Старославянизмы и “возвышенная”; лексика
Еще один грех школьных сочинений. Часто ученик, желая придать тексту сочинения возвышенный пафос, неуместно использует эти слова. Примеры характерных ошибок
1.
Развязка – смерть в речной пучине. – Речь идет о смерти Катерины в пьесе Островского “Гроза”. Слово Пучина в “Толковом словаре русского языка” С. И. Ожегова – Н. Ю.
Шведовой толкуется так: 1. Водоворот, а также провал в болоте. Затянуло в пучину. 2. Морская бездна (Книжн.).
3. Перен. Средоточие чего-н.
Угрожающего, гибельного (Высок.). Пучина бедствий. 4. Поднятие,
Очевидно, что ни одно из значений не подходит к данному контексту. Предлагаемый вариант исправления: Развязка – смерть в реке. Кстати, это не совсем точно с точки зрения композиции этой пьесы. 2.
Катерина покончила жизнь, встретившись с волнами великой русской реки. – Очевидна неуместность выражения Великой русской реки, равно как и оборота Встретившись с волнами. Кроме того, неправильно говорить Покончила жизнь. Предлагаемые варианты исправления: КАтерина покончила с собой, бросившись в
Катерина окончила жизнь самоубийством. 3.
В деснице витязь держит копье, в другой – щит. – Ошибка допущена потому, что слово “десница” школьник воспринимал как устаревший синоним слова “рука”, не зная, что оно на самом деле означает “правая рука”. 4.
Андрей придушил предателя, словно змея. – Отсутствие ударения не дает возможности уверенно утверждать, какое слово имел в виду автор сочинения: змЕя или змеЯ.
В первом случае это именно неуместное использование возвышенной лексики. Во втором – некорректное, смешное сравнение. Материал для коллективной работы
1. Раскольников мучается накануне своего деяния. 2. Раскольников приехал в Петербург, где учился некоторое время в университете, после ухода из которого влачил ничтожное существование на берегах Невы, в снимаемой комнатке, что в доме на С-м переулке.
3. Убийство старухи не является ужаснейшим из всех совершенных человечеством в отношении друг друга злодеяний. 4. Маргарита помогала мастеру свершить мечту любой ценой. 5. Художник сутками не прерывал работу, охваченный только своим детищем.
6. Пришествие нового этапа жизни действующие лица ждут с опаской. 7. Лука с самого начала его пришествия в ночлежку говорит… 8. Чацкий бьет головой в каменную стену предрассудков, желая проверить, прочна ли она.
Related posts:
- Старославянизмы и “возвышенная” лексика. Самостоятельные работы Задание: Укажите разговорные и просторечные слова. Исправьте стилистические ошибки. Вариант 1 1. Митраша был упертым и не слушал старшую сестру. 2. Чичиков умен, – ведь смог же додуматься, как можно жить припеваючи за счет государства, которое он попросту дурит. 3. Наплевав на чувства бедной девушки, он решил стать любовником графини. 4. Андрей Соколов после госпиталя […]...
- Нелитературная и экспрессивная лексика В книжных стилях слова этих лексических пластов употребляются при описании людей, пользующихся этим типом лексики, но при этом нужны пояснения, например: “как принято называть у моряков”, “что в переводе на литературный язык означает…” и т. п. Так достигается эффект правдоподобия и не нарушается норма. Необоснованное употребление этих лексических ресурсов приводит к грубым ошибкам. В школьных […]...
- Сочинение-размышление: Нецензурная лексика Чаще всего, Нецензурную лексику, можно услышать просто на улице. Действительно, люди не очень ограничивают себя в выражениях, таким образом, выражая собственное недовольство окружающими событиями. Никто не спорит, иногда экспрессия действительно закипает настолько, что вырывается наружу именно в такой форме. Но на сегодняшний день, нецензурная лексика скорее занимает место определенного способа коммуникации в некоторых субкультурах и […]...
- Возвышенная риторика Курбского и ее значение для русской литературы Курбский был не менее образованным человеком, чем Иван Грозный. Дядей его был Василий Тучков, один из редакторов “Великих Миней Четий”; от писателей макарьевского кружка Курбский воспринял представление о необходимости высокой серьезности и торжественности в литературе. В споре между Грозным и Курбским у обоих противников были некоторые общие исходные воззрения (без таких общих посылок и самый […]...
- Нейтральная лексика Нейтральная лексика – наиболее устойчивая часть словарного состава языка, составляющая его основу; может использоваться в любой коммуникативной ситуации, поскольку лишена какой-либо экспрессивно-эмоциональной окраски и фактически является неким эталоном, по отношению к которому и определяются все остальные функциональные слои лексики. Так, например, глагол умереть является нейтральным по сравнению с такими вариантами, как скончаться (книжный стиль), помереть […]...
- Пассивная лексика Пассивная лексика – лексика, не имеющая широкого употребления в данном языке, понятная не всем его носителям, поскольку она ограничена особенностями называемых неязыковых реалий и используется в довольно ограниченном числе коммуникативных ситуаций. Достаточно часто пассивная лексика понимается носителями языка лишь приблизительно, с учетом определенного контекста или с опорой на внутреннюю форму того или иного слова. К […]...
- Лексика Активная лексика – лексика, постоянно употребляющаяся и регулярно функционирующая в различных речевых ситуациях и сферах деятельности, понятная всем носителям данного языка и которой не присущи оттенки устарелости или новизны. Ядро активного словаря того или иного языка состоит из стилистически нейтральных слов, которые называют наиболее важные для данного языкового коллектива понятия и реалии. В активный словарь […]...
- Общеупотребительная, книжная и разговорная лексика Книжная лексика – это слова, использование которых ограничено тем или иным книжным функциональным стилем. Существуют выражения, характерные для официальноделового стиля (лесной массив, водоем, зеленые насаждения), научного стиля (интерполяция, проекция, абстракция), публицистического стиля (экстраординарный, благосостояние, клятвопреступник, ельцинизм). “Как красив русский язык! Все преимущества немецкого без его ужасной грубости”. (Ф. Энгельс) Разговорная лексика – это, как правило, […]...
- Разговорная лексика Разговорная лексика – лексика, представленная преимущественно в разговорной (устной) речи, ориентированная на неформальное, непринужденное общение. На фоне нейтральной лексики разговорная отличается большей экспрессивностью, иногда фамильярностью и несколько сниженной стилевой окрашенностью. Разговорная лексика не однородна, в ее составе можно выделить несколько разных пластов: слова литературно-разговорные (интеллектуал, потихоньку, наобум, халтурить), разговорно-профессиональные (подсобка, баранка, планерка), разговорно-терминологические (тройчатка, аскорбинка, […]...
- Тема урока. Повторение темы “Лексика” Цели: стимулируя прочное усвоение материала, систематизировать сведения по теме; используя инновационный прием (диаграмма Венна), межпредметные связи, развивать логическое мышление учащихся; воспитывать тонкое восприятие окружающего мира, любовь к животным. Оборудование: РМ – заготовка для устного сочинения (на каждую парту). ХОД УРОКА I. Проверка домашнего задания II. Актуализация опорных знаний Фронтальный опрос 1) Что такое лексика? 2) […]...
- Исконная лексика Исконная лексика – лексика русского языка, неоднородная как по времени возникновения, так и по своему происхождению. Среди исконно русских слов принято различать несколько пластов: общеиндоевропейский, общеславянский, восточнославянский и собственно русский. Общеиндоевропейский лексический пласт составляют слова, существующие в русском языке и во многих других индоевропейских (балтийских, романских, германских, индийских и т. д.) языках как наследие их […]...
- Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему “Повторение и обобщение материала по теме “Лексика” Конспект урока по русскому языку в 5 классе. Тема: “Повторение и обобщение материала по теме “Лексика”. Цели: повторить и обобщить материал по теме “Лексика”; проверить уровень усвоения данной темы перед тематической контрольной работой; способствовать обогащению словарного запаса учащихся; совершенствовать их языковые умения и навыки; развивать умение использования в устной и письменной речи различных групп слов […]...
- Нейтральная и экспрессивная лексика Экспрессивно окрашенная лексика тесно связана с различиями в оценке. Более того, именно для выражения оценок она и существует. Так, в языке существует большое количество синонимических рядов, которые объединяют тождественные по смыслу, но кардинально различающиеся по содержащейся в них оценке слова. Спектр оценок, которые способна передавать экспрессивно окрашенная лексика, очень широк. Об этом свидетельствует многообразие помет […]...
- Урок русского языка в 6 классе “В стране выученных уроков, или Путешествие на остров Лексика” Урок русского языка в 6 классе “В стране выученных уроков, Или Путешествие на остров Лексика” Тип урока: Обобщение и систематизация изученного по теме: “Лексика и фразеология” Цель: 1) Создание условий для проявления творческой активности и самостоятельности. Задачи: Обобщение изученного по теме: “Лексика и фразеология” Формирование лингвистической и самообразовательной компетенций учащихся Воспитание интереса к урокам русского […]...
- Поле брани – нецензурная лексика в русском языке Фонд “Общественное мнение” провел социологическое исследование, во время которого респондентам было задано три вопроса о нецензурной лексике и ее использовании. Вот какие ответы были получены: “Используют ли ваши знакомые в своей речи нецензурные выражения?” – “Да” ответили 67%. “Согласны ли вы с тем, что ненормативную лексику нельзя использовать ни при каких обстоятельствах?” – “Да” ответили […]...
- Общеупотребительная лексика Общеупотребительная лексика – лексика, которая используется и понимается всеми носителями данного языка (независимо от их возраста, места проживания, профессии и т. п.) в самых разных сферах деятельности и в разных коммуникативных ситуациях. Эта лексика связана с жизненно важными, основными понятиями, она лишена экспрессивной окрашенности, она наиболее устойчива и составляет ядро данного языка. Общеупотребительная лексика противопоставлена […]...
- Анализ стихотворения Бунина “Змея” Сочинение – миниатюра. “Я сед, сух, худ, но еще ядовит” И. А. Бунин, 1941г. И. А. Бунин – певец русской природы. Все его творчество выражает восхищение красотой физического мира, мощной силой природы. Мир у поэта всегда прекрасен, но иногда он жесток к человеку или просто равнодушен. В стихотворении “Змея” звучат темы одиночества, неожиданной разлуки или […]...
- Идейно-художественный анализ баллады А. С. Пушкина “Песнь о вещем Олеге” Фольклорные богатства Киевской Руси открылись Пушкину во время посещения им Киева. Это был период ссылки поэта на юг Российской империи. Пушкин заинтересовался легендой о киевском князе Олеге, посетил его могилу на горе Щекавица. Странная, загадочная смерть князя вдохновила поэта на создание баллады, которая была закончена 1 июня 1822. И назвал Пушкин это произведение – “Песнь […]...
- Анализ стихотворения Бунина “Как в апреле по ночам в аллее И. А. Бунин – певец русской природы. Все его творчество выражает восхищение красотой физического мира, мощной силой природы. Мир у поэта всегда прекрасен, но иногда он жесток к человеку или просто равнодушен. В стихотворении “Змея” звучат темы одиночества, неожиданной разлуки или встречи, проблема судьбы и случайности. Это стихотворение несет большое эмоциональное напряжение. В стихотворении “Змея” […]...
- Теория Родиона Раскольникова по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.) Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является одним из сложнейших в русской литературе. Произведение посвящено анализу социальных и нравственных мотивов преступления и следующего за ним наказания. Студент Раскольников совершает убийство, желая не только “облагодетельствовать всех”, но и доказать правильность теории о сверхчеловеке, “право имеющем”. Герой ошибочно возомнил себя судьей, возвышающимся над толпой, вершащим судьбы […]...
- Помогите написать сочинение на тему: анализ эпизода: третий визит раскольникова к соне (преступление и наказание) Анализируемый эпизод является очень важным в романе ” Преступление и наказание“: именно в нем теория Раскольникова о “властьимущих” сталкивается с покорностью кроткой Сони перед жизненными обстоятельствами. Из сцены встречи Родиона с девушкой мы понимаем, какой по-настоящему сильной является Соня, и как Раскольников осознает несостоятельность своей теории. Эпизод начинается с описания комнаты, в которой жила Мармеладова. […]...
- Последнее свидание Катерины и Бориса В драме Островского “Гроза” главная героиня – Катерина. В драме рассказывается о трагической судьбе девушки, которая не смогла сражаться за свою любовь. Из “любви и ласки” Катерина попадает в семью Кабановых, в который она не может высказать свою точку зрения, поспорить на счет чего-то. Сын Кабанихи Тихон, муж Катерины, ни в чем не может перечить […]...
- Идея или теория Раскольникова и ее крах по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.) В своем известнейшем романе Достоевский изображает столкновение теории главного героя с логикой жизни. Писатель убежден в том, что любая теория делается несостоятельной при столкновении с жизненной реальностью. Следовательно, нельзя строить жизнь по теории. Поэтому основная философская мысль “Преступления и наказания” раскрывается не через систему логичных доказательств и опровержений, а в результате столкновения человека, одержимого преступной […]...
- Раскрыть смысл высказывания Введенской: Богатство языка определяется и смысловой насыщенностью слова (ЕГЭ по русскому) Слово является одной из главных единиц языка. Словом называют определенные предметы, процессы, действия, описывают их состояние. Все явления и предметы имеют в языке свои наименования. Известный лингвист Л. А. Введенская утверждает, что “богатство языка определяется и смысловой насыщенностью слова”, чему способствуют явления многозначности, омонимии, синонимии. Это значит, что в слове заключено множество смыслов и от […]...
- Система персонажей в романе “Преступление и наказание” В “Преступлении и наказании” почти 90 различных персонажей, каждый из которых является самостоятельным, значимым для развития и осознания идеи романа. Многие исследователи выделяют несколько вариантов в распределении и группировки действующих лиц. Например, К. Мочульский указывает, что после убийства Раскольников отказывается от собственной семьи, но судьба сближает его с незнакомыми до этого Мармеладовыми, Свидригайловым, Порфирием Петровичем. […]...
- Чем вызван и почему неизбежен конфликт между Кабанихой и Катериной? Чем вызван и почему неизбежен Конфликт между Кабановой и Катериной? Кабаниха и Катерина – это два разных человека, которые вместе жить никогда не смогут. У Кабановой свои принципы и нормы, которым должны подчиняться все. И лишь одна Катерина не хочет ей повиноваться, исполнять все, что она говорит. Катерина очень хрупкая и беззащитная девушка. Она не […]...
- Гибель Катерины : победа или поражение над “темным царством”? Главная героиня произведения “Гроза” в итоге умирает. Такая развязка наделена смысловой нагрузкой. Сцена, в которой Катерина совершает акт самоубийства, стала поводом для множественного числа разных трактовок подобного сюжетного поворота, и породила огромное количество вопросов. Какова же причина совершения девушкой такого столь отчаянного шага? Изначально перед взором читателя появляется Катя, как немой свидетель ссоры между Кабанихой […]...
- Мотивы преступления Раскольникова по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.) Родион Раскольников – обедневший студент, находящийся на грани нищеты. Его семье не хватает денег. Именно поэтому первый мотив, который приходит на ум – желание забрать деньги старухи-процентщицы, чтобы улучшить свое материальное положение. Это было бы логично. Но только не для нашего героя. Убийство ради денег не было основным мотивом преступления. Раскольников желал проверить свою теорию […]...
- Кто виноват в гибели Катерины героини драмы Островского “Гроза” Смерть Катерины – это трагедия общества. Островский этим показывает, что в существовавшем обществе многие люди не могут в нем выжить. Но кто все-таки виноват в смерти Катерины? Борис, Тихон, Кабанова или все общество? Что послужило к такому толчку? Во-первых, Катерина была верующей, бог для нее был идолом. Измена мужу в то время была большой греховностью. […]...
- Отношение к героям повести “О Петре и Февронии Муромских” (*Общие критические статьи) Повесть о Петре и Февронии Муромских – это повесть о любящей паре двух святых князей. Святыми они стали благодаря своей мудрости, благим деяниям и праведному образу жизни. Петр победил злобного змея, спас жену своего брата. Не предал жену, когда против нее настроились все бояре. И не повелся на обычай, что нельзя князьям на не родных […]...
- Внутренний конфликт: чувства против разума Человеку отведена роль сложного существа, зачастую поведение, которого предугадать достаточно не просто. Разум склоняется в сторону выбора наиболее оптимальных вариантов, хотя зачем тогда мы наделены душой? Именно этой субстанции свойственно частое вмешательство в процесс, связанный с принятием решений, таким образом, добиваясь создания внутреннего конфликта. Нередко так случается, что чувства и разум принуждают к различающимся между […]...
- Сравнение двух Катерин из произведения Н. С. Лескова и А. Н. Островского (Сравнительный анализ) Прочитав произведения двух разных писателей, я решила сравнить двух главных героинь из них. Катерина Измайлова из очерка Н. С. Лескова ” Леди Макбет Мценского уезда” и Екатерина Кабанова из пьесы “гроза” А. Н. Островского были женами купцов, их выдали замуж не по любви. Каждая из них скучала от обыденности в жизни, но обеих от серости […]...
- Смерть Катерины протест или смирение? Сила в ней или слабость? по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Является ли смерть Катерины протестом? Правда, что самый сильный протест назревает в самых слабых и терпеливых личностях? Действительно, Катерина – сложный персонаж, в котором за внешней хрупкостью скрывается внутренняя сила и решительность. Эта личность ничуть не слабее представителей ” темного царства”. Катерина не намерена приспосабливаться и терпеть старый уклад жизни. Первый ее протест – это […]...
- Гуманизм творчества Ф. М. Достоевского Главный герой романа – Радион Раскольников, бедный студент, который не может заплатить за свое обучение в Университете. Он живет в ужасных условиях: “комнатка его шагов в десять в длину, с желтыми, отклеившимися от стен обоями”. И не смотря на эту ужасную обстановку, которая вынудила его на преступление, Раскольников человек гуманный. Об этом свидетельствуют его поступки: […]...
- В каких еще произведениях русской литературы дана сцена всенародного покаяния героя? В каких еще произведениях русской литературы дана сцена всенародного покаяния героя? Соотнесите сцену всенародного покаяния Катерины в четвертом действии пьесы “Гроза” с аналогичным эпизодом в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Укажите различие мотивации героев. Если героиня А. Н. Островского сама признается перед Богом и людьми в нравственном преступлении, то инициатором покаяния Раскольникова становится […]...
- Какие черты личности Катерины позволили Н. А. Добролюбову назвать ее “сильным характером”? по пьесе Гроза (Островский А. Н.) На неординарный образ Катерины в пьесе А. Н. Островского “Гроза” обратил внимание своих современников Н. А. Добролюбов, восхищаясь ее русским сильным характером. В условиях домостроя и бесправного положения женщины в обществе Катерина, невзирая на самоубийство, выглядит сильной и бескомпромиссной натурой. Выйдя замуж за нелюбимого, по обычаям того времени, она поначалу как будто смиряется со своей […]...
- Элементы построения рассказа Чехова “Хамелеон” Сюжет рассказа – в нем все внесюжетные элементы (портрет, пейзаж), усложняющие построение рассказа, описаны несколькими фразами или даже несколькими словами. Завязка рассказа. С какого момента в рассказе Чехова начинает развиваться действие? Конечно, с тех нескольких слов, с которыми Очумелов “врезается в толпу”. Кульминация рассказа. Дальше сюжет произведения разворачивается волнами, как линия, идущая то вверх, то […]...
- Катерина и Варвара: “антиподы” или “подруги по несчастью”? по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Существует два вида людей: одни являются решительными, сильными личностями, готовыми на борьбу за свое счастье, другим же легче плыть по течению, подчиняться более сильным и пытаться приспособиться к окружающей ситуации. Героиню пьесы Островского “Гроза”, Катерину, можно отнести к первому типу, а Варвару ко второму. Катерина – натура тонкая, творческая, мечтательная. Она очень чувствительна, у нее […]...
- Антипод Раскольникова образ Сони Мармеладовой Образ Сони Мармеладовой во многом противопоставлен Раскольникову. Она и жертва, и преступница одновременно. Именно Соню Раскольников выбирает мерилом своего поступка, перед ней герой хочет сознаться в убийстве, потому что она “тоже переступила” и ее преступление не принесло благополучия Мармеладовым. Поначалу Раскольников не видит разницы в их преступлениях, а она очень существенная: Соня, видя страдания своих […]...
- Поступок Катерины: поступок слабого или сильного человека по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Одним из главных конфликтов пьесы Островского “Гроза” является характер главной героини – Катерины. Огромное количество критиков имеют на это счет свое мнение, но более яркими из них можно считать позиции Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева. Кроме этого, они высказали свои точки зрения о конечном, роковом поступке Катерины-самоубийстве. Сама по себе, Катерина – человек […]...