Пример работы по литературе Поэтическое завещание Пушкина
Сочинение по материалам поэмы “Я памятник себя воздвиг…”. Я тысячами душ живу в сердцах Всех любящих, и, значит, я не прах, И смертное меня не тронет тленье. Макиавелли Читая стихотворение А. С. Пушкина “Я памятник себя воздвиг нерукотворный…”, меня прежде всего поражает дар предвидения, дарованный всем великим поэтам.
Ведь стих написан в 1836 году, когда поэту оставалось жить меньше года. С чего бы вдруг тридцятисемилетнему Пушкину подводить итог своей жизни, своему творчеству, раздумывать о значении всего написанного им? Откуда
Наверное, поэт – это, в самом деле, прежде всего – пророк, который умеет видеть дальше других, сердцем ощущать течение времени, глубже понимать значение дел человеческих. В “Памятнике” Пушкина мы ощущаем не только трагическое предчувствие быстрой гибели (“Я памятник воздвиг…”, т. е. все, что мог, уже сделал), а и гениальное предвидение оценки потомками своего творчества.
Человек высокообразованный, который чудесно понимает, что было сделано им в русской и мировой литературе, Пушкин осмысливает свое творчество как важное
В оценке своей работы он продолжает и завершает те требования к поэту, которые были выдвинуты еще в “Пророке”, где прозвучал призыв к поэту “глаголом жечь сердца людей”. В “Памятнике” Пушкин главной своей заслугой считает три черты своей поэзии: народность (народная тропа не зарастет к памятнику), гуманизм (“Что чувства добрые я лирой пробуждал”) и свободолюбивое содержание поэмы (“Что в мой жестокий век восславил я свободу, и милость к падшим призывал”). Можно назвать любое произведение поэта и легко найти в нем и “чувства добрые”, и верность идеалам свободы, и близкие всему народу темы, и главное – простой, яркий и доступный язык всех пушкинских произведений. Есть еще одна важная черта в отношении поэта к своему творчеству:
Слух обо мнет пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык…
Пушкин считает себя поэтом многонациональной страны и обращается ко всем народам, как к равным. Это было новым в его времена, когда немного поэтов и политиков заинтересовала бы мысль о “диких” тунгусах, калмыках и др. В своем поэтическом завещании Пушкин говорит и о мировом значении своей поэзии.
Сегодня никто на всей нашей планете не станет возражать против мирового значения творчества русского поэтического гения, и никто не упрекнет Пушкина в заносчивости и преувеличении своих заслуг. Так как высокая оценка своего творчества выходит прежде всего из того, что Александр Сергеевич, ставя высокие требования к творчеству поэта и его миссии на земле, всегда им отвечал.
“Нерукотворный памятник” Пушкина “Вознесся выше… головой непокорной Александрийского столпа”. В этом гордое утверждение не только величия того, что он сделал, а и поэтического творчества вообще. Иначе, как объяснить то, что слава и память о выдающихся поэтах переживает не только их самих, а и политиков, царей, ученых, артистов?
Может, это потому, что в их стихах – наши невысказанные чувства, наше понимание жизни и наш горький опыт, наши мысли, которые бродят где-то глубоко в душе. И только такой поэт, как Пушкин, сумел найти для них простую и совершенную форму, додумал все за нас и объяснил много что в нас самих. Сколько по всей земле поставлено признательными потомками “рукотворных” памятников поэту, и скромных, и величественных.
Но ни один из них не может сравниться с тем, что создан им самим.