Образы купцов-самодуров в пьесе А. Н. Островского “Гроза”

Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном мире: господствующее над ним самодурство, дикое, безумное, неправое, прогнало из него всякое сознание чести и права…

Н. А. Добролюбов

План

I. Познавательное значение пьес А. Н. Островского.

II. Обличение тирании “темного царства”.

1. “Жестокие нравы” города Калинова.

2. Образ самодура Дикого.

3. Ханжество Кабанихи.

4. Молодое поколение в пьесе “Гроза”.

III. Протест Катерины против устоев “темного царства”.

Чрезвычайно важна роль

Островского в истории русской литературы. Пьесы его имеют для нас важнейшее познавательное значение. Островский не был спокойным, бесстрастным бытописателем русской жизни.

Это был общественный трибун, демократ. Мы знакомимся по его пьесам с тяжелым, мрачным бытом “темного царства”, с сочувствием следим за борьбой свободной, вольнолюбивой личности с мертвящими устоями прошлого, учимся познавать богатство душевных сил человека и ненавидеть тот гнет, который мешал в прошлом свободному развитию личности. В ряду тем, выдвинутых жизнью, была одна, требовавшая неотложного освещения.

Это тирания самодурства,

денег и старозаветного авторитета в купеческом быту, тирания, под гнетом которой задыхались не только члены купеческих семей, особенно женщины, но и трудящаяся беднота. Задачу обличения экономической и духовной тирании “темного царства” и поставил перед собой Островский в драме “Гроза”.

Действие драмы “Гроза” происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. Невежество и полный умственный застой характерны для быта города Калинова. За внешним спокойствием жизни здесь кроются суровые, мрачные нравы. “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!” – говорит бедняк Кулигин, механик-самоучка, испытавший на себе всю тщетность попыток смягчить нравы своего города и образумить людей. В пьесе выступают две группы обитателей города Калинова.

Одни олицетворяют гнетущую власть “темного царства” (Дикой, Кабаниха), а другие – жертв “темного царства” (Катерина, Кулигин, Тихон, Борис, Кудряш, Варвара). Они одинаково ощущают грубую силу “темного царства”, но по-разному выражают свой протест против этой силы.

Деспотизм, необузданный произвол, невежество, грубость – вот те черты, которые характеризуют образ самодура Дикого, типичного представителя “темного царства”. Смысл жизни для Дикого – приобретать, увеличивать богатство, а для этого все средства хороши. Он самый богатый и знатный человек в городе.

Капитал развязывает ему руки, дает возможность беспрепятственно куражиться над бедными и материально зависимыми от него людьми. Вот как говорят о Диком герои пьесы. Шапкин: “Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще!

Ни за что человека оборвет.”; Кудряш: “…у него вся жизнь основана на ругательстве… А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится… А беда, как его поутру кто-нибудь рассердит.

Целый день ко всем придирается.” Грубый и бесцеремонный Дикой куражится перед племянником Борисом, перед домашними. Борис замечает: “Тетка каждое утро всех со слезами умоляет: “Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!”; “А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого он обругать не смеет; тут уж домашние держись!”.

Прижимистость и разнузданность – это не сугубо индивидуальные качества Дикого. Это типичные черты патриархального купечества.

Образ суровой и властной Марфы Игнатьевны Кабановой позволяет нам познакомиться еще с одной разновидностью представителей “темного царства”, такой же типичной, как Дикой, но еще более зловещей и мрачной. Кабаниха любит беспрекословное повиновение, в ее речах постоянные попреки, жалобы на непочтительность. В доме Кабанихи царит атмосфера жестокости, унижения. Она тиранит своих близких, “поедом ест”, “точит, как ржа железо”; “ханжа, сударь!

Нищих оделяет, а домашних заела совсем”. Кабаниха считается с тем, что принято, чего требует порядок, чтит сложившиеся в ее сословии традиции, ритуалы. По ее глубочайшему убеждению, жена должна покоряться мужу, жить в страхе перед ним, как того “требует порядок”. Она вразумляет Тихона, не понимающего, для чего Катерина должна его бояться: “Как зачем бояться?

Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же порядок-то в доме будет?” Кабанова крепко держится за порядок, за соблюдение формы.

Особенно наглядно это проявилось в сцене прощания с Тихоном. Мать требует, чтобы сын для порядка дал жене наказы: не грубить свекрови, не сидеть без дела, чтобы на чужих мужчин не смотрела. Жена обязана долго и громко выть, проводив мужа.

Кабаниха не просто соблюдает домостроевские нормы, она борется за них. На вид она благочестива и набожна. Но религия для нее – только средство держать в повиновении окружающих (“Весь дом… на обмане держится”).

Зло, ханжество, ложь – вот черты нравственного облика “темного царства”.

А как другие персонажи пьесы относятся к морали Дикого и Кабанихи? Кулигин осуждает купечество за жестокость, мечтает об “общей пользе, о всеобщем благоденствии”, но это лишь мечты. Во взаимоотношении с самодурами он считает наилучшим терпеть и угождать. Жизненная философия Варвары – “делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было”.

Кудряш уживается с Диким, применяется к обстановке и находит возможности весело жить и в среде Диких. Тихон, человек добрый, но безвольный, под давлением матери потерял всякую способность думать и жить самостоятельно.

И только Катерина смогла бросить протест миру жестокости и деспотизма. Протест Катерины, конечно, стихийный. Но он по-своему отразил недовольство общественным и семейным неравенством, тиранией имущих. Добролюбов назвал Катерину “лучом света в темном царстве”.

Самоубийство ее как бы на миг осветило беспробудный мрак “темного царства”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Образы купцов-самодуров в пьесе А. Н. Островского “Гроза”