Темы “горячего сердца” и “темного царства”, драматургический конфликт в пьесе Островского “Гроза”

Цели:
проверить знание содержания прочитанных действий драмы “Гроза”; совершенствовать умение комментировать и выразительно читать сцены из пьесы, определять конфликт и проблемы, поднятые драматургом, анализировать прочитанное, делать самостоятельные выводы; учить добру, справедливости, уважению к человеческой личности. Оборудование:
портрет а. н. Островского; иллюстрации к драме; фрагменты кинофильма или спектакля “Гроза” (на выбор учителя); текст драмы; эпиграф на доске.

Драматическая поэзия ближе к народу, чем все

другие отрасли литературы. Всякие другие произведения пишутся для образованных людей, а драмы и комедии – для всего народа…

Островский ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1. приветствие учителя 2. Запись даты, темы урока, эпиграфа в тетрадь II.

Постановка целей и задач урока III. Активизация учебной деятельности и актуализация знаний Установочно-проблемная беседа – Почему Островский считает драматическую поэзию наиболее близкой к народу? – Каково ваше отношение к драматургии вообще и к драматургии Островского в частности? – расскажите о творческой истории драмы “Гроза”. Что дало

право известному театральному критику С. а. Юрьеву сказать: “Грозу” не Островский написал…

“Грозу” Волга написала”? – Между какими силами возникает конфликт в драме “Гроза”? На чьей стороне вы выступили бы в этом конфликте? IV.

Аналитически-исследовательский практикум 1. анализирующее чтение I действия драмы “Гроза” Методический комментарий. начать работу с текстом можно с показа фрагмента фильма “Гроза” (или спектакля), включающего панораму Волги и песню Кулигина. Затем перейти собственно к чтению и анализу. – Как рисует место действия а. н.

Островский? на что следует обратить особое внимание? Как можно интерпретировать такую деталь: “высокий берег Волги”? только как географическую подробность или еще и как поэтический образ?

Можно ли уже в самой декорации уловить будущий конфликт? – Почему Кулигин поет именно песню “Среди долины ровныя”, которая в то время была на слуху? (В песне поется о непокорной молодой снохе, отданной замуж за немилого “чужчуженина” в “чужедальную сторонушку”, что “не сахаром посыпана, не медом полита”.) – По явлению 1 действия I определите, как уже с первых реплик обнаруживает себя социальный конфликт. Приведите 3-4 примера реплик персонажей, обнажающих острые противоречия, существующие в обществе Калинова. Обратите внимание на поведение Дикого и отношение к нему Кудряша.

– Что вы узнали о Кулигине из его разговора с другими персонажами? – Чем примечателен Борис?

Какие чувства вызывает этот герой? 2. Выразительное чтение монолога Кулигина “жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! ” (Реализация домашнего задания
) – Как Кулигин характеризует нравы Калинова? Почему он постоянно употребляет множественное число и настоящее время и переходит на прошедшее только в последнем предложении, когда говорит о себе?

3. продолжение анализирующего чтения – Какое впечатление производит знакомство с Кабанихой? – В чем проявляются сходство и различие Кабановой и Дикого? – Что вы узнали о тихоне, Катерине, Варваре? – В чем сходство и различие между этими персонажами? 4. Выразительное чтение монолога Катерины (Реализация домашнего задания
) Какие главные черты характера героини проявляются в этом монологе? Каким было ее мировосприятие в девичестве?

Назовите преобладающие в ее воображении образы. Какие ощущения Катерины можно назвать ключевыми? (Свет и полет) 5. работа с таблицей Учитель. Подумайте и ответьте, кто в Калинове является хозяевами, а кто их жертвами.

– Что для каждого из “господ” и “жертв” означают понятия “любовь” и “свобода”? – Почему мы не можем отнести Катерину ни к “хозяевам”, ни к “жертвам”? (Из-за особых черт ее характера) – Кого из героев можно отнести к представителям “темного царства”, по определению н.

Добролюбова? Кто им противостоит? V. Обобщение учителя – Характеры в пьесе изображены в системе сопоставлений и противопоставлений. так, сопоставляются Кабанова и Дикой, Варвара и Кудряш, тихон и Борис. а кто же противопоставляется?

(Дикой и Борис, Катерина и Кабаниха) Уже с первых страниц драмы вырисовывается ее основной конфликт между “темным царством” и “горячим сердцем” Катерины. VI. Подведение итогов урока
Выставление и комментирование оценок VII. Домашнее задание
1) Прочитать (перечитать) действия III-V драмы “Гроза”. 2) Выучить наизусть монолог Кулигина (мальчики), монолог Катерины (девочки).

3) Подготовить цитаты для характеристики Катерины.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Темы “горячего сердца” и “темного царства”, драматургический конфликт в пьесе Островского “Гроза”