План сочинения – Роль второстепенных персонажей, бытового фона и пейзажа в пьесе Островского “Гроза”

Роль второстепенных персонажей, бытового фона и пейзажа в пьесе А.Н. Островского “Гроза”

I. Вступление

Введение в пьесу второстепенных персонажей, изображе­ние бытового фона и пейзажа дают возможность автору рас­ширить рамки изображаемого, показать ту среду, в которой развертывается действие, создать в произведении определен­ный эмоциональный колорит.

II. Главная часть

1. Второстепенные персонажи:

а) Дикой. Он не принимает непосредственного участия в сюжете пьесы. Функция этого персонажа – с максимальной наглядностью

воплотить черты “жестоких нравов” города Ка­линова, дать читателю и зрителю представление о воинст­вующем самодурстве;

б) странница Феклуша. Ее рассказы показывают все неве­жество обитателей города, их ханжество и активное неприятие всего нового;

в) Кулигин. Роль этого персонажа приблизительно такая же, хотя сам Кулигин полностью противоположен Феклуше. Кулигин представляет в пьесе науку и просвещение. В его идеях, впрочем, нет ничего особенно нового, но даже и эти идеи (например, громоотвод) встречают непонимание и пре­зрение.

Кроме того, Кулигин – человек гораздо более воз­вышенных

мыслей, чем окружающая его среда (чувствует природу, читает стихи и т.п.). Именно он высказывает мыс­ли, близкие к авторским (особенно после самоубийства Ка­терины).

г) Кудряш и Варвара. Эта пара персонажей тесно связана с мотивом свободы, как внешней, так и внутренней. В силу оп­ределенных обстоятельств и особенностей характера они сумели противопоставить собственную независимость произ­волу самодуров.

Однако связывать с ними сколько-нибудь серьезные надежды на изменения в мире самодуров нельзя: они живут одним днем, совершенно не заботясь о будущем.

2. Бытовой фон. Отчасти он связан с такими второсте­пенными персонажами, как Дикой и Феклуша. Другой спо­соб ввести бытовой фон в пьесу и одновременно расширить рамки изображаемого – рассказы персонажей (Кулигина, Бориса, Дикого и др.), из которых мы узнаем о чертах “жес­токих нравов” обитателей города.

Бытовой фон выявляет в пьесе атмосферу самодурства, невежества, грубости и произ­вола. Он создает у читателя и зрителя впечатление жизни за­стойной, противной любому свободному слову и свободе во­обще; бытовой фон усугубляет трагизм положения главной героини.

3. Противоположную функцию выполняет в пьесе пей­заж. Действие разворачивается в приволжском городке, а Волга издавна связывалась в сознании русского человека со свободой, с волей. Именно в Волге находит Катерина свое­образное и единственно возможное для нее освобождение. О красоте волжской природы не раз говорит Кулигин, но его никто не понимает.

Таким образом, природа выступает кон­трастом по отношению к “жестоким нравам” жизни города Калинова.

4. Несколько более сложен образ грозы. Если для того же Кулигина это явление природы, которым он искренне восхищается, то для остальных гроза – это проявление Божьего гнева. Так чувствует и Катерина; с грозой связано ее покаяние.

III. Заключение

Содержание пьесы Островского шире, чем просто изобра­жение трагической судьбы Катерины. В пьесе показываются быт и нравы среднего русского городка, ставятся проблемы просвещения, человека и природы, смысла жизни и т.д. Вто­ростепенные персонажи, бытовой фон, природа помогают раскрыть эту проблематику.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

План сочинения – Роль второстепенных персонажей, бытового фона и пейзажа в пьесе Островского “Гроза”