Суровые нравы города Калинова. По пьесе А. Н. Островского “Гроза”

Русская литература 2-й половины XIX века
Суровые нравы города Калинова. (По пьесе А. Н. Островского “Гроза”)

Тема добра и зла явно или скрыто, но присутствует в произведениях искусства. Литература раскрывает эту тему так по-разному, что иногда удивляешься многообразию литературных (сюжетных и композиционных) ходов, которые нередко подсказывает писателю-творцу сама жизнь.
Мне трудно сказать, задумывался ли о таких глобальных философских категориях, как добро и зло, Александр Николаевич Островский, когда создавал свою

бессмертную пьесу “Гроза”, но именно писательское видение жизни помогает нам, читателям, различать полезное и вредное, плохое и хорошее, доброе и злое.
Как мне кажется, именно авторский взгляд руководит мнением читателя, защищает Катерину, совершившую грех по людским меркам, и осуждает общество, живущее по бесчеловечным законам, следующее дикой и жестокой традиции.
Действие драмы “Гроза” происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. Крутой, высокий берег реки… Внизу – спокойная широкая Волга, вдали – мирные селения и поля Заволжья. Таков вид на окрестности,
открывающийся из общественного сада города Калинова. “Вид необыкновенный!

Красота! Душа радуется!” – восклицает Кулигин, один из местных жителей, который вот уже пятьдесят лет любуется и все не может налюбоваться знакомым пейзажем.
На фоне этого мирного, полного красоты и спокойствия пейзажа безмятежно и ровно, казалось бы, должна была протекать жизнь обитателей города Калинова, но спокойствие это только видимое, обманчивое спокойствие. Это даже не спокойствие, а равнодушие ко всяким проявлениям красоты, безразличие ко всему, что выходит из рамок обычных домашних забот и волнений.
Жители Калинова живут замкнутой и чуждой общественных интересов жизнью. Они живут в полном неведении того, что совершается на белом свете. Только странницы доносят иногда в Калинов вести о далеких странах, где правят “султан Махнут турецкий” и “султан Махнут персидский”, да еще слух о земле, “где все люди с песьими головами”.

Вести эти сбивчивы и неясны, так как странницы “сами, по немощи своей, далеко не ходили, а слыхать – много слыхали”. Но рассказы таких странниц вполне удовлетворяют калиновцев.
Невежество и полный умственный застой – вот то, что характеризует быт волжского города Калинова. За внешним спокойствием жизни кроются суровые, мрачные нравы. “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!” – говорит не имеющий за душой капитала Кулигин, механик-самоучка, испытавший на себе всю тщетность попыток смягчить нравы своего города и образумить людей. Описывая Борису Григорьевичу жизнь города и сочувственно указывая на тяжелое положение бедноты, он говорит: “А богатые-то что делают?.. Вы думаете, они дело делают, либо богу молятся?

Нет, сударь! И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых!”
Островский с поразительной силой воссоздает темный быт и “жестокие нравы” города Калинова, направляя читательскую мысль в определенном направлении. Непробудный мрак, рутина, нависшая над бытом горожан, и произвол самодуров, не признающих ни в ком человеческого достоинства, – вот яркие черты жизни города, описанного в драме А. Н. Островского.
Как ни парадоксально, единственным светлым человеком в этом “жестоком царстве мрака” оказывается обычная девушка, вышедшая замуж за Тихона Кабанова – молодого купца. Казалось бы, ничто не может омрачить ее семейного счастья, сытой обеспеченной жизни. Но девушка, привыкшая к свободной жизни в родительском доме, оказывается зажатой тесными рамками предрассудков и скрытых за крепкими стенами купеческих домов пороков.

Монолог Катерины открывает ее мечту о “полете души”, ожидание свободы мысли, чувства, действий. Для раскрытия чувств и мыслей девушки автор вводит образ птицы, появляющийся в речи главной героини пьесы: “Знаешь, – говорит Катерина Варваре, – мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь”.
Но все оказывается фальшивым, поддельным, лживым. Автор, чтобы предоставить читателю средства разобраться в ситуации, понять, где доброе, а где злое, вводит диалог Катерины и Варвары. Катерина еще не понимает “двойной жизни” Калинова, а сестра Бориса объясняет, что весь дом (а читатель понимает, что и весь город) держится на обмане: “делай, что хочешь, только бы шито да крыто было”.
С точки зрения общественной морали, главная героиня совершает греховный поступок. Она, замужняя женщина, находит себе любовника. Но ее преступление оказывается только попыткой стать чуть более свободной, вырваться из-под гнета своей свекрови Кабанихи.

Катерина словно задыхается в атмосфере лжи и предательства. Духовная духота предшествует грозе, грозе, сотрясающей уходящие в прошлое жестокие законы и дикие традиции, за которые цепляются Кабаниха и Дикой. Гроза – символ очищения общества от злого и несправедливого.

Это природное явление, грозное и пугающее своей силой тех, кто чувствует за собой грех, должно указать читателю на неотвратимость возмездия. Человек должен отвечать за свои поступки. В этом отношении гроза еще и символ наказания, кары всех, кто живет не по совести, попирает добро и справедливость.

Один из горожан говорит о том, что “эта гроза даром не пройдет”.
Нельзя не согласиться с высказыванием Льва Николаевича Толстого “Искусство – одно из средств различения доброго от злого”. Писатель помогает любому берущему в руки его книгу разобраться в трудных жизненных ситуациях, в формировании жизненных позиций и нравственных ориентиров.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Суровые нравы города Калинова. По пьесе А. Н. Островского “Гроза”