Образ поэта-изгнанника в лирике Лермонтова
Образ поэта-изгнанника в лирике М. Ю. Лермонтова
Судьба Михаила Юрьевича Лермонтова драматична: он прожил короткую, но неспокойную жизнь. Его лирика, отражавшая истинные чувства поэта, не была угодна официальным властям. Сразу же после смерти А. С. Пушкина и появления стихотворения “Смерть Поэта” Лермонтов оказался в ссылке.
После этого об раз лирического героя, лишенного дома и друзей, страдающего на чужбине, не мог не появиться в стихах поэта.
В 1840 году перед отъездом в очередную ссылку на Кавказ Лермонтов написал стихотворение
Он гада- 14 ч то же заставляет тучки постоянно лететь по небу?
…Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Именно это отличает тучки от лирического героя, которому тяжело оставлять родной край.
Стихотворение “Листок” по своей форме напоминает балладу и имеет сюжет: оторвавшийся от ветки дубовый листок долетел до теплых краев, где росла молодая чинара. Произведение представляет собой диалог
Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных…
Но чинара отказывает ему: ей не нужен сухой и пыльный листок. Она прогоняет его:
Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!
Листок и чинара противопоставлены друг другу. Ом уже “засох и увял”, “пылен и желт”. Она же – молодая, высокая, свежая, “солнцем любима”.
Лирический герой вынужден продолжить свое странствие. Он миг де не может обрести пристанища.
Прием олицетворения, используемый Лермонтовым, помогает читателю ярче представить душевное состояние лирического героя, вынужденного странствовать по свету и напоминающего листок, гонимый ветром. А звукопись с помощью согласного “л” (в словах “листок”, “молодая”, “зеленые”, “лаская”, “молит”, “небылицы”, “утомили”, “любима”, “блистаю” и др.) придает стихотворению плавность, напевность и грустное звучание.
Большая часть короткой жизни Лермонтова прошла вдали от родного края, в ссылках. Постоянные странствия и скитания не могли не отразиться на его творчестве. Лирический герой Лермонтова так и не обрел покоя и пристанища, поэтому стихи поэта пронизаны мрачным и тоскливым настроением, окрашены печалью и трагизмом.
- Образ поэта и тема творчества в лирике М. Ю. Лермонтова Взгляды М. Ю. Лермонтова на поэта и его миссию менялись по мере развития творца, появления и утверждения в его лирике тенденций реализма. Молодой Лермонтов – романтик. Он смотрит на поэта как на одинокого избранника “с гордою душой”, который живет своими мечтами, своими переживаниями, недоступными “толпе”: Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан? […]...
- Образ поэта-пророка в лирике А. С. Пушкина и М. Ю Лермонтова Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, – И шестикрылый серафим На перепутье мне явился Какие цели преследовал автор “Пророка”, используя библейский миф? Ясно, что перед нами не буквальное воспроизведение явления божественной благодати (как в библейском тексте) а иносказание, поэтическая метафора, и речь идет о духовном выборе и духовном предназначении Поэта, о сущности его […]...
- Образ поэта в лирике М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина Глаголом жги сердца людей А. С. Пушкин Проснешься ль ты опять, осмеянный Пророк? М. Ю. Лермонтов Описание событий в романах и других произведениях Пушкина тесно связано с идеями декабристов, под влиянием которых он находился. Со многими из декабристов его объединяли тесные узы дружбы. Его стихи воспринимались как призыв к революции (например, ода “Вольность”). Основную тему […]...
- Тема судьбы поколения и поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова Русская литература 1-й половины XIX века Тема судьбы поколения и поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова Творчество М. Ю. Лермонтова приходится на 30-е годы XIX века, эпоху очень непростую, как называют ее историки, – “эпоху безвременья”. Так называют время, когда одна общественная идея ушла, а другая еще не успела сформироваться. В тридцатых годах […]...
- Образ поэта в творчестве М. Ю. Лермонтова Тема поэта и поэзии – одна из важнейших в творчестве многих поэтов. М. Ю. Лермонтов – не исключение. Довольно многие его стихотворения посвящены месту поэта в обществе, его роли и назначению. Лермонтов, так же как и Пушкин, видит задачу поэта в том, чтобы своим искусством служить людям, обществу. Однако следует отметить тот факт, что, говоря […]...
- Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании трагического несовершенства мира. На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок. Лирический герой Лермонтова – это гордая одинокая личность, противопоставленная […]...
- Как в лирике М. Ю. Лермонтова воплотился романтический идеал поэта? (ЕГЭ по русскому) Творчество Лермонтова пронизано глубокими мыслями и стремлениями к светлому будущему, несмотря на то, что поэт творил в период краха идеалов и бездействия, который пришелся на 30-е годы XIX столетия. Отчаяние поколения “лишних людей” не помешало Лермонтову создать романтический идеал, отображающий истинные устремления автора. Лермонтовская лирика отличается многогранностью. Спектр тем для поэзии впечатляет и поражает воображение. […]...
- Сочинение Образ поэта-пророка в лирике Пушкина и М. Ю. Лермонтова Образ поэта-пророка в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова Стихотворение А. С. Пушкина “Пророк” написано в 1826 году после грозных событий 25 декабря на Сенатской площади. Восстание декабристов было жестоко подавлено, пять членов тайного общества осуждены на казнь через повешенье, многие отправятся в ссылку в Сибирь. У Пушкина среди декабристов имелось не мало […]...
- Образ женщины в лирике Лермонтова Совершенно иначе строится образ женщины и интерпретируется тема любви у Лермонтова. Его лирический герой – это одиночка, не понятый человечеством и в том числе женщинами, которые в большинстве случаев недостойны любви поэта. Может быть, с наибольшей силой это настроение выразилось в стихотворении “Я не унижусь пред тобою…” Разрыв с женщиной для Лермонтова – это не […]...
- План сочинения: Тема гордого одиночества в лирике Лермонтова Тема гордого одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова I. Вступление Лермонтов – поэт-романтик, а для романтизма в высшей степени характерен герой, осознающий свое одиночество и вместе с тем – избранничество. Сравнивая себя с гением европейского романтизма Байроном, Лермонтов писал: “Как он, гонимый миром странник,..” II. Главная часть 1. Для того чтобы уяснить тему одиночества в творчестве […]...
- Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина и Лермонтова Пушкин и Лермонтов – великие русские поэты. В своем творчестве каждый из них достиг вершин мастерства. Поэтому так интересны и важны их мысли о поэте и поэзии, о месте писателя в обществе. Мысли эти выстраданы, подчеркнуто независимы от мнений “светской черни” (стихотворения Пушкина “Разговор книгопродавца с поэтом”, “Поэт и толпа”, “Поэту” и др.). Кто же […]...
- Сочинение: Тема одиночества в лирике Лермонтова Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт, наследник литературной традиции А. С. Пушкина. Но их поэзия во многом не схожа. Если Пушкин в основном жизнерадостен, весел, ярок, то Лермонтов печален, грустен, пессимистичен. Его лирический герои чувствует себя ненужным, брошенным, потерянным. Тема одиночества – одна из основных в лирике […]...
- Чем выделяется стихотворение “Молитва” в “молитвенной” лирике Лермонтова? Чем выделяется стихотворение “Молитва” (1839) в “молитвенной” лирике М. Ю. Лермонтова? Используя ваши знания в области истории культуры, покажите, что молитва как словесное выражение особого, живого “богообщения” является важным звеном поэтической системы М. Ю. Лермонтова. Вспомните, какие стихотворения исследователи творчества великого поэта называют стихотворениями-молитвами. Объясните, что стихотворения-молитвы, созданные в разное время, отражают противоречивость религиозных взглядов […]...
- Лирический монолог. Жанровые особенности стихотворения “Смерть поэта” М. Ю. Лермонтова Стихотворение Лермонтова – лирический монолог, состоящий из меняющихся по содержанию, эмоциональному настрою и, соответственно, ритмике отрывков. Мысль Лермонтова движется от мысли о трагической гибели – поэта к вопросу о причинах гибели Пушкина и затем о причинах трагического мироощущения поэтов вообще. Для наиболее точного выражения своих мыслей и чувств Лермонтов обращается к наработанному поэтическому арсеналу и […]...
- План сочинения на тему: Раздумья о пророческой роли поэта и его судьбе в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова Эпиграф: Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв. А. С. Пушкин “поэт и толпа” Не встретит ответа Средь шума мирского Из пламя и света Рожденное слово. М. Ю. Лермонтов “есть речи значенье” План. I что без страданий жизнь поэта (строки из стихотворения Лермонтова “Я Жить хочу”) II Ты сам свой высший суд (строка […]...
- “Одинок я, нет отрады” (Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова) “Поэт совсем другой эпохи, – так говорил о Лермонтове Белинский, сравнивая его с Пушкиным. Трагизм судьбы М Ю Лермонтова в светском обществе представлен в стихотворениях “Смерть поэта”, “Как часто пестрою толпою окружен..”, “Свет”. Светское общество в них не просто скучно а преступно, оно убивает поэтов. Уже в ранних стихотворениях Лермонтова звучат главные мотивы его творчества: […]...
- Образ возлюбленной в лирике М. Ю. Лермонтова Тема любви становится центральной в ранней лирике М. Ю. Лермонтова. Поэт раскрывает ее своеобразно. Для Лермонтова любовь связана с изменой, клеветой, даже злобой. Его лирический герой безумно одинок, он отчужден от мира, от светского общества. Этому человеку кажется, что он может обрести гармонию, если найдет любимую, “родную душу”. Увы! Не такова возлюбленная героя. Вместо счастья […]...
- Трагическое одиночество поэта и его героя в творчестве М. Ю. Лермонтова Личность в процессе самопознания, само воплощения, развития – главная тема творчества М. Ю. Лермонтова. Очень показателен характер большинства его стихотворений раннего периода: это лирические зарисовки, отрывки из дневника – недаром часто он их озаглавливает, как дневниковые записи – датой или словами “отрывок”, “исповедь”, “монолог”. Лирика Лермонтова – летопись становления души, их исповедальности, абсолютной искренности – […]...
- Романтический идеал поэта Лермонтова Как в лирике Лермонтова воплотился романтический идеал поэта? Начиная с 1828 года из-под пера поэта выходят первые стихи. Так, стихотворение “30 июля. – (Париж) 1830 года” содержит осуждение тирании короля Карла X, который должен был ответить “За кровь людей, за кровь граждан”. Поэт высказывается в духе восхваления идеалов “вольности святой”, что было созвучно тематике пушкинской вольнолюбивой […]...
- Тема Родины в лирике М. Ю. Лермонтова Важное место в творчестве М. Ю. Лермонтова занимает тема Родины. Она проходит через все его творчество и является одной из центральных в лирике поэта. В ранний период творчества родина осмысляется Лермонтовым в философско-романтическом контексте, как земля, давшая жизнь и страдание. Таково стихотворение “Я видел тень блаженства”: …я родину люблю И больше многих: среди ее полей […]...
- Назначение поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова (по двум или боле произведениям) (Сравнительный анализ) В жизни каждого человека поэзия играет огромную роль. Она помогает найти себя, понять собственные чувства, учит нравственности и осознанию жизненных ценностей. Но поэзия не существует сама по себе, именно поэт является тем самым человеком, который задевает сердца. Кем же является писатель для человечества? Этот вопрос себе задавал не один человек, имеющий талант писать: Гораций, Державин, […]...
- Образ Родины в лирике М. Ю. Лермонтова Люблю отчизну я, но странною любовью! М. Лермонтов Для каждого человека слово “родина” означает что-то свое, но всегда очень теплое, интимное, важное. Поэтому неудивительно, что в творчестве многих великих поэтов тема родины была основной. Значительное место Родина всегда занимала и в лирике М. Ю. Лермонтова. Лермонтовская любовь к родной земле -“странная”, неоднозначная, порой мучительная, но […]...
- Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова “Смерть поэта” Стихотворение состоит из двух частей. Когда М. Ю. Лермонтов написал первую часть произведения, оно вышло в печать, то Бенкендорф сделал вид, что ничего особенного не произошло. Он просто проигнорировал стихотворение. Когда была опубликована вторая часть, он возмутился и сообщил Николаю I. В связи с этим царь перевел поэта в Нижегородский драгунский полк. Так началась ссылка […]...
- Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова Смерть Пушкина возвестила о приходе в русскую литературу нового поэта. Это был Михаил Юрьевич Лермонтов, написавший стихотворение “Смерть поэта”, где выступил выразителем гнева народного, защитником народной славы и русской национальной культуры. Поэзия Лермонтова тесно связана с тем общественным протестом, который выразился в движении декабристов, но его творчество отражает уже иное состояние общества – эпоху после […]...
- Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова “Смерть поэта” (восприятие, истолкование, оценка) Одним из самых известных стихотворений Лермонтова является его произведение “Смерть поэта”, написанное им в 1837 году. Оно было создано как отклик, крик души поэта на гибель А. С. Пушкина. Известно, что это трагическое событие всколыхнуло всю Москву, люди огромными толпами шли проститься с любимым поэтом. Гибель Пушкина на дуэли заставило молодого Лермонтова задуматься о ее […]...
- Поэт и общество в лирике М. Лермонтова Значительную часть своего творчества М. Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В его произведениях это тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой. Мне кажется, особенно ярко данная проблема выражена в стихотворении “Пророк”. Нужно заметить, что это стихотворение Лермонтов начинает именно с того момента, на котором остановился А. […]...
- Анализ стихотворения “Смерть поэта” Лермонтова “Смерть поэта” (1837). Стихотворение было написано сразу после смерти А. С. Пушкина, ознаменовав открытие основного периода творчества Лермонтова. Благодаря этому стихотворению поэт становится известен всей России. Таким образом была продекламирована преемственность между двумя величайшими поэтами России: А. С. Пушкиным и М. Ю. Лермонтовым. В произведении сконцентрированы основные темы всего позднего периода творчества Лермонтова: отношение к […]...
- Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова Настанет год, России черный год, Когда царей корона упадет; Забудет чернь к ним прежнюю любовь, И пища многих будет смерть и кровь… Это страшное предсказание оказалось правдой: на место свергнутого царя явился “мощный человек” с “булатным ножом в руке”, который был “мрачен” и “беспощаден”; и Россия на многие годы погрузилась в кровавый хаос войн и […]...
- М. Ю. Лермонтов: Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова “Значительную часть своего творчества М. Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В творчестве поэта это тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой. Мне кажется, что особенно ярко проблематика этих взаимоотношений выражена в стихотворении “Пророк”. Нужно заметить, что это стихотворение Лермонтов начинает именно с того момента, на котором […]...
- Образ поэта в лирике Брюсова В литературном процессе В. Я. Брюсову традиционно отводят место мэтра символизма, лидера декадентов. Действительно, он много сил отдавал и наставлениям юным поэтам, и самой организации поэтического труда. Обращение к ускользающим образам, попытка прорваться в иррациональное сочетались в Брюсове со способностью “конструировать” поэзию, строго следить за стихотворными формами. Поэт в его понимании должен был быть истинным […]...
- Образ Родины в лирике М. Ю. Лермонтова (Второй вариант) Прежде чем рассмотреть стихотворения, следует вспомнить о том, какие общественно-политические вопросы волновали прогрессивную часть русского общества в годы, последовавшие за разгромом декабристов. Два исторических события (война 1812 года и восстание декабристов) показали, что без участия народа нельзя одержать победу над внешними врагами и совершить революцию в стране. Между тем, народ, представляющий собой огромную силу, по-прежнему […]...
- Образ России в лирике Лермонтова и Блока В эпоху николаевской реакции важным вопросом, волновавшим умы русской интеллигенции, был вопрос о судьбе России, о русском национальном характере. Та же проблема оказывается главной в русской литературе начала XX века, в эпоху революций и потрясений, поэтому тема России становится преобладающей в произведениях ведущих художников обеих эпох, таких, например, как М. Лермонтов и А. Блок. Оба […]...
- “Эпоха безвременья” в лирике М. Ю. Лермонтова Дитя “эпохи безвременья”, представитель “потерянного поколения”, Лермонтов – поэт тоски и отчаяния. Живущий в период николаевской реакции, во время запретов, казней, ссылок, время крушения надежд и разочарований, “неведомый избранник” отвергал окружающий его мир: мир ненавистных ему “духовных холопов”, “жалких, струсивших, подобострастных”, и деспотичной власти, лишающей человека свободы, права мыслить, права иметь высокие гуманистические идеалы. Этот […]...
- Мотив одиночества в лирике Лермонтова М. Ю Центральный мотив, прохордящий через все творчество Лермонтова – мотив одиночества. Например, “Парус”, “Утес” (1841): Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана. Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Ho остался влажный след в морщинеСтарого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне. В стихотворении “Дубовый листок оторвался от ветки […]...
- Образ поэта в лирике Маяковского “Маяковским разрешается элементарная и великая проблема поэзии для всех, а не для избранных”, – говорит О. Э. Мандельштам о творчестве В. В. Маяковского. Маяковский известен нам как новатор и просто великолепный поэт. Своему делу он всегда отдавался полностью, стремился делать все, что в его силах и даже больше для народа: это желание нашло отражение в […]...
- “Листок” анализ стихотворения Лермонтова Стихотворение “Листок” было написано М. Лермонтовым весной 1841 года, после возвращения на Кавказ из двухмесячного отпуска, проведенного в Петербурге. Последние месяцы жизни были временем поэтического расцвета Лермонтова: глубокое переосмысление им своей жизни и его размышления нашли отражение в произведениях последнего периода. Впервые стихотворение было опубликовано уже после смерти поэта, в 1843 году, в журнале “Отечественные […]...
- Природа в лирике М. Ю. Лермонтова Как и всякий поэт, Лермонтов в своих произведениях выразил ту эпоху, в которой он жил; а дух этой эпохи – рефлексия, сомнения, глубокие раздумья о жизни без надежды на будущее. Сознание своей исключительности в мире, где блаженствует лишь посредственность, вновь и вновь вызывает ощущение горестного одиночества. Этот устойчивый в лирике Лермонтова мотив звучит и в […]...
- Лирический герой в лирике Лермонтова Особенностью лирики Лермонтова, на мой взгляд, является внутреннее единство лирического героя. Герой постепенно меняется, “движется”, но движение это значительно замедлено по сравнению с развитием лирических героев других поэтов ХIХ века. К концу творчества в лирике Лермонтова все чаще появляется образ простого, обычного, усталого человека, совсем непохожего на героя ранней лирики. Однако между этими героями существует […]...
- Сочинение на тему: ЛЮБОВНАЯ ТЕМА В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА Мне грустно, потому что я тебя люблю. М. Ю. Лермонтов Большое место в лирике Лермонтова занимает любовная тема, которой поэт посвятил более трети своих стихотворений. Перелистывая томик со стихами Лермонтова, нельзя не восторгаться неповторимым лиризмом его любовной поэзии, силой пламенных страстей, глубоким умом, прямотой, честностью и высокой требовательностью к себе. Традиции русской любовной поэзии, существовавшей […]...
- Три этапа развития в творчестве Лермонтова. Становление личности в лирике Лермонтова Русская литература – литература пророческая. И одним из самых известных ее пророков был М. Ю. Лермонтов, но сознание своего великого предназначения пришло к нему не сразу, поэтому его творчество делится на несколько периодов. С 1828 по 1832 годы Лермонтов очень увлекался романтическими стихами Байрона. Многие стихотворения этого периода – грустные, мрачные, в них он говорит […]...