Тема предназначения поэта и поэзии в лирике Н. А. Некрасова



Тема предназначения поэта и поэзии традиционна для русской литературы. Она прослеживается в творчестве Державина, Кюхельбекера, Рылеева, Пушкина, Лермонтова. Не стало исключением и творчество Н. А. Некрасова: он много писал о предназначении поэта и поэзии, их роли в жизни общества. Первым в русской поэзии связь поэзии и пророчества показал Кюхельбекер.

Некрасов предлагает иной взгляд на поэта по сравнению со своими предшественниками. Поэт Некрасова – это пророк, которого к людям “послал бог гнева и печали”. Призвание такого пророка

– идти с карающей лирой в руках, негодуя и обличая.

Он понимает, что любить такого поэта люди не будут: “Его преследуют хулы: он ловит звуки одобренья не в сладком ропоте хвалы, а в диких криках озлобленья”. Но Некрасов не меняет своей позиции: “Не может сын глядеть спокойно на горе матери родной”. Эта позиция – позиция поэта-гражданина.
Наиболее четко эта позиция показана в стихотворении “Поэт и гражданин” (1856 г.), написанном в форме диалога. В нем Некрасов спорит с теми, кто считает поэзию изящным искусством, чуждым земным народным страданиям. Главная мысль, которая утверждается Некрасовым

в этом споре, звучит как лозунг, как призыв: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан”. Эта же тема повторяется и в стихотворении “Элегия”, которое прямо начинается строками:
Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая страдания народа И что поэзия забыть ее должна, Не верьте, юноши, не стареет она.
В стихотворении “Сеятелям” Некрасов призывает сеять “разумное, доброе, вечное”, ведь эти семена просвещения обязательно дадут всходы, за которые “спасибо вам скажет сердечное русский народ”.
В произведениях Некрасова очень часто встречается образ Музы, которая вдохновляла его творчество (“Муза”, “Вчерашний день, часу в шестом”, “О, Муза! Я у двери гроба” и др). Муза Некрасова – это не прекрасная женщина, богиня, а страдающая крестьянка:
Вчерашний день, часу в шестом Зашел я на Сенную. Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Ни слова из ее груди, Лишь бич свистел, играя, И Музе я сказал: “Смотри, Сестра твоя родная”.
В заключение хотелось бы сказать о поэтическом завещании поэта, данном в стихотворении “Элегия”. Его можно сопоставить с “Памятником” А. С. Пушкина. В обоих стихотворениях раскрывается тема посмертной славы и выполненного предназначения:
Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру, неведомый ему, Но я ему служил – и сердцем я спокоен…
И действительно, имя поэта прочно вошло в историю русской поэзии и навсегда осталось в народной памяти.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Тема предназначения поэта и поэзии в лирике Н. А. Некрасова