Урок русского языка в 6 классе “В стране выученных уроков, или Путешествие на остров Лексика”



Урок русского языка в 6 классе

“В стране выученных уроков,

Или Путешествие на остров Лексика”

Тип урока: Обобщение и систематизация изученного по теме: “Лексика и фразеология”

Цель:

1) Создание условий для проявления творческой активности и самостоятельности.

Задачи:

Обобщение изученного по теме: “Лексика и фразеология”

Формирование лингвистической и самообразовательной компетенций учащихся

Воспитание интереса к урокам русского языка.

Технологии: Игровые, информационно-коммуникационные

Форма : урок-путешествие

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер

План урока:

Оргмомент.

Погружение в тему. Мотивация. Постановка целей и задач.

Путешествие по Острову Лексика (систематизация и обобщение изученного)

Терминологический причал.

Гора Профессионализмов.

Долина Диалектизмов.

В кабине фуникулера (реклама словарей)

Бухта Омонимов и Многозначных слов.

В местном музее.

В кафе “Визави”

Молодежная вечеринка.

Ш. Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание.

Конспект

урока.

Оргмомент (тема – на усмотрение учителя)

Погружение в тему. Мотивация. Постановка целей и задач. (Слайд 1)

– Сегодня у нас урок необычный. Мы совершим путешествие в страну выученных уроков. Как вы думаете, что это за страна?

– Да, верно, страны выученных уроков нет ни на одной карте, но она есть в вашем сердце, в вашей голове. Это знания, которые вы получаете на уроках и в жизни. У кого-то эта страна уже достаточно большая.

В ней есть острова знаний, вершины успехов. А у кого-то пока она еще очень маленькая, но от вас зависит, какой она станет за 11 лет вашей школьной жизни. Сегодня мы совершим путешествие на один из островов ваших знаний, который носит название – Лексика. Итак, открывайте свои путевые листы, записываем тему урока. (Запись темы в тетрадях). (анимация по щелчку)

– Когда человек отправляется в путешествие, он обязательно планирует свой маршрут. Давайте и мы запланируем, что нам необходимо повторить сегодня на уроке? С какими новыми терминами познакомились вы при изучении темы?

Постановка задач урока (совместное целеполагание) ( Слайд 2, анимация по щелчку с помощью триггеров).

– А еще мы запланируем одержать сегодня маленькую победу и почувствовать радость от успеха. Готовы отправиться в путь? Тогда вперед!

Путешествие по Острову Лексика.

Терминологический причал (повторение терминологии). Слайд 3

– Мы находимся на причале, готовые сойти на берег. Но путь на остров Лексика открыт только тем, кто хорошо знает язык жителей нашей страны. Это термины, и потому причал носит название – Терминологический.

Сейчас мы проверим, насколько хорошо мы запомнили новые для вас слова.

Терминологический диктант.

Задание: у каждого из вас есть карта заданий. Возьмите карту и выполните задание №1. Под цифрами 1, 2 и т. д. даны лексические значения слов.

Запишите в путевой лист только слова. Не забудьте, что наш причал – Терминологический.

Вопросы:

1 вариант

2 вариант

1. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

2. Слова одной части речи, противоположные по лексическому значению.

3. Слова, которые употребляют люди той или иной местности.

4. Слова, вышедшие из активного, повседневного употребления.

5. Сочетания слов, равные по значению одному слову или целому предложению.

1. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению

2.Слова, которые употребляют люди той или иной Профессии, специальности.

3. Слова, которые употребляют люди той или иной социальной группы (например, возрастной)

4. Слова, вошедшие в русский язык из других языков.

5. Новые слова, недавно появившиеся в языке.

Взаимопроверка (анимация по щелчку).

– Поставьте в свой маршрутный лист свою первую оценку:

5 правильных ответов – 5 (такая шкала оценивания для всех заданий)

4 – 4

3 – 3

2 – 2.

– Те, кто получил оценку “2”, остаются на судне до тех пор, пока не выучат правило (на время выполнения второго задания), остальные могут сойти на берег и насладиться твердой почвой под ногами. Эту почву вы обрели благодаря знанию терминов.

2. Гора профессионализмов.

– Скажите, ребята, а зачем нужно знать термины?

– Да, знание терминологии необходимо грамотному, квалифицированному специалисту, который без этого не сможет работать в своей области.

– А как с точки зрения лексики называются те слова, которые вы сейчас записали?

(вопросы на знание теории могут быть заданы тем, кто оставался “на судне”, т. е. получил “2” и учил правило. После правильного ответа, они могут присоединиться к команде)

– Верно, это Профессиональные слова, и перед нами гора Профессионализмов. (Слайд 4) Давайте попробуем на нее подняться. Каждый наш правильный ответ – ступенька вверх, на гору вашего профессионального успеха. Надеюсь, что ваша вершина вам покорится.

Задание: Определите профессию работника по его словарю.

1) Фарватер, бакен, дебаркадер, чалка

2) Стетоскоп, рецепт, аспирин, компресс

3) Струбцина, верстак, фуганок, стамеска

4) Дебет, кредит, депозит, лицевой счет

5) Форвард, пенальти, голкипер, тайм.

Проверка (ответы открываются по щелчку)

Оценка: балл зависит от количества преодоленных ступенек.

3. На фуникулере. Реклама словарей.

– С вершины горы мы спускаемся на фуникулере. А кто знает, что такое фуникулер? А что делать, если мы не знаем значения слова? (Обратится к словарю).

Пока мы совершаем снижение, предлагаю вам познакомиться с различными видами словарей. Ребята приготовили небольшие рекламы словарей.

Реклама словаря (проверка индивидуального домашнего задания)

4. Долина Диалектизмов.

– А наше путешествие продолжается. (Слайд 5 ) Мы находимся в прекрасной горной долине. А вот и люди, которые здесь живут. Давайте прислушаемся к их разговору (слайд 6):

– Сходи, внучек, в ригу, принеси мялицу.

– Хорошо, бабушка. А бердо, ты баяла, прихватить?

– Прихвати, дроля. Да еще в сенях молока кринку. Пряженцев я напекла да каравайцев.

Полудневать будем.

– Я мигом, бабушка.

– Все ли вам, ребята, понятно? А почему мы не все поняли из их разговора? (они употребляют слова, которые встречаются только в той или иной местности).

– Как называются такие слова? (Диалектные).

Задание: выпишите диалектные слова, замените их общеупотребительными.

Рига – сарай для сушки снопов и молотьбы.

Мялица – мялка, снаряд, которым мнут лен и коноплю, очищая волокна от кострицы.

Баять – говорить

Бердо – принадлежность ткацкого стана.

Дроля – дорогой, милый.

Мост – пол, сени.

Кринка – молочный горшок, узковатый и высокий.

Пряженец – лепешка, оладья на масле; блин из черной муки, с маслом.

Каравайцы – пшеничные блины.

Полудневать – обедать

Оценка задания: 1 балл за каждое слово.

5. На перекрестке: Многозначные слова и омонимы.

– (Слайд 7) Дорога привела нас к перекрестку: одна дорога – к заливу Многозначных слов, а он находится на западе острова, где много холодных течений. Бухта Омонимов на востоке. Так хочется искупаться в ласковом море, понежиться на теплом песочке.

Чтобы определить направление правильно, надо знать, чем отличаются омонимы и многозначные слова.

– Кисть руки и Кисть винограда – омонимы или многозначные слова? (анализ ответа)

Выборочный диктант: определить, чем являются выделенные слова.

1 вариант – выписать омонимы, 2 вариант – многозначные слова.

Жар солнца – жар чувства,

Тяжесть багажа – тяжесть утраты,

Чистый ключ – скрипичный ключ,

Строить планы – строить мост,

Зрелый возраст – зрелый плод,

Стрелять из лука – жареный лук,

Носить очки – набрать очки.

Проверка по щелчку.

Оценки за выполненное задание выставляются в маршрутный лист.

6. Бухта омонимов. Музыкальная физкультминутка. ( Музыкальный файл не прикреплен вследствие его большого веса)

– Правильно выбранный путь привел нас в бухту омонимов. (слайд 8 ) Солнце здесь жаркое, вода теплая. Мы можем отдохнуть. Звучит музыка Ю. Антонова “Море”)

7. В музее (устаревшие слова)

– После непродолжительного отдыха мы путешествуем дальше и попадаем в город. Местная достопримечательность – музей. (Слайд 9) Давайте зайдем сюда.

Проверка домашнего задания:

Рассказ – экскурсия по музею, с использованием устаревших слов (описание одежды, костюма ) Слайд 10

Задание классу: во время экскурсии записать устаревшие слова.

(Текст примерной экскурсии можно найти в пакете материалов к уроку)

Проверка (слайд 11).

– Зачем нужно знать устаревшие слова?

– Когда и где мы с ними встречаемся?

8. В кафе “Визави”

– День подходить к концу, а мы еще не подкрепились. Я приглашаю вас в небольшое, но уютное кафе. (слайд 12)

– А кто, ребята, знает, что такое визави? ( Визави́ (фр. vis-a-vis – “друг против друга”) – напротив, друг против друга; тот, кто находится напротив.)

– Как мы называем слова, пришедшие из других языков? (заимствованные).

– Усаживайтесь удобнее. А вот и меню (слайд 13)

Задание : Прочитайте названия блюд. Сделайте заказ, в который войдут только блюда, в название которых входит хотя бы одно заимствованное слово. По каким графическим приметам вы догадались? (подчеркните).

Меню кафе “Визави”

Салаты

Салат с авокадо

Теплый салат из филе кролика

Салат из осетрины

Салат из языка с грибами

Супы

Борщ красный с фасолью

Суп куриный с гренками

Окрошка с квасом

Гарниры

Гречка с луком и грибами

Пюре картофельное

Рис отварной

Картофель фри

Десерты

Ассорти из ягод

Мороженое с сиропом

Банан запеченный с мороженым

Торт с лесными ягодами

Яблоки в карамели

Карпаччо из манго

Фламбе из лесных ягод

Напитки

Кофе со сливками

Коктейль ягодный

Чай черный

Квас русский

Сок яблочный

– Все ли слова вам знакомы? Что надо знать, чтобы не попасть в глупую ситуацию?

Фламбе – термин французской кулинарии, блюдо поливают алкоголем, а затем поджигают. Цель – придать блюду аромат, показать шоу.

Термин “карпаччо” употребляется применительно практически к любому тонко нарезанному продукту питания, включая мясо, рыбу, морепродукты, грибы, фрукты, овощи и многое другое.

Проверка (слайд 14)

Взаимопроверка. Оценка.

10. На дискотеке

Наконец, наступил вечер. Все молодые люди спешат на вечеринки, отдавая преимущество дискотекам. (слайд 15). А является ли слово дискотека – неологизмом. (Нет). А жаргонизмом?

Что такое неологизмы? Жаргонизмы?

Задание: заменить в диалоге жаргонизмы общеупотребительными словами-синонимами.

Выполнение задания в группах.

Проверка.

– Всегда ли в речи уместны слова-жаргонизмы?

Слово учителя об уместности использования жаргонных слов.

11. Пролив Фразеологизмов.

– Наше путешествие заканчивается. Мы возвращаемся на наш корабль, но осталось последнее препятствие. (Слайд 16) Вернуться на корабль сможет тот, кто переплывет пролив Фразеологизмов.

– Что такое фразеологизмы?

– Длина пролива – 27 километров. Один километр – один фразеологизм со словом, обозначающим часть тела. Вас 27 человек, кто поплывет первым?

Учащиеся называют фразеологизмы. (Возможно меньшее количество по усмотрению учителя)

Оставшихся могут спасти товарищи.

Например: Сломя голову, голову ломать, без царя в голове, больной на голову,

Рукой подать, руку даю на отсечение, дать по рукам, рука не отсохнет

Нога за ногу, ноги заплетаются

Палец в рот не клади, пальчики оближешь,

Зубы заговаривать,

Пускать пыль в глаза, говорить за глаза

И другие

III. Подведение итогов.

1. Рефлексия.

Итак, все в сборе. Мы садимся в уютные каюты (слайд 17) И обязательно оцениваем события дня. Это очень важная часть каждого нашего дня – понять, что он нам принес.

– какие эмоции испытали вы за время нашего путешествия?

– что показалось наиболее интересным? Наиболее трудным? Чему вы научились?

2. Оценка.

– Сосчитайте свои баллы, запишите итоговое количество.

“5”- “4”- “3”-

– Поднимите руки те, кто доволен своей оценкой.

– Значит, наше путешествие в страну выученных уроков оказалось не напрасным.

3. Домашнее задание (слайд 18)

1) экскурсия в музей (устаревшие слова)

2) гора профессионального успеха (словарь профессиональных слов)

3) мое любимое меню (заимствованные слова и их история)


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Урок русского языка в 6 классе “В стране выученных уроков, или Путешествие на остров Лексика”