Какое воплощение получает в пьесе Островского “гроза” тема неволи?

Какое воплощение получает в пьесе А. Н. Островского “гроза” тема неволи?

В своем сочинении-рассуждении отметьте, что в пьесе “Гроза” анти­теза свободы и неволи становится важнейшей тематической оппозицией. При этом традиционный мотив неволи получает новое наполнение. Сво­бода воспринимается главной героиней произведения А. Н. Островско­го с общественной, личностной, бытийной точки зрения. Эта категория ассоциативно связана с характером Катерины.

Неволя – это то, что ей чуждо.

Подчеркните, что муж героини Тихон полностью

зависим от воли матери (“Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!”), хоть и решается в финале на открытый протест. Борис вторит: “Не по своей воле я еду”, подчеркивая несамостоятельность своих решений. И только Катерина от­крыто заявляет: “Кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке хорошей, обнявшись…”

Проанализируйте, как неволя становится олицетворением бытового уклада города Калинова. Механик-самоучка Кулигин в своем рассказе о нравах волжского купеческого городка акцентирует внимание Бори­са на несвободе здешней жизни: “И что слез льется

за этими запорами, невидимых и неслышимых! Да что вам говорить, сударь!

По себе може­те судить. И что, сударь, за этими замками разврату темного и пьянства!

И все шито да крыто – никто ничего не видит и не знает, видит только один Бог!”

Рассмотрите, как соблюдение правил Домостроя лишает семейный уклад свободы. Дикой отнимает свободу у своего племянника и домашних (“Так ты знай, что ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю”), Кабаниха – у невестки и сына.

Катерина стремится к свободе проявле­ния чувств (прощание с Тихоном), мыслей, суждений (“Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу”), поступков (готовность бежать с любимым на край света). Наконец, высшее проявление свободной воли – лишение героиней себя жизни.

Аргументируя ответ с опорой на литературное произведение, укажите, что купеческая жена Катерина Кабанова страдает прежде всего от несво­боды. В родительском доме она “жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле”. И как некрасовская Матрена Тимофеевна, попала “с девичьей холи в ад”.

Жизнь по домостроевским принципам, полное подчинение свекрови и мужу делает само существование героини невозможным.

В заключение подчеркните, что сам строй бытия Кабановых и Диких чужд свободолюбивой натуре Катерины. В поисках освобождения от се­мейных уз она пускается в отношения с чужаком Борисом. А когда воз­можности бегства из этого мира неволи оказываются исчерпаны, героиня бросается в реку, освобождая себя от калиновского окружения.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Какое воплощение получает в пьесе Островского “гроза” тема неволи?