Какое воплощение получает в пьесе Островского “гроза” тема неволи?
Какое воплощение получает в пьесе А. Н. Островского “гроза” тема неволи?
В своем сочинении-рассуждении отметьте, что в пьесе “Гроза” антитеза свободы и неволи становится важнейшей тематической оппозицией. При этом традиционный мотив неволи получает новое наполнение. Свобода воспринимается главной героиней произведения А. Н. Островского с общественной, личностной, бытийной точки зрения. Эта категория ассоциативно связана с характером Катерины.
Неволя – это то, что ей чуждо.
Подчеркните, что муж героини Тихон полностью
Проанализируйте, как неволя становится олицетворением бытового уклада города Калинова. Механик-самоучка Кулигин в своем рассказе о нравах волжского купеческого городка акцентирует
По себе можете судить. И что, сударь, за этими замками разврату темного и пьянства!
И все шито да крыто – никто ничего не видит и не знает, видит только один Бог!”
Рассмотрите, как соблюдение правил Домостроя лишает семейный уклад свободы. Дикой отнимает свободу у своего племянника и домашних (“Так ты знай, что ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю”), Кабаниха – у невестки и сына.
Катерина стремится к свободе проявления чувств (прощание с Тихоном), мыслей, суждений (“Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу”), поступков (готовность бежать с любимым на край света). Наконец, высшее проявление свободной воли – лишение героиней себя жизни.
Аргументируя ответ с опорой на литературное произведение, укажите, что купеческая жена Катерина Кабанова страдает прежде всего от несвободы. В родительском доме она “жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле”. И как некрасовская Матрена Тимофеевна, попала “с девичьей холи в ад”.
Жизнь по домостроевским принципам, полное подчинение свекрови и мужу делает само существование героини невозможным.
В заключение подчеркните, что сам строй бытия Кабановых и Диких чужд свободолюбивой натуре Катерины. В поисках освобождения от семейных уз она пускается в отношения с чужаком Борисом. А когда возможности бегства из этого мира неволи оказываются исчерпаны, героиня бросается в реку, освобождая себя от калиновского окружения.






Related posts:
- Какую роль в характеристике Катерины играет монолог в действии втором явлении десятом (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”)? Монолог Катерины (действие второе явление десятое пьесы А. Н. Островского “Гроза”) является одним из ключевых в понимании характера этой героини. В этом эпизоде мы наблюдаем за душевными метаниями Катерины. Ей в руки попадает ключ от калитки, и женщина вольна решать: пойти ли ей на свидание к Борису или остаться верной Тихону. По сути, Катерина стоит […]...
- Был ли иной путь у Катерины? (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”) Случайна ли гибель Катерины? Можно ли было ее избежать? И, наконец, был ли иной путь у героини? На все эти вопросы нет однозначного ответа. Был ли другой путь? Я думаю, что был. Катерина могла стать монахиней и посвятить себя Богу, которого она так любила. Могла она, конечно же, и уйти от мужа, но покрыла бы […]...
- План сочинения – Трагический конфликт в пьесе А. Н. Островского “Гроза” Трагический конфликт в пьесе А.Н. Островского “Гроза” I. Вступление Трагический конфликт – противоречие, которое не может быть благополучно разрешено. (Подробнее см. Словарик, ст. Конфликт и Трагическое.) II. Главная часть Трагизм конфликта пьесы “Гроза” связан в основном с образом Катерины. Можно выделить две стороны этого конфликта: внешнюю и внутреннюю: а) внешний конфликт. Он состоит в противоречии […]...
- Луч света в темном царстве (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”) Отчего люди не летают? Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. В драме А. Н. Островского “Гроза” ярко раскрывается картина ложных отношений, их последствия. В “Грозе” показаны жизнь и […]...
- Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе Островского “Гроза” Тема греха, возмездия и покаяния в высшей степени традиционна для русской классической литературы. Достаточно вспомнить такие произведения, как “Очарованный странник” Н. С. Лескова, “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасова, “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского и многие другие. Разумеется, возникновение этой темы в русской литературе не случайно – это отражение христианского мировоззрения, принципов […]...
- Образы Кулигина и Катерины по пьесе А. Н. Островского “Гроза” Пьеса “Гроза” стала вершиной творчества великого русского драматурга А. Н. Островского. Действие трагедии, описанной в пьесе, происходит в небольшом городке Калинове, вольно раскинувшемся на берегу Волги. Главные герои живут в состоянии конфликта, старый порядок пошатнулся, в обществе назревает протест. С Кулигиным мы знакомимся в самом начале пьесы. Он не является главным героем, но автор отводит […]...
- Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А. Н. Островского “Гроза” Религия и религиозность… Что мы вкладываем в эти понятия? По каким критериям мы оцениваем степень религиозности человека? Какие важные составляющие включают в себя два эти понятия? На эти и другие вопросы следует опираться при рассмотрении одной из основных идей пьесы А. Н. Островского “Гроза”. Мы привыкли связывать понятия греха, возмездия и покаяния с понятием “религия”. […]...
- Тема греха, возмездия п покаянии в пьесе А. Н. Островского “Гроза” Тема греха, возмездия и покаяния в высшей степени традиционна для русской классической литературы. Достаточно вспомнить такие произведения, как “Очарованный странник” НС. Лескова, “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасова, “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского и многие другие. Разумеется, возникновение этой темы в русской литературе не случайно – это отражение христианского мировоззрения, принципов религиозной […]...
- “Хозяева” жизни и их “жертвы” в пьесе Островского “Гроза” Литератор Юрьев отмечал: “Грозу” не Островский написал, “Грозу” Волга написала”. Действие пьесы происходит в городе Калинове, расположенном на берегу реки Волги. Это вымышленный провинциальный городок, в котором царят жестокие нравы. И это кажется очень странным, поскольку живописная природа этого уютного городка, близость прекрасной реки Волги должны располагать людей к миру, любви и согласию. Богатые купцы […]...
- Анализ монологов Катерины по пьесе А. Н. Островского “Гроза” А. Н. Островский – великий русский драматург, автор множества пьес. Но только пьеса “Гроза” является вершиной его творчества. Критик Добролюбов, анализируя образ Катерины, главной героини этого произведения, назвал ее “лучом света в темном царстве”. В монологах Катерины воплощаются заветные мечты о гармоничной счастливой жизни, о правде, о христианском рае. Хорошо и беспечно протекала жизнь героини […]...
- Тема греха, возмездия и покаяния(по пьесе Островского А. Н “Гроза”) В основе пьесы “Гроза” Островского – самой известной и значительной в творчестве драматурга – конфликт Катерины с “темным царством”, царством самодуров, деспотов, невежд. Понять суть этого конфликта, разобраться, почему столь трагичен финал произведения, почему среди ведущих тем особо выделяется тема греха, возмездия и покаяния, можно, лишь заглянув в душу молодой женщины. Со слов Катерины мы […]...
- Кто такая Катерина – “решительный русский характер” или слабовольная женщина? (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”) Пьесу А. Н. Островского “Гроза” (1869) критики называют народной трагедией, а ее главную героиню Катерину считают народным и героическим характером. Так ли это на самом деле? Или Катерина Кабанова просто слабая женщина, не нашедшая в себе сил бороться и решившая уйти из жизни? Действие пьесы происходит в провинциальном волжском городке Калинове. Островский показывает, что его […]...
- Трагедия Катерины (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”) Катерина – главный персонаж драмы Островского “Гроза”, жена Тихона, невестка Кабанихи. Основная идея произведения – конфликт этой девушки с “темным царством”, царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, поняв представления Катерины о жизни. Автор показал истоки характера героини. Из слов Катерины мы узнаем о ее […]...
- Женские образы в пьесах А. Н. Островского “Гроза” и “Бесприданница” Две драмы А. Н. Островского посвящены одной и той же проблеме – положению женщины в русском обществе. Перед нами проходят судьбы трех молодых женщин: Катерины, Варвары, Ларисы. Три образа, три судьбы. Катерина отличается по складу характера от всех действующих лиц драмы “Гроза”. Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на обман и фальшь, на изворотливость […]...
- Особенности конфликта в пьесе А. Островского “Гроза” Конфликт – это столкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, в мироощущении. В пьесе Островского “Гроза” несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? В эпоху социологизма в литературоведении считали, что социальный конфликт самый важный в пьесе. Конечно, если видеть в образе Катерины отражение стихийного протеста народных масс против сковывающих условий […]...
- Трагедия Катерины (по пьесе Островского “Гроза”) Характер Катерины веет на нас Новой жизнью, которая Открывается нам в самой Ее гибели. Н. А. Добролюбов. Добролюбов, подробно анализируя образ Катерины, назвал ее “лучом света в темном царстве”, и в этом я с ним согласна, так как Островский показал бесправность женщины в ту эпоху. Женщина должна была во всем повиноваться мужу, позабыть, что она […]...
- Сочинение по пьесе Островского “Гроза” Название своей знаменитой пьесе “Гроза” Александр Николаевич Островский придумал не случайно. В данном контексте образ грозы очень не прост и имеет большое количество значений. Более того, в этой пьесе гроза, как природное явление, является одним из действующих лиц, участников происходящего в произведении. А различные явления грозы смогли показать практически все стороны роковых столкновений сторон. Кроме […]...
- Сравнительная характеристика Катерины и Варвары (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”) А. Н. Островский является не только замечательным драматургом, но и истинным новатором в области пьес. Никто до него не рассматривал так многогранно купеческую среду, ее характеры, типажи, судьбы. Островский ввел в русскую литературу проблему “темного царства”. Он показал, что за стенами благообразных купеческих домов творится беспредел, тирания, жестокость. Здесь губятся молодые жизни и судьбы, пресекаются […]...
- Душевная драма Катерины (по пьесе А. И. Островского “Гроза”) “Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки, и полетела. Какая я была резвая! А у вас завяла совсем…” – в этом вся Катерина, весь дух ее, сильный и жаждущий, но пока еще несвободный. […]...
- Образ “жестокого мира” в драматургии А. Н. Островского По пьесе “Гроза” В 1859 г. Александр Николаевич Островский создает одно из самых сильных своих произведений – драму “Гроза”, в которой показывает как типично русский купеческий дом Кабановых, являющийся олицетворением “жестокого мира”. В доме, широко известном в волжском городе Калинове, главенствует и таким образом устанавливает нравы дома Марфа Игнатьевна Кабанова, по-видимому, давно вдова, может быть, и при жизни […]...
- Город Калинов и его обитатели (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”) Конфликт пьесы А. Н. Островского “Гроза” построен на трагическом противоборстве личности со средой – с миром патриархального купечества, “темным царством” города Калинова. На мой взгляд, Островский сравнивает мир этого города со сказочным миром русской сказки. Все здесь подчинено законам и правилам, неизвестно кем установленным, но неприкосновенным, священным. В “Грозе” нет действующих лиц, которые выходили бы […]...
- На чьей стороне драматург? (по пьесе Островского “Гроза”) Пьеса А. Н. Островского “Гроза” была написана по материалам поездки автора в 1856 году по Волге. Драматург задумал написать цикл пьес о провинциальном купечестве, который должен был бы называться “Ночи на Волге”. Но, к сожалению, весь замысел так и не был осуществлен. В 1859 году была написана первая драма из этого цикла – “Гроза”, и […]...
- Катерина: “Отчего люди не летают?” (о пьесе “Гроза” А. Н. Островского) Островский внес свой вклад в разработку образа русской женщины. Его героини в полном соответствии с уже установившейся традицией изображены как сильные, цельные натуры, которые оказываются нравственно выше слабых, неуверенных, сомневающихся героев. Это и Катерина (“Гроза”), и Лариса (“Бесприданница”), которые не могут жить в мире зла, лукавить, лицемерить, обманывать. Им надо жить “по душе”, по совести, […]...
- Тема вины и возмездия в драме А. Н. Островского “Гроза” Действие драмы происходит в вымышленном провинциальном городе Калинове. Его жители знать не знают других земель и стран. Даже о своем прошлом они сохранили смутные, утратившие смысл воспоминания: Литва к ним “с неба упала”. Среди действующих лиц пьесы почти нет тех, кто не принадлежал бы калиновскому миру. Бойкие и кроткие, властные и забитые, купцы и конторщики, […]...
- Любовь и милосердие (о пьесе “Гроза” А. Н. Островского) Что, собственно, способствовало пробуждению самосознания Катерины? Когда она почувствовала себя личностью? Когда полюбила. Именно любовь Катерины при всей ее трагической обреченности освещает ярким светом окружающий мрак. Ее любовь возрождает Тихона и даже Бориса, пробуждая в них чувства сострадания и жалости; и в них растет, разумеется, в разной мере, то самое самосознание, которого они были вначале […]...
- Как в драме А. Н. Островского “Гроза” перекликаются тема любви и тема совести? (ЕГЭ по русскому) В “Грозе” А. Н. Островский показал нравы купеческого семейства и положение в нем молодой женщины. Становление Катерины происходило в иной семье: в родительском доме царили забота и любовь, поэтому девушка обладала чистой мечтательной душой. В христианстве она видела высшую правду и красоту. После замужества жизнь Катерины кардинально изменилась. Тихон привел молодую жену в дом матери […]...
- Суровые нравы города Калинова. По пьесе А. Н. Островского “Гроза” Русская литература 2-й половины XIX века Суровые нравы города Калинова. (По пьесе А. Н. Островского “Гроза”) Тема добра и зла явно или скрыто, но присутствует в произведениях искусства. Литература раскрывает эту тему так по-разному, что иногда удивляешься многообразию литературных (сюжетных и композиционных) ходов, которые нередко подсказывает писателю-творцу сама жизнь. Мне трудно сказать, задумывался ли о […]...
- Город Калинов (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”) Александр Николаевич Островский – крупнейший драматург прошлого столетия. Его знаменитые пьесы и по сей день входят в репертуар многих театров России. “Он начал необыкновенно,” – писал о нем И. С. Тургенев. После того, как Островский прочитал свою первую пьесу “Картина семейного счастья”, его сразу же окрестили, “светилом в отечественной литературе”. И сразу перед ним открылись […]...
- Кто виноват в смерти Катерины? (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”) А. Н. Островский является не только замечательным драматургом, но и истинным новатором в области пьес. Никто до него не рассматривал так многогранно купеческую среду, ее характеры, типажи, судьбы. Островский ввел в русскую литературу проблему “темного царства”. Он показал, что за стенами благообразных купеческих домов творится беспредел, тирания, жестокость. Здесь губятся молодые жизни и судьбы, пресекаются […]...
- Образ Кулигина в пьесе Островского “Гроза” А. Н.Островский в пьесе “Гроза”, написанной в 1859 году, показал быт и нравы русского провинциального общества того времени. Он раскрыл проблемы морали и недостатки этого общества, показав главные черты самодурства. В своей пьесе Островский вынес действие за пределы семейного быта в широкую сферу публичности: на городскую улицу, на площадь, в общественный сад и окружил главных […]...
- Образ Катерины в пьесе А. Н. Островского “Гроза” В пьесе “Гроза” Островский создает совершенно новый для его творчества женский тип, простой, глубокий характер. Это уже не “бедная невеста”, не безразлично-добрая, кроткая барышня, не “безнравственность по глупости”. Катерина отличается от ранее созданных героинь Островского гармоничностью своей личности, силой духа, своим мироощущением. Это натура светлая, поэтическая, возвышенная, мечтательная, с сильно развитым воображением. Вспомним, как она […]...
- Тема пьесы “Гроза” А. Островского, проблематика, жанр При определении Жанра пьесы “Гроза” А. Островского выделяют несколько особенностей. В первую очередь “Гроза” – это социально – бытовая драма. Автор уделил большое внимание бытовым характеристикам, герои пьесы вступают в конфликт с существующим укладом жизни и морали в купеческой среде. С другой стороны в произведении присутствуют элементы трагедии по исходу конфликта и характеру главной героини. […]...
- Трагическая судьба Катерины в пьесе А. И. Островского “Гроза” 1. Жестокие нравы города Калинова. 2. Кабаниха и Дикой. 3. Жизнь и смерть Катерины. Пьесы А. Н. Островского позволяют нам, современным читателям, окунуться в жизнь русского купечества. Писатель столь достоверно показывает любые, даже незначительные детали купеческого быта, что у нас нет повода сомневаться в его правдивости. После прочтения драмы “Гроза” я стала задумываться о глубине […]...
- Что сильнее в Катерине – веление сердца или веление нравственного долга? (По драме А. Н. Островского “Гроза”;) Гроза Островский А. Н Что сильнее в Катерине – веление сердца или веление нравственного долга? (По драме А. Н. Островского “Гроза”) Драма А. Н. Островского “Гроза” написана в 1859 году, почти полтора века назад. (Казалось бы, что нам сегодня до купеческой жены Катерины Кабановой, которая изменила мужу, сама во всем призналась и бросилась в Волгу? Почему же “Гроза” до […]...
- Почему Н. А. Добролюбов назвал Катерину “лучом света в темном царстве”? (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”) Пьеса А. Н. Островского “Гроза”, написанная в середине ХIХ века, вот уже много десятилетий подряд не сходит с театральных подмостков всего мира. В чем же заключается успех этой драмы, описывающей жизнь в маленьком купеческом городке на Волге? Я думаю, в том, что автор затронул в произведении вопросы, актуальные во все времена. Появившись в печати, “Гроза” […]...
- КАТЕРИНА КАК ТРАГИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР (ПО ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА”) Умереть бы теперь… Все равно, что смерть придет, что сама… а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться… А. Н. Островский В течение довольно длительного времени считалось, что сам сюжет “Грозы” Островский взял из жизни костромского купечества, что в основу его легло нашумевшее в Костроме на исходе 1859 года дело Клыковых. […]...
- Трагедия любви в провинциальном мире (но драме А. Н. Островского “Гроза”) Главная героини драмы А. Н. Островского “Гроза” – Катерина Кабанова – представляет собой “истинно русский образ женщины”, по выражению Аполлона Григорьева. Она глубоко религиозна, способна к самоотверженной любви, не приемлет компромисса со своей совестью. Народные начала проявляются и в языке героини, и в лиризме ее чувства. Катерина выросла в патриархальной обстановке, в купеческой среде, сохранившей […]...
- Характер конфликта и его развитие в пьесе А. Н. Островского “Гроза” А. Н. Островский являлся преемником и продолжателем реалистических традиций в русской литературе. В своих произведениях драматург отразил современную ему действительность, характерные для того времени типы, образы, показал существовавшие порядки, их кризис и возникшие в связи с этим противоречия в обществе. Одно из ярчайших произведений Островского – трагедия “Гроза”, в которой автор поднял проблему существования свободной […]...
- Сила и народные истоки характера Катерины в пьесе Островского “Гроза” Описывая мрачную, деспотичную атмосферу “темного царства”, в пьесе “Гроза” А. Н. Островский создает яркие образы “самодуров русской жизни”. Они – воплощение произвола, никчемности, ханжества и жестокости. К таким персонажам относится Дикой – человек грубый, невежественный и жадный. О нем говорят: “Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет”. […]...
- Образы купцов-самодуров в пьесе А. Н. Островского “Гроза” Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном мире: господствующее над ним самодурство, дикое, безумное, неправое, прогнало из него всякое сознание чести и права… Н. А. Добролюбов План I. Познавательное значение пьес А. Н. Островского. II. Обличение тирании “темного царства”. 1. “Жестокие нравы” города Калинова. 2. Образ самодура Дикого. 3. Ханжество Кабанихи. 4. Молодое […]...