Формирование основ логического мышления у старших дошкольников (из опыта работы)

Учитывая особенности формирования и развития образно-логического мышления, как одного из компонентов логического мышления в старшем дошкольном возрасте мною было разработано руководство по формированию основ логического мышления и серия игр и задач для старшего дошкольного возраста. Следует отметить, что при разработке этого руководства и подборе игр было учтено, что в раннем и младшем дошкольном возрасте развитие мышления “вплетено” в практическую игровую деятельность ребенка. С ее помощью он познает окружающую действительность,

учится понимать обращенную к нему речь, а затем и говорить.

Однако вначале значение слова (понимание его) слито с конкретным предметом, т. е. еще не несет в себе обобщения.

Позже ребенок начинает соотносить слово с множеством предметов, тем самым, объединяя их между собой. Постепенно он учится образовывать простейшие обобщения, начинает выделять общие свойства предметов, пытается решать практические задачи “по-своему”, действенным путем. Формирование наглядно-действенного мышления становится возможным благодаря такой организации обучения, при которой новые, ранее скрытые свойства изучаемого

объекта выделяются через практические действия. То есть игры продуманы с учетом усложнения и индивидуальных особенностей дошкольного возраста.

На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма – наглядно-образное мышление, которое проходит в своем развитии две стадии. Первая соответствует игре-действию, когда ребенок не сам придумывает себе роль, а берет ту, которая ему предлагается.

На второй стадии ребенок уже по своей инициативе преобразует ситуацию на образном уровне, самостоятельно решает задачи на основе представлений, без применения практических действий. Наглядно-действенное и особенно наглядно-образное мышление тесно связаны с речью. Речевые высказывания ребенка способствуют осознанию им хода и результата этого действия. Постепенно речь приобретает планирующую функцию.

Проблема связности и непротиворечивости детских суждений на данном этапе выступает на первый план. Поэтому данный вид мышления называют словесно-логическим. Чтобы ребенок стал использовать слово как самостоятельное средство мышления, он должен усвоить выработанные человечеством понятия, т.

Е. знания об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закрепленные в словах. Но между словами-понятиями взрослого и словами-представлениями ребенка есть существенные различия. Имеющиеся у детей представления стихийно не могут превратиться в понятия. Их можно лишь использовать для формирования понятий.

С этой целью ребенка сначала учат при помощи собственных действий выделять в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание понятия.

Дальнейший ход его формирования заключается в замене ребенком реальных действий развернутым рассуждением, которое в словесной форме воспроизводит все основные моменты этого действия. В конечном счете, рассуждение начинает проводиться не вслух, а про себя; оно сокращается и превращается в действие отвлеченного логического мышления. Это действие выполняется при помощи внутренней речи. Итак, возрастной переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению может быть ускорен путем специально организованного обучения.

Мною в процессе диагностики были использованы следующие игры, которые чередовались между собой (смотри таблицу 1).

Таблица 1

Наименование игрыВозраст
Цветные счетные палочки (Кюизенера)3-7 лет
Комплект игр к счетным палочкам Кюизенера3-7 лет
Кубики для Всех “Уголки” (I вариант)2,5-12 лет
Кубики для Всех (II вариант)3-7 лет
Кубики для Всех (V вариант) (по системе Б. П. Никитина)3-12 лет
Конструктор геометрический (большой)2,5-6 лет
Конструктор геометрический (малый)3-12 лет
Конструктор “Мозаика”3-12 лет
Кубики “Сложи узор” (по системе Б. П. Никитина)2-7 лет
Кубики “Хамелеон”4-8 лет
Кубики “Уникуб” (по системе Б. П. Никитина)3-12 лет
Логический экран (развивающие и обучающие игры и упражнения) (1 блок -5 приложений – “Логика и естествознание”) (2 блок -5 приложений – “Четыре стихии”) (3 блок -5 приложений – “Живая природа”) Готовится к выпуску: 4 блок – “Мир эмоций”, 5 блок – “Быт русского народа”4-8 лет
“Цветное панно”3-12 лет
“Логическая мозаика” (учебный мозаичный набор)3-6 лет

Все эти игры были использованы при проведении диагностики в течение месяца. В результате проделанной работы были подобраны также игры, формирующие логическое мышление: лингвистические и дидактические игры, логические задачи, стихи-небылицы с логическими ошибками, которые направлены на развитие связной речи, логического мышления, обогащение лексического словарного запаса дошкольников. Все игры подобраны по лексическим темам и вынесены в Приложение. Дарьина Л. А., Воспитатель МДОУ № 1


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Формирование основ логического мышления у старших дошкольников (из опыта работы)