и является одной из центральных в лирике поэта. В ранний период творчества родина осмысляется Лермонтовым в философско-романтическом контексте, как земля, давшая жизнь и страдание. Таково стихотворение «Я видел тень блаженства»: …я родину люблю И больше многих: среди ее полей […]...
- Образ поэта в лирике Маяковского «Маяковским разрешается элементарная и великая проблема поэзии для всех, а не для избранных», — говорит О. Э. Мандельштам о творчестве В. В. Маяковского. Маяковский известен нам как новатор и просто великолепный поэт. Своему делу он всегда отдавался полностью, стремился делать все, что в его силах и даже больше для народа: это желание нашло отражение в […]...
- Человек и природа в лирике М. Ю. Лермонтова Поэзия Лермонтова — это, прежде всего поэзия рефлексии, лирического размышления. Визуальные образы, поэтическая «живопись» не занимают в ней столь важного места, как, например, в произведениях Фета, Тютчева, Пушкина. Мы не находим в стихотворениях Лермонтова знакомых картин русской природы: лесов, одетых «в багрец и золото» или «околдованных» чародейкою-зимою, «вешних ручьев», сбегающих с гор, блестящей «подо льдом» […]...
- Образ поэта и тема творчества в лирике А. С. Пушкина Образ поэта и тема творчества занимают большое место в лирике Александра Сергеевича Пушкина. Поэзия была основным занятием его жизни, поэтому естественно стремление Пушкина дать образ поэта, характеристику поэтического творчества, рассказать о роли поэзии в жизни поэта, в жизни общества. Эта тема традиционна, к ней обращались поэты разных времен. Пушкин в своих произведениях как бы ведет […]...
- План сочинения на тему: Раздумья о пророческой роли поэта и его судьбе в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова Эпиграф: Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв. А. С. Пушкин «поэт и толпа» Не встретит ответа Средь шума мирского Из пламя и света Рожденное слово. М. Ю. Лермонтов «есть речи значенье» План. I что без страданий жизнь поэта (строки из стихотворения Лермонтова «Я Жить хочу») II Ты сам свой высший суд (строка […]...
- Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова Смерть Пушкина возвестила о приходе в русскую литературу нового поэта. Это был Михаил Юрьевич Лермонтов, написавший стихотворение «Смерть поэта», где выступил выразителем гнева народного, защитником народной славы и русской национальной культуры. Поэзия Лермонтова тесно связана с тем общественным протестом, который выразился в движении декабристов, но его творчество отражает уже иное состояние общества — эпоху после […]...
- Образ души поэта в лирике М. Цветаевой План 1. Творчество М. Цветаевой. 2. Тема одиночества поэта в лирике М. Цветаевой. 3. Трагичность образа души поэта в лирике М. Цветаевой. Стихи Марины Цветаевой любимы многими поколениями читателей. Серебряный век русской поэзии немыслим без голоса этой поэтессы. Творческий путь она начала рано, первые стихотворения написаны в возрасте шести лет, первый сборник стихов «Вечерний альбом» […]...
- Образ поэта в лирике Б. Л. Пастернака У каждого поэта есть сфера ему особо близкая, где он осознает себя творчески наиболее свободным и полноценным. Поиск прямого контакта с социальной современностью открыто закреплен в тематике и проблематике лирики Бориса Пастернака позднего периода. Поэт исходит из очевидных, наличных ценностей жизни, которые могут показаться кому-то малозначительными, но которые тем не менее оправдывают и укрепляют все […]...
- Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова М. Ю Для темы поэта и поэзии характерны 2 грани: А) Продолжение традиций гражданской декабристской поэзии (Рылеев, Пушкин). В стихотворении «Поэт» (1838) акцент перенесен на анализ внутреннего сознания поэта. Стихотворение состоит из двух частей, в первой дано описание кинжала. Поэт в этом стихотворении как бы раздвоился: в нем живет и вчерашнее сознание высокой поэтической миссии пророка и […]...
- Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова Элегия «Смерть поэта» сделала Лермонтова знаменитым, наполнила его творчество общественным звучанием. Как известно, в конце XVIII — начале XIX веков образ поэта выходит за рамки лирики, он был выразителем идей и настроений своего времени. Именно после «Смерти поэта» о молодом Лермонтове заговорили как о продолжателе поэтической традиции. Стихотворение было написано под впечатлением от дуэли на […]...
- Сочинение: Образ поэта в лирике Пушкина Образ поэта в лирике А. С. Пушкина И забываю мир, и в сладкой тишине Я сладко усыплен моим воображеньем, И пробуждается поэзия во мне: Душа стесняется лирическим волненьем, Трепещет, и звучит, и ищет, как во сне, Излиться, наконец, свободным проявленьем — И тут ко мне идет незримый рой гостей, Знакомцы давние, плоды мечты моей. Так […]...
- Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта» (восприятие, истолкование, оценка) Одним из самых известных стихотворений Лермонтова является его произведение «Смерть поэта», написанное им в 1837 году. Оно было создано как отклик, крик души поэта на гибель А. С. Пушкина. Известно, что это трагическое событие всколыхнуло всю Москву, люди огромными толпами шли проститься с любимым поэтом. Гибель Пушкина на дуэли заставило молодого Лермонтова задуматься о ее […]...
- Назначение поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова (по двум или боле произведениям) (Сравнительный анализ) В жизни каждого человека поэзия играет огромную роль. Она помогает найти себя, понять собственные чувства, учит нравственности и осознанию жизненных ценностей. Но поэзия не существует сама по себе, именно поэт является тем самым человеком, который задевает сердца. Кем же является писатель для человечества? Этот вопрос себе задавал не один человек, имеющий талант писать: Гораций, Державин, […]...
- «Эпоха безвременья» в лирике М. Ю. Лермонтова Дитя «эпохи безвременья», представитель «потерянного поколения», Лермонтов — поэт тоски и отчаяния. Живущий в период николаевской реакции, во время запретов, казней, ссылок, время крушения надежд и разочарований, «неведомый избранник» отвергал окружающий его мир: мир ненавистных ему «духовных холопов», «жалких, струсивших, подобострастных», и деспотичной власти, лишающей человека свободы, права мыслить, права иметь высокие гуманистические идеалы. Этот […]...
- Стихотворение М. Ю Лермонтова «Листок» (восприятие, истолкование, оценка) Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Листок» было написано в 1841 году. Центральный образ стихотворения — гонимый жестокой бурей листок. Это символ одинокого существования, скитальческого, бесцельного. Не Лермонтов является автором этого символа. До него образ одинокого листка был широко известен и использовался такими художниками, как французский поэт Антуан Арно, который был изгнан за приверженность Бонапарту после его […]...