Главная ⇒ 📌Сочинения на свободные темы ⇒ Старославянизмы и «возвышенная» лексика. Самостоятельные работы
Старославянизмы и «возвышенная» лексика. Самостоятельные работы
Задание: Укажите разговорные и просторечные слова. Исправьте стилистические ошибки.
Вариант 1
1. Митраша был упертым и не слушал старшую сестру.
2. Чичиков умен, — ведь смог же додуматься, как можно жить припеваючи за счет государства, которое он попросту дурит.
3. Наплевав на чувства бедной девушки, он решил стать любовником графини.
4. Андрей Соколов после госпиталя поехал к своему дому, но там, кроме ямы от взрыва, ничего не было. Потусовался немного у своего друга и обратно воевать.
5. Общество душит таких неформалов, как Чацкий.
6.
7. На ум лезет все самое хорошее и прекрасное.
8. Чацкий заводится и начинает противостоять обществу.
9. Здесь нету научной терминологии.
10. Их не интересуют сказки про загробную жизнь, про всякую требуху.
Вариант 2
1. Мальчика кидануло в сторону.
2. Катерина бросилась в реку по личному делу.
3. После смерти графини у Германна с головой было уже не в порядке.
4. Городничий и остальные главы города запускают город до плохого состояния.
5. Мцыри драпанул из монастыря.
6. Здесь нет болезней, нет горя и скукоты.
7. Одиссея постоянно
8. Жизнь других героев крутится вокруг Базарова.
9. Попав в свет, Онегин быстро испортился.
10. Я хотел бы закончить мое хилое сочинение такими словами…
Зачетная работа
Задание: Укажите разговорные и просторечные слова, экспрессивную лексику. Исправьте стилистические ошибки.
Вариант 1
1. В стихотворении «Парус» прямо первая строчка говорит об одиночестве.
2. Швондер втолковывает Шарикову его права на жилплощадь.
3. Профессора зацепило моральное поведение Шарикова.
4. Онегин не углядел в Татьяне цельности ее натуры.
5. С мастером автор знакомит нас в психушке.
6. Павлик Морозов заложил своих родных.
7. Что стало с Желтковым после семи нескончаемых лет?
8. В правой деснице он держит копье.
9. В завершение процессия проследовала к площади, где разродилась небольшим концертом (из газет).
10. Такие люди почти всегда одни по жизни.
Вариант 2
1. Я бы на ее месте попытался бы простить, но не факт того, что я бы простил.
2. Они не вылезали из чрезвычайных обстоятельств.
3. Городничий, как и Манилов, разгильдяй в сфере своей работы.
4. Онегин начинает заваливать Татьяну письмами.
5. Пьесу Чехова можно считать продвинутой.
6. Персонажи комедии тупо думают, что они правы.
7. У Базарова есть профессия: он врач. Раскольников же «никто и звать никак».
8. Каждая песнь, которую исполнял Шаляпин…
9. Тарантьев является человеком хамской наружности.
10. Тарас в нетрезвом состоянии сказанул…
Related posts:
- Старославянизмы и «возвышенная»; лексика Еще один грех школьных сочинений. Часто ученик, желая придать тексту сочинения возвышенный пафос, неуместно использует эти слова. Примеры характерных ошибок 1. Развязка — смерть в речной пучине. — Речь идет о смерти Катерины в пьесе Островского «Гроза». Слово Пучина в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова — Н. Ю. Шведовой толкуется так: 1. Водоворот, […]...
- Причастия. Самостоятельные работы Задание 1: От данных глаголов образуйте все возможные причастия. Получившиеся причастия разберите по составу и укажите морфологические признаки. С одним из получившихся причастий составьте предложение с причастным оборотом, относящимся к дополнению. Вариант 1 : Мочь, сделать, бить, обняться, разглядеть. Вариант 2 : Выкрасить, вернуться, развернуть, заколотить, видеть. Задание 2: Исправьте ошибки в употреблении причастий; исправленные […]...
- Местоимения. Самостоятельные работы Задание для самостоятельной работы : Исправьте ошибки в употреблении местоимений; укажите разряды местоимений. Вариант 1 1. Он дружит то с другим, то с этим. 2. Доказывает нам это его монолог, в котором он осознал то, в чем слабость человека. 3. Оба эти стихотворения схожи тем, что они оба ищут свой родной дом. 4. Решил он […]...
- Глагольные формы. Самостоятельные работы Задания для самостоятельной работы Задание: Определите и письменно укажите, какая именно ошибка допущена. Исправьте ошибку. Исправленный вариант запишите. Укажите форму глагола в исправленном варианте. Вариант 1 1. Пьер много раз разочаровался. 2. Он расхотел стать солдатом. 3. Одно дерево вырвалось с корнем из земли и упало. 4. Песни Бояна слушались очень внимательно. 5. Смертная казнь […]...
- Деепричастия. Самостоятельные работы Задание: Исправьте ошибки в употреблении деепричастий; исправленные варианты запишите; деепричастия из получившихся предложений разберите по составу и укажите их морфологические признаки. Вариант 1 1 Увидев его, Тома осенила великолепная мысль. 2 Прочитав по школьной программе литературу XIX века, мне очень понравился роман «Отцы и дети». 3. Лариса не любила своего жениха, сбежав с другим, Паратов […]...
- Многословие. Самостоятельные работы Задание 1. Устраните многословие. Вариант 1 1. Кутузов и Наполеон — два великих полководца, но их судьба разная. 2. Толстой считал, что война в романе противоестественна. 3. Кутузов и Наполеон — два разных человека, как два полюса, отрицательный и положительный. 4. Оба высказывают свои мысли в достаточно ироничной форме. 5. Если разобраться в этой повести, […]...
- Цитаты. Самостоятельные работы Задание 1. Ниже помещено начало выпускного сочинения, в котором автор перестарался, подбирая яркие выражения и крылатые слова: В минуты горя и печали я беру томик стихотворений Блока и читаю, читаю С чувством, с толком, с расстановкой. И порой мне кажется, что меня хлебом не корми, а дай только почитать его стихотворения. И если бы передо […]...
- Нелитературная и экспрессивная лексика В книжных стилях слова этих лексических пластов употребляются при описании людей, пользующихся этим типом лексики, но при этом нужны пояснения, например: «как принято называть у моряков», «что в переводе на литературный язык означает…» и т. п. Так достигается эффект правдоподобия и не нарушается норма. Необоснованное употребление этих лексических ресурсов приводит к грубым ошибкам. В школьных […]...
- Канцеляризмы и наукообразная речь. Зачетные работы Задание: Исправьте ошибки; устно объясните свои исправления. Вариант 1 1. Левша был достаточно добрый и мудрый человек. 2. Его разговор с Юлей явился ей оскорблением. 3. Вся жизнь Собакевича пронизана неуклюжестью и грубостью. 4. В христианском вероисповедании есть такое обстоятельство, как посещение церкви и замаливание грехов. 5. Соня является чистотой, милостью, а Раскольников напротив. 6. […]...
- Тема урока. Повторение темы «Лексика» Цели: стимулируя прочное усвоение материала, систематизировать сведения по теме; используя инновационный прием (диаграмма Венна), межпредметные связи, развивать логическое мышление учащихся; воспитывать тонкое восприятие окружающего мира, любовь к животным. Оборудование: РМ — заготовка для устного сочинения (на каждую парту). ХОД УРОКА I. Проверка домашнего задания II. Актуализация опорных знаний Фронтальный опрос 1) Что такое лексика? 2) […]...
- Порядок слов. Зачетные работы Вариант 1 Он, не, посадил, старика, на, осла. — Составьте из этих слов столько предложений русского языка, сколько возможно, если менять только порядок слов, не меняя формы. Например, Можно : «Он не осла посадил на старика» (изменен только порядок слов). Нельзя : «Он старика посадил на осла не» (в русском языке отрицательная частица не может […]...
- Варианты работы на уроках русского языка и литературы В учебнике И. Н. Сухих для 9-го класса (его фрагмент опубликован в номере) есть много свежих, интересных наблюдений и формулировок. Их можно использовать для работы на уроках русского языка или литературы. Например, так. Задание. Прочитайте текст, вставьте на место пропусков подходящие слова и словосочетания из списка после текста, при необходимости проверяя их значения по словарю. […]...
- Нейтральная лексика Нейтральная лексика — наиболее устойчивая часть словарного состава языка, составляющая его основу; может использоваться в любой коммуникативной ситуации, поскольку лишена какой-либо экспрессивно-эмоциональной окраски и фактически является неким эталоном, по отношению к которому и определяются все остальные функциональные слои лексики. Так, например, глагол умереть является нейтральным по сравнению с такими вариантами, как скончаться (книжный стиль), помереть […]...
- Возвышенная риторика Курбского и ее значение для русской литературы Курбский был не менее образованным человеком, чем Иван Грозный. Дядей его был Василий Тучков, один из редакторов «Великих Миней Четий»; от писателей макарьевского кружка Курбский воспринял представление о необходимости высокой серьезности и торжественности в литературе. В споре между Грозным и Курбским у обоих противников были некоторые общие исходные воззрения (без таких общих посылок и самый […]...
- Цитаты из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», 1822-1824. Краткое изложение текста А судьи кто? Где, укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты? Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, Великолепные соорудя палаты, Где разливаются в пирах и мотовстве? — (Чацкий) Кому в Москве не зажимали рты Обеды, ужины и танцы? — (Чацкий) Блажен, кто верует, — тепло […]...
- Формирование основ логического мышления у старших дошкольников (из опыта работы) Учитывая особенности формирования и развития образно-логического мышления, как одного из компонентов логического мышления в старшем дошкольном возрасте мною было разработано руководство по формированию основ логического мышления и серия игр и задач для старшего дошкольного возраста. Следует отметить, что при разработке этого руководства и подборе игр было учтено, что в раннем и младшем дошкольном возрасте развитие […]...
- Исконная лексика Исконная лексика — лексика русского языка, неоднородная как по времени возникновения, так и по своему происхождению. Среди исконно русских слов принято различать несколько пластов: общеиндоевропейский, общеславянский, восточнославянский и собственно русский. Общеиндоевропейский лексический пласт составляют слова, существующие в русском языке и во многих других индоевропейских (балтийских, романских, германских, индийских и т. д.) языках как наследие их […]...
- Лексика Активная лексика — лексика, постоянно употребляющаяся и регулярно функционирующая в различных речевых ситуациях и сферах деятельности, понятная всем носителям данного языка и которой не присущи оттенки устарелости или новизны. Ядро активного словаря того или иного языка состоит из стилистически нейтральных слов, которые называют наиболее важные для данного языкового коллектива понятия и реалии. В активный словарь […]...
- Урок русского языка в 6 классе «В стране выученных уроков, или Путешествие на остров Лексика» Урок русского языка в 6 классе «В стране выученных уроков, Или Путешествие на остров Лексика» Тип урока: Обобщение и систематизация изученного по теме: «Лексика и фразеология» Цель: 1) Создание условий для проявления творческой активности и самостоятельности. Задачи: Обобщение изученного по теме: «Лексика и фразеология» Формирование лингвистической и самообразовательной компетенций учащихся Воспитание интереса к урокам русского […]...
- Нейтральная и экспрессивная лексика Экспрессивно окрашенная лексика тесно связана с различиями в оценке. Более того, именно для выражения оценок она и существует. Так, в языке существует большое количество синонимических рядов, которые объединяют тождественные по смыслу, но кардинально различающиеся по содержащейся в них оценке слова. Спектр оценок, которые способна передавать экспрессивно окрашенная лексика, очень широк. Об этом свидетельствует многообразие помет […]...
- Общеупотребительная лексика Общеупотребительная лексика — лексика, которая используется и понимается всеми носителями данного языка (независимо от их возраста, места проживания, профессии и т. п.) в самых разных сферах деятельности и в разных коммуникативных ситуациях. Эта лексика связана с жизненно важными, основными понятиями, она лишена экспрессивной окрашенности, она наиболее устойчива и составляет ядро данного языка. Общеупотребительная лексика противопоставлена […]...
- Разговорная лексика Разговорная лексика — лексика, представленная преимущественно в разговорной (устной) речи, ориентированная на неформальное, непринужденное общение. На фоне нейтральной лексики разговорная отличается большей экспрессивностью, иногда фамильярностью и несколько сниженной стилевой окрашенностью. Разговорная лексика не однородна, в ее составе можно выделить несколько разных пластов: слова литературно-разговорные (интеллектуал, потихоньку, наобум, халтурить), разговорно-профессиональные (подсобка, баранка, планерка), разговорно-терминологические (тройчатка, аскорбинка, […]...
- Пассивная лексика Пассивная лексика — лексика, не имеющая широкого употребления в данном языке, понятная не всем его носителям, поскольку она ограничена особенностями называемых неязыковых реалий и используется в довольно ограниченном числе коммуникативных ситуаций. Достаточно часто пассивная лексика понимается носителями языка лишь приблизительно, с учетом определенного контекста или с опорой на внутреннюю форму того или иного слова. К […]...
- Сочинение-размышление: Нецензурная лексика Чаще всего, Нецензурную лексику, можно услышать просто на улице. Действительно, люди не очень ограничивают себя в выражениях, таким образом, выражая собственное недовольство окружающими событиями. Никто не спорит, иногда экспрессия действительно закипает настолько, что вырывается наружу именно в такой форме. Но на сегодняшний день, нецензурная лексика скорее занимает место определенного способа коммуникации в некоторых субкультурах и […]...
- Общеупотребительная, книжная и разговорная лексика Книжная лексика — это слова, использование которых ограничено тем или иным книжным функциональным стилем. Существуют выражения, характерные для официальноделового стиля (лесной массив, водоем, зеленые насаждения), научного стиля (интерполяция, проекция, абстракция), публицистического стиля (экстраординарный, благосостояние, клятвопреступник, ельцинизм). «Как красив русский язык! Все преимущества немецкого без его ужасной грубости». (Ф. Энгельс) Разговорная лексика — это, как правило, […]...
- Поле брани — нецензурная лексика в русском языке Фонд «Общественное мнение» провел социологическое исследование, во время которого респондентам было задано три вопроса о нецензурной лексике и ее использовании. Вот какие ответы были получены: «Используют ли ваши знакомые в своей речи нецензурные выражения?» — «Да» ответили 67%. «Согласны ли вы с тем, что ненормативную лексику нельзя использовать ни при каких обстоятельствах?» — «Да» ответили […]...
- Рекомендации к подготовке курсовой работы Цель курсовой работы — формирование у студентов элементарных навыков самостоятельной исследовательской деятельности. Этапы работы: 1. Выбор темы. Это важнейший этап. Выбирая тему курсовой работы по методике литературы, студенту необходимо учитывать, что ему предстоит не только работать над литературой в библиотеке, но и проводить эксперимент в школе, изучать учащихся, апробировать на практике то, что удалось разработать […]...
- Основные критические работы Белинского В статьях Белинского «Горе от ума» (1840) и «Разделение поэзии на роды и виды» (1841) соотношение эпоса, лирики и драмы объясняется с гносеологической точки зрения. Критик исходит из значения поэзии «как сознания истины и, следовательно, из взаимных отношений сознающего духа — субъекта к предмету сознания — объекту». Критик признает связь объективного и субъективного в акте […]...
- Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему «Повторение и обобщение материала по теме «Лексика» Конспект урока по русскому языку в 5 классе. Тема: «Повторение и обобщение материала по теме «Лексика». Цели: повторить и обобщить материал по теме «Лексика»; проверить уровень усвоения данной темы перед тематической контрольной работой; способствовать обогащению словарного запаса учащихся; совершенствовать их языковые умения и навыки; развивать умение использования в устной и письменной речи различных групп слов […]...
- Портрет А. С. Пушкина работы О. А. Кипренского Орест Адамович Кипренский был известным живописцем. В начале XIX века его считали лучшим портретистом в России, потому что в портретах он умел отразить душевный мир человека. И когда Дельвиг захотел иметь изображение своего друга, он заказал портрет Пушкина Кипренскому. Художник создал очень реальный образ поэта. Пушкин показан и модном для того времени сюртуке, в плаще, […]...
- Белинский и его работы по украинской литературе Белинский, как и многие его современники, принадлежащие к прогрессивному лагерю, был увлечен героической борьбой украинского народа за свое освобождение, его прекрасными душевными качествами. «Малороссияне,- писал он,- одарены неподражаемым юмором; в жизни их простого народа-так много человеческого, благородного. Тут имеют место все чувства, которыми высока натура человеческая». Белинский имел возможность близко познакомиться с Украиной во время […]...
- А. С. Пушкина работы В. А. Тропинина (описание) По свидетельству людей, знавших великого русского поэта, этот портрет отличался замечательным сходством с оригиналом. Близкий друг А. С. Пушкина С. А. Соболевский обратился к известному русскому живописцу Василию Андреевичу Тропинину с просьбой написать поэта «как он есть, в домашнем халате, растрепанного». Согласно этому пожеланию художник изобразил поэта в свободной естественной позе. Он прекрасно уловил мимику […]...
- Иллюстрация к сказке «Белая уточка» работы Ивана Билибина Иллюстрирование «Белой уточки», ровно как и еще шести сказок, знаменательно тем, что Билибин смог разработать и активно внедрить в свое творчество особую технику рисунка — тушь, подцвеченную акварелью. Билибин был приверженцем использования русского орнамента в оформлении своих произведений. В связи с этим он часто посещал российские глубинки, где подмечал особенности местного фольклора, самобытность деревенских жителей. […]...
- Тренажеры по математике для устной и письменной работы в 5 классе 1. Щитова Галина Владимировна. 2. МБОУ СОШ №7 , г. Колпашево, Томская область 3. Учитель математики Тренажеры для устной и письменной работы в 5 классе. 1. Сложение и вычитание натуральных чисел. 2. Сложение и вычитание десятичных чисел. 3. Решение уравнений и задач. 4. Умножение и деление десятичных чисел. 5. Совместные действия с десятичными числами. 5 […]...
- Практическое значение методической работы Организационно-методические формы работы в детских образовательных учреждениях представляют собой главный путь к совершенствованию профессиональных навыков педагогов и развитию творческого начала в коллективе. Кроме того, методические Семинары для воспитателей доу являются основой для достижения высокого уровня эффективности и качества образовательно-воспитательного процесса. Конечный успех планомерной работы всех дошкольных учреждений во многом определяется качеством методической работы с педагогическим […]...
- Описание процесса работы из собственных наблюдений, в научном стиле Прежде чем приступить к работе за обычной швейной машиной, нужно хорошо выучить ее конструкцию, в частности отдельных узлов, последовательность работы, а уже потом начать работу. Читая инструкцию, обратите внимание на раздел «Назначение машины», где четко расписаны все ее возможные функции, это понадобится в практическом применении. Начинать обучение лучше на «Чайке» — обычной, без электрического повода […]...
- Пример работы по литературе Поэтическое завещание Пушкина Сочинение по материалам поэмы «Я памятник себя воздвиг…». Я тысячами душ живу в сердцах Всех любящих, и, значит, я не прах, И смертное меня не тронет тленье. Макиавелли Читая стихотворение А. С. Пушкина «Я памятник себя воздвиг нерукотворный…», меня прежде всего поражает дар предвидения, дарованный всем великим поэтам. Ведь стих написан в 1836 году, когда […]...
- Методика работы над изучением эпического произведения в школе Существуют определенные трудности при изучении эпических произведений в школе: большие по объему тексты дети читают неохотно (решения: выяснить, сколько в библиотеке экземпляров, раздать за 1-1,5 мес. уч-ся по группам, отксерокопировать важные главы); 2) развивать интерес к чтению (уч-ся в процессе чтения отвечают на вопросы, создать ситуацию спора по той или иной нравственной проблеме, попросить найти […]...
- Одной работы не кончив, за другую не берись. Раскрытие содержания пословицы Мой одноклассник Кирилл Носенко — человек одаренный. Он чудесно рисует, лепит из пластилина животных, отлично учит — одно слово, положительных качеств у него много, но есть один недостаток. Берется за какую-то работу с энтузиазмом, но на середине бросает, берется за другое и тоже до конца не доказывает. На классном времени мы решили, что ученики, которые […]...
- Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» работы Ивана Билибина Каждый из нас помнит чудесные русские сказки, которые он читал в детстве. Со временем они совершенно изменялись. Люди рассказывали их Друг другу, добавляя что-то свое и этим существенно обогащая общее содержание. Сказки сначала не публиковались. Лишь в 17 веке, во второй его половине стали появляться книжки, которые именовались лубком. В них можно было лишь обнаружить […]...