Почему Н. А. Добролюбов назвал Катерину “лучом света в темном царстве”? (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”)

Пьеса А. Н. Островского “Гроза”, написанная в середине ХIХ века, вот уже много десятилетий подряд не сходит с театральных подмостков всего мира. В чем же заключается успех этой драмы, описывающей жизнь в маленьком купеческом городке на Волге? Я думаю, в том, что автор затронул в произведении вопросы, актуальные во все времена.
Появившись в печати, “Гроза” сразу же вызвала широкий отклик общественности. Многие литературные критики того времени писали об этой драме, ее героях, конфликте и проблемах. Большие споры вызвала личность

главной героини “Грозы” – Катерины Кабановой.

Известный критик Н. А. Добролюбов назвал ее “лучом света в темном царстве”. Я полностью согласен с этим мнением.
Мне кажется, город Калинов и его жителей со всей уверенностью можно назвать “темным царством”. Калинов – маленький волжский городок, где царствуют патриархальные устои. Это значит, что люди живут, бездумно следуя законам предков, неизменным на протяжении многих веков.

Калиновцы прочно усвоили, что патриархальные законы – единственно правильные, а все остальное – от дьявола и ведет к погибели.
В Калинове существуют

свои хранители устоев. Это, прежде всего, богатая и уважаемая купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова, или Кабаниха. Смысл ее жизни – следить за соблюдением и сохранением старых порядков. Кабаниха считает, что с разрушением законов предков разрушится весь мир.

Она яростно пытается сохранить старый порядок любой ценой, подавляя и разрушая при этом жизнь близких – сына, дочери и невестки.
Взгляды Кабанихи разделяют многие, например, странница Феклуша. Ее невежественные байки о том “ужасе”, который творится во всем остальном мире, поддерживают уверенность Кабанихи в своей правоте. Из рассказов странницы мы понимаем, насколько невежествен, темен и неповоротлив мир Калинова.

Его жители не могут и не хотят выходить за пределы дома, боятся развиваться, привыкать к чему-либо новому.
Молодежь Калинова хочет жить по-другому. Но у нее не хватает сил, чтобы открыто противостоять кабанихам. Поэтому молодое поколение приспосабливается, как может.

Сын Кабанихи, Тихон, натерпевшись упреков от матери, пускается в загулы, когда уезжает по делам за пределы города. Он панически боится мать и не способен отстоять свои взгляды на жизнь. Дочь Кабанихи, Варвара, не хочет конфликтов и скандалов, поэтому живет как хочет, но втихомолку, прячась и обманывая Кабаниху.
Единственный “просвещенный” человек в городе – чудак Кулигин – также не имеет силы, чтобы противостоять “отцам” города. Он предлагает дельные идеи по улучшению жизни в Калинове. Но, получая отказы, мирится с ними и живет дальше, прячась за свою мечту о создании вечного двигателя.
Единственным человеком в пьесе, открыто противостоящим калиновским нравам, является Катерина Кабанова, жена Тихона. Она также воспитана в патриархальных условиях. Ее жизненный идеал – крепкая семья, дети, жизнь в согласии и любви с мужем.

Всем своим существом героиня стремится к этому. Она жаждет ласки, любви, счастья и свободы. Но в семье своего мужа Катерина ничего этого не получает. Марфа Игнатьевна строго следит, чтобы все было “как у людей”.

Она требует от Катерины соблюдения, прежде всего, формальных, показных обычаев: громко выть, провожая мужа, бросаться к нему в ноги, покорно слушать его фальшивые наказы и т. п. То, что на самом деле творится в ее семье, Кабанихе безразлично. Для Катерины же это – самое важное.
Недовольство своей жизнью толкнуло героиню на грех – на измену мужу. После долгих раздумий и мучений Катерина сознательно выбрала две недели счастливой любви с Борисом. Она точно знала, что никогда не сможет простить себе этот грех.

Действительно, после окончания романа с Борисом Григорьевичем нравственные муки раздирали душу героини. Чтобы как-то облегчить свою совесть, Катерина всенародно кается перед калиновцами. Но это не приносит ей облегчения, ведь главный судья – это она сама.
Положение героини усугубилось презрением и ненавистью свекрови, посадившей Катерину под домашний арест. От безысходности героиня решается на самоубийство. Она бросается в Волгу, оставив Тихона и Кулигина сокрушаться по ней и упрекать Калинов в жестокости.
Мне думается, что Катерина – единственная цельная, сильная и чистая натура в этой пьесе. Подтверждение тому – ее моральные ценности, искренняя вера в Бога. Она считает грехом свою измену, за которую так и не смогла себя простить. По-моему, это доказывает духовную чистоту и нравственность Катерины.

Я считаю, что никто из калиновцев, совершив грех, не стал бы так терзаться.
Катерина же сама рассказала обо всем, в надежде на поддержку и облегчение своих страданий. Не найдя ни того, ни другого, не сумев себя простить, героиня уходит из жизни. Я считаю, что она не предала себя, своих ценностей и своих идеалов.

Именно поэтому Катерину Кабанову можно назвать единственным “лучом света в темном царстве” Калинова.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3.00 out of 5)
Loading...

Почему Н. А. Добролюбов назвал Катерину “лучом света в темном царстве”? (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”)