Общеупотребительная, книжная и разговорная лексика
Книжная лексика – это слова, использование которых ограничено тем или иным книжным функциональным стилем. Существуют выражения, характерные для официальноделового стиля (лесной массив, водоем, зеленые насаждения), научного стиля (интерполяция, проекция, абстракция), публицистического стиля (экстраординарный, благосостояние, клятвопреступник, ельцинизм).
“Как красив русский язык! Все преимущества немецкого без его ужасной грубости”. (Ф. Энгельс)
Разговорная лексика – это, как правило, слова, имеющие сниженную окраску
К данной группе относятся слова типа осел, козел, трепло, здорово, трепач, доходяга, потаскуха, пень и т. д. Это слова “на грани”, и их использование очень часто граничит с нарушением приличий.
Общеупотребительная лексика – это слова, которые являются общими для любого стиля, то есть могут использоваться в любой сфере общения. К этой группе принадлежат слова нейтральные, которые не несут на себе отпечатка книжного или разговорного стиля: дом, стол, дождь, молоко, спать, стоять, находиться и т. д. Сюда же следует отнести и значительную часть служебных слов: предлогов (в, на, за), союзов (а, но, или).
- Разговорная лексика Разговорная лексика – лексика, представленная преимущественно в разговорной (устной) речи, ориентированная на неформальное, непринужденное общение. На фоне нейтральной лексики разговорная отличается большей экспрессивностью, иногда фамильярностью и несколько сниженной стилевой окрашенностью. Разговорная лексика не однородна, в ее составе можно выделить несколько разных пластов: слова литературно-разговорные (интеллектуал, потихоньку, наобум, халтурить), разговорно-профессиональные (подсобка, баранка, планерка), разговорно-терминологические (тройчатка, аскорбинка, […]...
- Общеупотребительная лексика Общеупотребительная лексика – лексика, которая используется и понимается всеми носителями данного языка (независимо от их возраста, места проживания, профессии и т. п.) в самых разных сферах деятельности и в разных коммуникативных ситуациях. Эта лексика связана с жизненно важными, основными понятиями, она лишена экспрессивной окрашенности, она наиболее устойчива и составляет ядро данного языка. Общеупотребительная лексика противопоставлена […]...
- Пассивная лексика Пассивная лексика – лексика, не имеющая широкого употребления в данном языке, понятная не всем его носителям, поскольку она ограничена особенностями называемых неязыковых реалий и используется в довольно ограниченном числе коммуникативных ситуаций. Достаточно часто пассивная лексика понимается носителями языка лишь приблизительно, с учетом определенного контекста или с опорой на внутреннюю форму того или иного слова. К […]...
- Лексика Активная лексика – лексика, постоянно употребляющаяся и регулярно функционирующая в различных речевых ситуациях и сферах деятельности, понятная всем носителям данного языка и которой не присущи оттенки устарелости или новизны. Ядро активного словаря того или иного языка состоит из стилистически нейтральных слов, которые называют наиболее важные для данного языкового коллектива понятия и реалии. В активный словарь […]...
- Сочинение-размышление: Нецензурная лексика Чаще всего, Нецензурную лексику, можно услышать просто на улице. Действительно, люди не очень ограничивают себя в выражениях, таким образом, выражая собственное недовольство окружающими событиями. Никто не спорит, иногда экспрессия действительно закипает настолько, что вырывается наружу именно в такой форме. Но на сегодняшний день, нецензурная лексика скорее занимает место определенного способа коммуникации в некоторых субкультурах и […]...
- Нейтральная лексика Нейтральная лексика – наиболее устойчивая часть словарного состава языка, составляющая его основу; может использоваться в любой коммуникативной ситуации, поскольку лишена какой-либо экспрессивно-эмоциональной окраски и фактически является неким эталоном, по отношению к которому и определяются все остальные функциональные слои лексики. Так, например, глагол умереть является нейтральным по сравнению с такими вариантами, как скончаться (книжный стиль), помереть […]...
- Нейтральная и экспрессивная лексика Экспрессивно окрашенная лексика тесно связана с различиями в оценке. Более того, именно для выражения оценок она и существует. Так, в языке существует большое количество синонимических рядов, которые объединяют тождественные по смыслу, но кардинально различающиеся по содержащейся в них оценке слова. Спектр оценок, которые способна передавать экспрессивно окрашенная лексика, очень широк. Об этом свидетельствует многообразие помет […]...
- Нелитературная и экспрессивная лексика В книжных стилях слова этих лексических пластов употребляются при описании людей, пользующихся этим типом лексики, но при этом нужны пояснения, например: “как принято называть у моряков”, “что в переводе на литературный язык означает…” и т. п. Так достигается эффект правдоподобия и не нарушается норма. Необоснованное употребление этих лексических ресурсов приводит к грубым ошибкам. В школьных […]...
- Исконная лексика Исконная лексика – лексика русского языка, неоднородная как по времени возникновения, так и по своему происхождению. Среди исконно русских слов принято различать несколько пластов: общеиндоевропейский, общеславянский, восточнославянский и собственно русский. Общеиндоевропейский лексический пласт составляют слова, существующие в русском языке и во многих других индоевропейских (балтийских, романских, германских, индийских и т. д.) языках как наследие их […]...
- Поле брани – нецензурная лексика в русском языке Фонд “Общественное мнение” провел социологическое исследование, во время которого респондентам было задано три вопроса о нецензурной лексике и ее использовании. Вот какие ответы были получены: “Используют ли ваши знакомые в своей речи нецензурные выражения?” – “Да” ответили 67%. “Согласны ли вы с тем, что ненормативную лексику нельзя использовать ни при каких обстоятельствах?” – “Да” ответили […]...
- Старославянизмы и “возвышенная”; лексика Еще один грех школьных сочинений. Часто ученик, желая придать тексту сочинения возвышенный пафос, неуместно использует эти слова. Примеры характерных ошибок 1. Развязка – смерть в речной пучине. – Речь идет о смерти Катерины в пьесе Островского “Гроза”. Слово Пучина в “Толковом словаре русского языка” С. И. Ожегова – Н. Ю. Шведовой толкуется так: 1. Водоворот, […]...
- Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему “Повторение и обобщение материала по теме “Лексика” Конспект урока по русскому языку в 5 классе. Тема: “Повторение и обобщение материала по теме “Лексика”. Цели: повторить и обобщить материал по теме “Лексика”; проверить уровень усвоения данной темы перед тематической контрольной работой; способствовать обогащению словарного запаса учащихся; совершенствовать их языковые умения и навыки; развивать умение использования в устной и письменной речи различных групп слов […]...
- Тема урока. Повторение темы “Лексика” Цели: стимулируя прочное усвоение материала, систематизировать сведения по теме; используя инновационный прием (диаграмма Венна), межпредметные связи, развивать логическое мышление учащихся; воспитывать тонкое восприятие окружающего мира, любовь к животным. Оборудование: РМ – заготовка для устного сочинения (на каждую парту). ХОД УРОКА I. Проверка домашнего задания II. Актуализация опорных знаний Фронтальный опрос 1) Что такое лексика? 2) […]...
- Жанры речи Жанры речи – совокупность текстов, объединенных одинаковым использованием стилистических средств языка. Группа речевых жанров объединяется в определенный функциональный стиль. Научный стиль имеет следующие речевые жанры: статья, монография, учебник, аннотация, реферат, обзор, лекция, научный доклад и др. К речевым жанрам официально-делового стиля относятся: закон, постановление, протокол допроса, справка, заявление, приказ и др. В публицистическом стиле выделяются […]...
- Определение. Что такое Жанры речи Жанры речи – совокупность текстов, объединенных одинаковым использованием стилистических средств языка. Группа речевых жанров объединяется в определенный функциональный стиль. Научный стиль имеет следующие речевые жанры: статья, монография, учебник, аннотация, реферат, обзор, лекция, научный доклад и др. К речевым жанрам официально-делового стиля относятся: закон, постановление, протокол допроса, справка, заявление, приказ и др. В публицистическом стиле выделяются […]...
- Урок русского языка в 6 классе “В стране выученных уроков, или Путешествие на остров Лексика” Урок русского языка в 6 классе “В стране выученных уроков, Или Путешествие на остров Лексика” Тип урока: Обобщение и систематизация изученного по теме: “Лексика и фразеология” Цель: 1) Создание условий для проявления творческой активности и самостоятельности. Задачи: Обобщение изученного по теме: “Лексика и фразеология” Формирование лингвистической и самообразовательной компетенций учащихся Воспитание интереса к урокам русского […]...
- Старославянизмы и “возвышенная” лексика. Самостоятельные работы Задание: Укажите разговорные и просторечные слова. Исправьте стилистические ошибки. Вариант 1 1. Митраша был упертым и не слушал старшую сестру. 2. Чичиков умен, – ведь смог же додуматься, как можно жить припеваючи за счет государства, которое он попросту дурит. 3. Наплевав на чувства бедной девушки, он решил стать любовником графини. 4. Андрей Соколов после госпиталя […]...
- Определение. Что такое Официально-деловой стиль речи Официально-деловой стиль – один из книжных стилей, который обслуживает сферу деловых отношений. Этот стиль характерен для законов, документов, постановлений, приказов, протоколов и т. п. Задача официально-делового стиля – регулировать деловые отношения: передать информацию, распоряжение, выдать инструкцию, заключение и т. п. Официально-деловой стиль характеризуется точностью, однозначностью, стандартностью и обязательностью построения текста по образцу. Часто при оформлении […]...
- Стиль речи Художественный стиль – функциональный стиль речи, который используется в произведениях художественной литературы и относится к книжным стилям. Задача этого стиля – нарисовать художественный образ, выразить авторское отношение к изображаемому, воздействовать на чувства и воображение читателя. Язык здесь выполняет не столько коммуникативную, сколько эстетическую функцию, формирует особый образный мир, используя специальные выразительные средства. К ним относятся […]...
- Усечение Усечение – это способ образования новых слов за счет отсекания части производящей основы, при котором лексические значения производящего и производного слов тождественны. Данный словообразовательный способ иногда рассматривают как особый вид аббревиации, поскольку усечение основы может происходить вне морфемных границ: преподаватель -> препод, университет -> универ, компьютер -> комп, татуировка -> тату, доктор -> док и […]...
- Существительные общего рода Что такое существительные общего рода? Имена существительные общего рода – класс нарицательных одушевленных существительных, которые могут в зависимости от речевой ситуации выступать и как слова мужского, и как слова женского рода. Примеры существительных общего рода: ябеда, плакса, недотрога, злюка, растеряха, зубрила, пьяница, сирота, соня, разиня, обжора, тихоня, зануда. Существительные общего рода обычно изучаются в 6 […]...
- Русская народная сказка в обработке Толстого А. Н Русская народная сказка Глупый волк Жил был волк, старый престарый. Зубы у него приломались, глаза плохо видят. Тяжело стало жить старому: хоть ложись да помирай. Вот пошел волк в поле искать себе добычи и видит – пасется жеребенок. – Жеребенок, жеребенок, я тебя съем! – Где тебе, старому, съесть меня! Да у тебя и зубовто […]...
- Предложение сложносочиненное Сложносочиненные предложения с противительными союзами называют действия, которые противопоставлены друг другу, поскольку их одновременное существование необычно или невозможно. К противительным союзам относятся: но, а, да, зато, же, однако, а то, не то, в то время как, между тем как, тогда как, если…то, зато, же; Противительные союзы выражают сопоставительные или противительные отношения: Князю было около пятидесяти […]...
- Раскрыть смысл высказывания Гальперина: “К выразительным средствам языка относится часто использование разговорной лексики” (ЕГЭ по русскому) В произведениях художественной литературы часто применяется разговорная лексика. Авторы таким способом стремятся достичь собственных целей, пользуясь данным приемом при создании образов своих персонажей. Все объясняется просто: в художественном произведении речь исполняет роль средства, с помощью которого налаживается непосредственная связь между читателем и персонажем без вмешательства автора. Кроме всего прочего, речь выступает в качестве важнейшего компонента, […]...
- Определение. Что такое Усечение Усечение – это способ образования новых слов за счет отсекания части производящей основы, при котором лексические значения производящего и производного слов тождественны. Данный словообразовательный способ иногда рассматривают как особый вид аббревиации, поскольку усечение основы может происходить вне морфемных границ: преподаватель -> препод, университет -> универ, компьютер -> комп, татуировка -> тату, доктор -> док и […]...
- Сочинение для ГИА 2014 года по тесту 29 сборника Н. А. Сениной А. С. Пушкин говорил: “Может ли письменный язык быть совершенно подобным разговорному? Нет, так же как разговорный язык никогда не может быть совершенно подобным письменному”. Эту фразу я понимаю так. Русский литературный язык имеет разговорную и письменную формы выражения, которые значительно отличаются друг от друга. Письменная речь строго следует установленным грамматикой нормам словообразования и словоупотребления, […]...
- Лексическая неполнота высказываний Взаимодействие разных аспектов структуры языка с особенной яркостью выявляет его живое функционирование и проявляет многие еще латентные процессы. Данная работа посвящена лексической неполноте высказываний как одной из промежуточных уровней строя языка. Целью данной работы является изучение понятия лексическая неполнота, ее видов и оправданности использования в речи. На лицо актуальность рассматриваемой темы. Так как в последнее […]...
- Сочинение на тему: в чем заключается специфика языка художественной литературы? Помогите Язык художественной литературы – своеобразное зеркало литературного языка. Богата литература – значит богат и литературный язык. И не случайно создателями национальных литературных языков становятся великие поэты, писатели, например Данте в Италии, Пушкин в России. Великие поэты создают новые формы литературного языка, которыми затем пользуются их последователи и все говорящие и пишущие на этом языке. Художественная […]...
- Сочинение для ГИА 2014 года по тесту 2 сборника Н. А. Сениной И. Б. Голуб утверждала, что “вводные слова и словосочетания, выражающие эмоциональную оценку сообщения, придают речи экспрессивную окраску и поэтому часто употребляются в живом общении людей и в художественных произведениях”. Это выражение понимаю так: при помощи вводных слов можно передать как в разговорной, так и в письменной речи различные интонации разговора, поэтому вводные слова так активно […]...
- Роль эмоционально окрашенной лексики в речи Эмоционально окрашенная лексика – это слова, которые помогают передать наше отношение к тому или иному предмету или проблеме. Слова этой лексической категории включают в свое значение оценочный компонент, который может быть как положительным, так и отрицательным. Эмоциональная оценка подобных слов отмечается в толковых словарях с помощью специальных помет (шутл., ирон., пренебр. и другие). Эмоционально окрашенная […]...
- Сочинение для ГИА по цитате из Открытого банка заданий 37 Фразу лингвиста В. В. Виноградова я понимаю так. В языке художественной литературы могут употребляться различные языковые средства просторечия и диалектизмы, слова высокого, поэтического стиля и жаргонизмы, профессионально-деловые обороты речи и лексика публицистического стиля. . Все они должны подчиняться эстетической функции и употребляться “оправданно и мотивированно”. Попробую доказать это на основе текста А. А. Лиханова. Так, […]...
- Анализ прозаического произведения Типология тем сочинений II. Темы, связанные с делением литературы на роды и жанры 2.3. Анализ прозаического произведения При анализе прозаического текста надо иметь в виду особенности художественного стиля речи, среди которых, в первую очередь, выделяются образность, а также использование художественных средств языка. Необходимость выбора указанных средств определяется замыслом автора, сюжетом произведения, его идеей, своеобразием показанных […]...
- Кофе – какой род? И снова о кофе. В строгом смысле, слово кофе – это существительное мужского рода. Именно поэтому мы должны говорить “кофе горячий” и “кофе остыл”. Однако употребление слова кофе как существительного среднего рода в разговорной речи считается допустимым. И это не новое явление. В некоторых нормативных словарях, выпущенных еще в 70-80-е годы прошлого века, уже имелась […]...
- Производные слова, созданные по языковым моделям Разговорные слова характерны для разговорной речи. Как было отмечено выше, они служат характеристиками явления в кругу бытовых отношений; не выходят из норм литературного словоупотребления, но сообщают речи непринужденность. Просторечие свойственно нелитературной городской разговорной речи, содержащей в себе немало недавних диалектных слов, слов разговорного происхождения, новообразований, возникающих для характеристики разнообразных бытовых явлений, словообразовательных вариантов нейтральной лексики. […]...
- Роль устаревших и книжных слов в речи (публицистической и художественной) Устаревшие слова – единицы языка, которые вышли из активного употребления. Существует два вида устаревших слов. Историзмами называются слова, которые перестали использоваться в речи по причине того, что называемые ими предметы и понятия уже не являются частью их жизни (например, наименования одежды – армяк, зипун и т. д.). Архаизмы называют предметы и явления, которые есть в […]...
- Сочинение ГИА Русский язык богатый и многогранный. В нем множество различных средств выразительности и разнообразных конструкций. В устной речи мы не задумываемся о том, как бы выглядели эти же слова на письме. Ведь в письменной речи необходимо более подробно знать правила русского языка. Существует два основных раздела в русском языке. Это грамматика и лексика. Лексика – это […]...
- Литературный язык Литературный язык – одна из основных форм существования языка, которая отличается последовательной кодифицированностью, сознательным культивированием нормы, обязательностью норм для всех говорящих и высокой социальной престижностью. Литературный язык обслуживает различные коммуникативные сферы, служит для выражения самого разного содержания и решения множества коммуникативных задач. Литературный язык используется в области государственного управления, публицистики, науки, литературы, а также в […]...
- Фольклорная основа произведения “Кому на Руси жить хорошо” “Кому на Руси жить хорошо” является подлинно народным произведением содержанию и по форме. В этой поэме использованы разные фольклорные жанры. На мотивах волшебной сказки вышедшей из народа построен “Пролог”. Автор также заимствовал в своем произведении зачин из сказок (“В каком году – рассчитывай…”), завязка действия в поэме неправдоподобная, сказочная (семь мужиков случайно встретились и, оставив […]...
- Карта языков Во всем мире насчитывается около 3000 языков, точное количество подсчитать еще никому не удавалось. Хотя по имеющимся данным ЮНЕСКО в мире насчитывается 2796 языков. Увидев точную цифру, любой лингвист улыбнется, не того, что точное количество языков в мире было подсчитано, а с того, что считали. Во всем мире существует много смешанных языков и языков, которые […]...
- Достижения Ломоносова Гордостью русской науки и литературы был Михаил Васильевич Ломоносов. Ученый-энциклопедист, сделавший открытия во многих областях науки – физике, химии, математике, механике, он сыграл большую роль в развитии русской культуры и литературы. М. В. Ломоносов в соответствии с принципами классицизма упорядочил и систематизировал русский литературный язык. Он создал учение о стилях языка. Все современное ему словарное […]...