Название своей знаменитой пьесе «Гроза» Александр Николаевич Островский придумал не случайно. В данном контексте образ грозы очень не прост и имеет большое количество значений. Более того, в этой пьесе гроза, как природное явление, является одним из действующих лиц, участников происходящего в произведении.
А различные явления грозы смогли показать практически все стороны роковых столкновений сторон.
Кроме того, гроза играет свою собственную, определенную ей Островским роль на протяжении всей драмы. Например, в первом действии, когда Катерина начинает отдаленно намекать Варваре о своем увлечении, начинается гроза, как бы предостерегая ее. В четвертом же действии гроза приходит как предвестник трагедии, которая должна вот-вот произойти в пьесе.
При этом Островский дал свободу грозе только один раз — лишь единожды она наконец-то разразилась, когда Катерина признавалась своему супругу и его матери в своей измене.
На протяжении всего действия пьесы Островского «Гроза», это природное явление провоцирует персонажей на те или иные поступки. Например, подталкивает Катерину к признанию. При этом драматург задействует грозу и в переносном смысле.
Супруг Катерины Тихон именует материнскую брань именно «грозою».
Сама же гроза воспринимается разными персонажами по-своему. Дикой считает, что гроза — это послание людям в наказание за грехи, считает, что ее необходимо страшиться. В противоположность ему мнение Кулигина — он считает, что гроза оживляет все вокруг — природу, растения, весь мир.
И, конечно же, показательно отношение к грозе главной героине — Катерины. По ее мнению, гроза — это наказанье, посланное Богом. При этом ее не пугает наказание, ей страшен сам грех, совершенный ею.
Исходя из всего написанного выше, я считаю, что грозу можно смело назвать одним из главных персонажей одноименной пьесы Островского.
- Сочинение на тему: «Темное царство» в пьесе А. Островского «Гроза» «Темное царство» в пьесе А. Островского «Гроза» Александр Николаевич Островский является первым писателем и драматургом, на страницах произведений которого со всей глубиной, силой и реалистичностью были запечатлены характеры самодуров Руси. И суть главного конфликта в «Грозе», его одной из самых известных пьес, заключается в противостоянии героев, представляющих патриархальный уклад, и людей нового поколения, которые в ... Читать далее...
- Мастерство драматурга (о пьесе «Гроза» А. Н. Островского) Прослушав «Грозу» в чтении автора, Тургенев писал в 1859 г., что эта пьеса — «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего, вполне овладевшего собой таланта». Время подтвердило справедливость столь высокой оценки. Ни в одной из предшествующих пьес драматурга русская жизнь не была еще показана так широко, как в «Грозе». Это нашло отражение и в ее построении. Действие ... Читать далее...
- Тест к пьесе «Гроза» А. Н. Островского 1. Где происходит действие пьесы А. Н. Островского «Гроза»? А. Провинциальный город Б. Петербург В. Москва 2. Кто из названных героев не является персонажем пьесы А. Н. Островского «Гроза»? А. Кудряш Б. Калиныч В. Тихон Г. Варвара 3. Какой конфликт лежит в основе пьесы А. Н. Островского «Гроза»? А. Социальный Б. Семейно-бытовой В. Психологический Г. ... Читать далее...
- Роль ремарок в пьесе А. Н. Островского «Гроза&;;gt «Народная трагедия» Островского «Гроза» относится к драмати-ческому жанру. Принадлежность к этому жанру определяет всю композицию произведения. В этой драме затрагиваются многие важные аспекты жизни мещанства и купечества в конце 50-х годов XIX века, и автор не может не выразить своего мнения, но для дра-матического жанра средства выражения авторской позиции не очень разнообразны: через ремарки, через ... Читать далее...
- Смысл названия пьесы «Гроза» А. Н. Островского В «Грозе» Островский предпринимает попытку художественного осмысления конфликта между светлыми и темными началами русской жизни, изображая его через семейнобытовой конфликт в купеческой среде, доведенный до трагического противоречия. Название пьесы многозначно и символично, хотя реальная гроза также присутствует в ходе действия пьесы. Более того, именно перед грозой под раскаты грома происходит кульминационная сцена пьесы: всенародное покаяние ... Читать далее...
- Образ и нравы города Калинова (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») А. Н. Островский вошел в русскую литературу как «Колумб» патриархального купечества. Выросший в районе Замоскворечья и досконально изучивший нравы русских купцов, их миропонимание, жизненную философию, драматург перенес свои наблюдения в произведения. В пьесах Островского исследуется традиционная жизнь купечества, изменения, которым она подвергается под влиянием прогресса, анализируется психология людей, особенности их взаимоотношений. «Гроза» — одно из ... Читать далее...
- Образы-символы в пьесе А. Н. Островского «Гроза» 1. Образ грозы. Время в пьесе. 2. Сны Катерины и символические образы конца света. 3. Герои-символы: Дикой и Кабаниха. Уже само название пьесы А. Н. Островского «Гроза» символично. Гроза — это не только атмосферное явление, это иносказательное обозначение взаимоотношений между старшими и младшими, имеющими власть и зависимыми. «…Недели две никакой грозы надо мной не будет, ... Читать далее...
- Образ Кулигина в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Пьеса «Гроза» стала вершиной творчества великого русского драматурга А. Н. Островского. Действие трагедии, описанной в пьесе, происходит в небольшом городке Калинове, вольно раскинувшемся на берегу Волги. Главные герои живут в состоянии конфликта, старый порядок пошатнулся, в обществе назревает протест. С Кулигиным мы знакомимся в самом начале пьесы. Он не является главным героем, но автор отводит ... Читать далее...
- Какие образы в пьесе А. Н. Островского «Гроза» можно назвать символическими? Пьеса А. Н. Островского «Гроза» была написана в 1859 году. В том же году она была поставлена в театрах Москвы и Петербурга, и вот уже много лет не сходит со сцен театров всего мира. За это время пьеса претерпела множество трактовок, которые порой разительно отличались друг от друга. Это, как мне кажется, объясняется глубиной и ... Читать далее...
- Город Калинов и его обитатели (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Конфликт пьесы А. Н. Островского «Гроза» построен на трагическом противоборстве личности со средой — с миром патриархального купечества, «темным царством» города Калинова. На мой взгляд, Островский сравнивает мир этого города со сказочным миром русской сказки. Все здесь подчинено законам и правилам, неизвестно кем установленным, но неприкосновенным, священным. В «Грозе» нет действующих лиц, которые выходили бы ... Читать далее...
- Образ «жестокого мира» в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Конфликт одной из самых известных пьес А. Н. Островского «Гроза» построен на трагическом противоборстве личности со средой, ее окружающей, — с миром патриархального купечества, «темным царством» города Калинова. Нужно заметить, что в центре всех пьес Островского, без сомнения, находится мир русского купечества. Однако в «Грозе» он изображен по-новому — впервые драматург резко критически оценивает неподвижность ... Читать далее...
- Сочинение-рассуждение по пьесе Островского «Гроза» Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» для нас является исторической, так как показывает быт мещанства. «Гроза» была написана в 1859 году. Она является единственным произведением задуманного, но не реализованного писателем цикла «Ночи на Волге». Главная тема произведения — описание конфликта, возникшего между двумя поколениями. Семья Кабанихи типична. Купечество держится за свои старые нравы, не желая понимать ... Читать далее...
- Проблема покаяния в пьесе А. Н. Островского «Гроза&;;gt В пьесе Островского «Гроза» были широко поставлены проблемы нравственности. На примере провинциального города Калинова драматург показал царящие там нравы. Он изобразил жестокость людей, живущих по старинке, по «Домострою», и разгульность молодого поколения. Все персонажи пьесы условно можно разделить на две части: тех, кто считает, что можно получить прощение за любой грех, если потом покаяться, и ... Читать далее...
- Особенности конфликта в пьесе А. Н. Островского «Гроза&;;gt Конфликт — это столкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, мироощущениях. В пьесе Островского «Гроза» несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? В эпоху социологизма в литерату-роведении считали, что социальный конфликт самый важный в пьесе. Конечно, если видеть в образе Катерины отражение стихий-ного протеста народных масс против сковывающих условий «темно-го ... Читать далее...
- План сочинения — Самоубийство Катерины — поражение или победа? (по пьесе Островского «Гроза») Самоубийство Катерины — поражение или победа? (по пьесе А.Н. Островского «Гроза») I. Вступление Катерина — сложный характер, поставленный в сложные и не совсем обычные обстоятельства, поэтому трудно дать однозначный ответ на предложенный вопрос. II. Главная часть 1. Характер и натура Катерины. Для нее характерны свободолюбие, искренность, нравственная сила и решимость, а также глубокая религиозность. 2. Ситуация, ... Читать далее...
- РОЛЬ АВТОРСКИХ РЕМАРОК В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА» «Народная трагедия» Островского «Гроза» относится к драматическому жанру, что опре- деляет всю композицию произведения. Автор затрагивает многие важные аспекты жизни мещанства и купечества конца 50-х годов XIX века и не может не выразить своей пози- ции, но для драматического жанра средства выражения авторского мнения разнообразны: через ремарки, через определенного героя и через имена, композицию и ... Читать далее...
- Роль второстепенных персонажей в пьесе островского гроза (Островский А. Н.) «Гроза» — пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году, в обстановке предреформенного общественного подъема. После премьеры спектакля на сцене московского малого театра, на пьесу последовало множество критических отзывов. Второстепенные персонажи в этой пьесе играют немаловажную роль. Развитие конфликта было бы невозможно без Феклуши, Варвары, Кулигина и прочих. Больше всего из второстепенных ... Читать далее...
- Особенности конфликта в пьесе А. Островского «Гроза» Конфликт — это столкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, в мироощущении. В пьесе Островского «Гроза» несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? В эпоху социологизма в литературоведении считали, что социальный конфликт самый важный в пьесе. Конечно, если видеть в образе Катерины отражение стихийного протеста народных масс против сковывающих условий ... Читать далее...
- Растерянные люди (По пьесе А. Н. Островского «Гроза») В крупных художниках реализм и Романтизм всегда как будто соединены. М. Горький Наиболее непосредственно и прямо цели автора, его идеология воплощаются в реалистических пьесах, овеянных в той или иной мере романтикой, в таких, как «Дбходное место», «Гроза» и «Бесприданница». Здесь прекрасен сам предмет изображения — ведущие положительные герои. Той же цели, устремляя читателей и зрителей ... Читать далее...
- План сочинения — Роль второстепенных персонажей, бытового фона и пейзажа в пьесе Островского «Гроза» Роль второстепенных персонажей, бытового фона и пейзажа в пьесе А.Н. Островского «Гроза» I. Вступление Введение в пьесу второстепенных персонажей, изображение бытового фона и пейзажа дают возможность автору расширить рамки изображаемого, показать ту среду, в которой развертывается действие, создать в произведении определенный эмоциональный колорит. II. Главная часть 1. Второстепенные персонажи: а) Дикой. Он не принимает непосредственного ... Читать далее...
- Сочинение по пьесе Островского «Гроза»: Система образов Своеобразие «Грозы» состоит в том, что в ней далеко не все действующие лица связаны друг с другом в сюжетном отношении. Так, например, Дикой никакого видимо отношения к Катерине не имеет, подробные рассказы о его самодурстве по старым эстетическим меркам могли бы показаться лишними. Но и он, и другие несюжетные персонажи были совершенно необходимы для драматурга, ... Читать далее...
- Библейские мотивы в пьесе А. Н. Островского «Гроза» В сюжете «Грозы» Островского получают последовательное воплощение различные библейские мотивы. Один из таких мотивов — мотив греха, воздаяния за него и покаяния. Мотив этот последовательно воплощается в речи персонажей, в их мыслях, в развитии сюжетного действия, в глубинном, философском подтексте пьесы. О грехе постоянно вспоминает Марфа Игнатьевна Кабанова: «Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу ... Читать далее...
- «Темное царство» в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Свою пьесу А. Н. Островский закончил в 1859 году, накануне отмены крепостного права. Россия находилась в ожидании реформы, и пьеса стала первым этапом в осознании грядущих перемен в обществе. В своем произведении Островский представляет нам купеческую среду, олицетворяющую «темное царство». Автор показывает целую галерею отрицательных образов на примере жителей города Калинова. На примере горожан нам ... Читать далее...
- План сочинения — Самодурство как социально-психологическое явление (по пьесе Островского «Гроза») Самодурство как социально-психологическое явление (по пьесе А.Н. Островского «Гроза») I. Вступление Основная тема творчества Островского — жизнь «средних слоев»: мещанства, чиновничества, купечества. Для этой среды и характерно социально-психологическое явление самодурство. II. Главная часть 1. Сущность самодурства — в неограниченной власти, невстречающей сопротивления и развращающей человека, имеющего эту власть. 2. В пьесе «Гроза» самодурство представлено в ... Читать далее...
- Какой конфликт лежит в основе пьесы А. Н. Островского «Гроза»? Какой конфликт лежит в основе пьесы А. Н. Островского «Гроза»? А. Н. Островский Где происходит действие пьесы А. Н. Островского «Гроза»? а. Провинциальный город б. Петербург в. Москва Кто из названных героев не является персонажем пьесы А. Н. Островского «Гроза»? а. Кудряш б. Калиныч в. Тихон г. Варвара Какой конфликт лежит в основе пьесы А. ... Читать далее...
- Самодуры и их жертвы в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Драма А. Н. Островского «Гроза» была написана в 1859 году. Она рассказала, помимо всего прочего, о тирании самодурства, денег и старозаветных представлений в купеческой среде. В «Грозе» выступают две группы героев, живущих в городе Калинове. Одна из них олицетворяет гнетущую власть «темного царства». Это Дикой и Кабаниха — угнетатели и враги всего живого и нового. ... Читать далее...
- План сочинения — Трагический конфликт в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Трагический конфликт в пьесе А.Н. Островского «Гроза» I. Вступление Трагический конфликт — противоречие, которое не может быть благополучно разрешено. (Подробнее см. Словарик, ст. Конфликт и Трагическое.) II. Главная часть Трагизм конфликта пьесы «Гроза» связан в основном с образом Катерины. Можно выделить две стороны этого конфликта: внешнюю и внутреннюю: а) внешний конфликт. Он состоит в противоречии ... Читать далее...
- «Темное царство» в пьесе Островского «Гроза» Оно дошло до крайности, до отрицания всякого здравого смысла; оно более чем когда-нибудь враждебно естественным требованиям человечества и ожесточеннее прежнего силится остановить их развитие, потому что в торжестве их видит приближение своей неминуемой гибели. Н. А. Добролюбов Александр Николаевич Островский впервые в русской литературе глубоко и реалистично изобразил мир «темного царства», нарисовал колоритные образы самодуров, ... Читать далее...
- Быт и нравы города Калинова в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Быт и нравы города Калинова в пьесе А. Н. Островского «Гроза». «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! А. Н. Островский Пьеса » Гроза» А. Н. Островского создана в 1859 году. В своем произведении автор ярко показал множество обычаев и нравов, существующих в то время в России. На примере вымышленного города Калинова, мы видим угнетение ... Читать далее...
- Авторская позиция и средства ее выражения в пьесе А. Н. Островского «Гроза&;;gt В пьесе Островского «Гроза» поднимается проблема перелома общественной жизни, произошедшего в 50-х годах, смены общественных устоев. Автор не может быть абсолютно беспристрастным, но выразить свою позицию ему очень трудно — авторская позиция раскрывается в ремарках, которых не очень много и они недостаточно выразительны. Остается один вариант — авторская позиция представляется через определенного героя, через композицию, ... Читать далее...
- Образы купцов-самодуров в пьесе Островского «Гроза» А. Н. Островский в пьесе «Гроза», написанной им в 1859 году, показал быт и нравы русского провинциального общества того времени. Он раскрыл проблемы морали и недостатки этого общества, которые мы и попытаемся рассмотреть, показав главные черты самодурства некоторых персонажей пьесы. В данном случае имеет смысл взять двух наиболее ярких представителей общества времен Островского — Дикого ... Читать далее...
- Суровые нравы города Калинова. По пьесе А. Н. Островского «Гроза» Русская литература 2-й половины XIX века Суровые нравы города Калинова. (По пьесе А. Н. Островского «Гроза») Тема добра и зла явно или скрыто, но присутствует в произведениях искусства. Литература раскрывает эту тему так по-разному, что иногда удивляешься многообразию литературных (сюжетных и композиционных) ходов, которые нередко подсказывает писателю-творцу сама жизнь. Мне трудно сказать, задумывался ли о ... Читать далее...
- Образы Кулигина и Катерины по пьесе А. Н. Островского «Гроза» Пьеса «Гроза» стала вершиной творчества великого русского драматурга А. Н. Островского. Действие трагедии, описанной в пьесе, происходит в небольшом городке Калинове, вольно раскинувшемся на берегу Волги. Главные герои живут в состоянии конфликта, старый порядок пошатнулся, в обществе назревает протест. С Кулигиным мы знакомимся в самом начале пьесы. Он не является главным героем, но автор отводит ... Читать далее...
- ГРОЗА НАД КАЛИНОВОМ (ПО ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА») В 1856 году Островский совершил путешествие до Волге от истоков реки до Нижнего Новгорода. Полученные впечатления многие годы питали его творчество. Отразились они и в «Грозе», действие которой происходит в вымышленном глухом волжском городке Калинове (он будет потом еще дважды упоминаться в других пьесах — «Лесе» и «Горячем сердце»). Люди «Грозы» живут в особом состоянии ... Читать далее...
- Смысл названия драмы «Гроза» А. Н. Островского Где ты, гроза — символ свободы? А. С. Пушкин Пьеса А. Н. Островского «Гроза» была написана под впечатлением писателя от поездки в 1856 году по реке Волге. Когда пьеса была напечатана и поставлена в театре, современники увидели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе, ведь напечатана она была в 1860 году, когда все ждали ... Читать далее...
- Система образов в пьесе А. Н. Островского «Гроза» В 1856 году А. Н. Островский отправляется в экспедицию по Волге вместе со многими театралами и писателями. В результате… автор пишет пьесу «Гроза», в которой отражена жизнь интересующего автора социального слоя: мещанства и купечества, представленного в произведении с помощью собирательного образа города Калинова, названного Добролюбовым «темным царством». Название — ключ к пониманию произведения. Образ грозы ... Читать далее...
- СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ДРАМЫ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА» После выхода из печати и постановки драмы А. Н. Островского «Гроза» прогрессивно мыслящие современники увидели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе — ведь пьеса была написана в 1860 году, когда все ждали отмены в стране крепостного права. В центре пьесы — общественно-политический конфликт хозяев жизни, представителей «темного царства», и их жертв. На фоне ... Читать далее...
- Образы купцов-самодуров в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном мире: господствующее над ним самодурство, дикое, безумное, неправое, прогнало из него всякое сознание чести и права… Н. А. Добролюбов План I. Познавательное значение пьес А. Н. Островского. II. Обличение тирании «темного царства». 1. «Жестокие нравы» города Калинова. 2. Образ самодура Дикого. 3. Ханжество Кабанихи. 4. Молодое ... Читать далее...
- Быт и нравы «темного царства» в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Читая произведения Островского, мы невольно попадаем в ту атмосферу, которая царит в данном обществе, и становимся непосредственными участниками тех событий, которые происходят на сцене. Мы сливаемся с толпой и как бы со стороны наблюдаем за жизнью героев. Так, оказавшись в приволжском городе Калинове, мы можем наблюдать быт и нравы его жителей. Основную массу составляет купечество, ... Читать далее...
- Быт и нравы города Калинова в пьесе «Гроза» Островского Поразительно, но иногда об истории того или иного государства можно судить лишь по литературе. Сухие хроники и документы не дают настоящего понимания происходившего, соответственно на литературе лежит большая ответственность. В XIX веке роль литературы увеличилась настолько, что тем или иным произведением можно было повлиять на настроения интеллигенции. Текст стал не только реакцией на что-то, но ... Читать далее...
Сочинение по пьесе Островского «Гроза»