Сочинение на тему Судьба и душевная трагедия Катерины (по пьесе Н. Островского “Гроза”)



Судьба и душевная трагедия Катерины (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”) В основу пьесы А. Н. Островского “Гроза” положен конфликт “темного царства” и светлого начала, представ­ленного автором в образе Катерины Кабановой. Гроза – это символ душевного смятения героини, борьбы чувств, нравственного возвышения в трагичной любви, и то же время – воплощение бремени страха, под игом которого живут люди. В произведении изображена затхлая атмосфера провин­циального городка с ее грубостью, ханжеством, властью бо­гатых и “старших”.

“Темное царство” – это зловещая сре­да бессердечности и тупого, рабского преклонения перед ста­рыми порядками.

Царству покорности и слепого страха противостоят силы разума, здравого смысла, просвещения, представленные Кулигиным, а также чистая душа Катери­ны, которая, пусть и бессознательно, искренностью и цель­ностью своей натуры этому миру враждебна. Детство и юность Катерины прошли в купеческой сре­де, но дома ее окружали ласка, любовь матери, взаимоува­жение в семье.

Как она сама говорит, “… жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле”. Отданная замуж за Тихона, она очутилась

в зловещей среде бессердечности и тупого, рабского преклонения перед могуществом старых, давно прогнивших порядков, за ко­торые так жадно хватаются “самодуры русской жизни”. Кабанова тщетно пытается внушить Катерине свои деспо­тические законы, составляющие, по ее мнению, основу до­машнего благополучия и прочность семейных уз: беспре­кословное подчинение воле мужа, покорность, исполни­тельность и уважение к старшим.

Так воспитан ее сын. Кабанова и из Катерины намеревалась слепить нечто подобное тому, во что превратила она свое чадо. Но мы видим, что для молодой женщины, очутившейся в доме свекрови, такая участь исключается. Диалоги с Кабанихой Показывают, что “натура Катерины не примет низменных чувств”.

В доме мужа ее окружает атмосфера жестокости, унижения, подозрительности. Она пытается отстаивать свое право на уважение, не хочет никому угождать, хочет любить и быть любимой. Катерина одинока, ей не хватает человеческого участия, сочувствия, любви. Потребность в этом и влечет ее к Борису.

Она видит, что внешне он не похож на других жителей города Калинова, и, не имея возможности распознать внутреннюю суть, считает его че­ловеком другого мира.

В ее воображении Борис представля­ется единственным, кто решится увезти ее из “темного цар­ства” в сказочный мир. Катерина религиозна, но ее искренность в вере отлича­ется от религиозности свекрови, для которой вера лишь орудие, позволяющее ей держать в страхе и повиновении окружающих. Катерина же воспринимала церковь, иконо­пись, христианское песнопение как встречу с чем-то таин­ственным, прекрасным, уносящим ее далеко от мрачного мира Кабановых.

Катерина, как человек верующий, стара­ется не обращать особого внимания на поучения Кабано­вой. Но это до поры до времени. Терпению даже самого терпеливого человека всегда приходит конец.

Катерина же “терпит до тех пор… пока не оскорблено в ней будет такое требование ее натуры, без удовлетворения которого она не может оставаться спокойною”. Для героини этим “требо­ванием ее натуры” стало стремление к личной свободе. Жить, не прислушиваясь к глупым советам со стороны вся­ких кабановых и прочих, думать так, как думается, разби­раться во всем самостоятельно, без всяких посторонних и никчемных увещеваний, – вот то, что для Катерины име­ет наибольшую важность.

Вот то, что она никому не по­зволит топтать. Ее личная свобода – это самая дорогая ценность. Даже жизнь Катерина ценит гораздо меньше.

Героиня поначалу смирилась, надеясь обнаружить хоть какое-то сочувствие, понимание со стороны окружающих. Но это оказалось невозможным. Даже сны Катерине стали сниться какие-то “грешные”; будто мчится она тройке рез­вых лошадей, упоенная счастьем, рядом с любимым чело­веком… Катерина протестует против соблазнительных ви­дений, но человеческая природа отстояла свои права.

В героине проснулась женщина. Желание любить и быть лю­бимой нарастает с неумолимой силой. И это вполне есте­ственное стремление.

Ведь Катерине всего 16 лет – самый расцвет молодых, искренних чувств. Но она сомневается, размышляет, и все мысли ее таят в себе панический страх. Героиня ищет объяснение своим чувствам, в душе желает оправдаться перед мужем, пытается отторгнуть от себя смут­ные желания. Но действительность, реальное положение вещей вернули Катерину самой себе: “Перед кем я притво­ряюсь-то…” Самая важная черта характера Катерины – честность перед собой, мужем и другими людьми; нежелание жить во лжи.

Она говорит Варваре: “Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу”.

Она не хочет и не может хит­рить, притворяться, врать, таиться. Это подтверждает сце­на, когда Катерина признается мужу в измене. Ее самая большая ценность – свобода души.

Катери­на, привыкшая жить, по ее признанию в разговоре с Вар­варой, “точно птичка на воле”, тяготится тем, что в доме Кабановой все исходит “будто из-под неволи!

“. А раньше было иначе. День начинался и кончался молитвой, а ос­тальное время занимали прогулки по саду. Ее молодость овеяна таинственными, светлыми снами: ангелы, золотые храмы, райские сады – может ли все это сниться обыкно­венному земному грешнику?

А Катерине снились именно такие загадочные сны. Это свидетельствует о незауряднос­ти натуры героини.

Нежелание принять мораль “темного царства”, способность сохранить чистоту своей души – свидетельство силы и цельности характера героини. Она сама о себе говорит: “А уж коли очень мне здесь опосты­нет, так не удержат меня никакой силой. В окно выбро­шусь, в Волгу кинусь”.

С таким характером не могла Катерина после измены Тихону оставаться в его доме, вернуться к однообразно-тоскливой жизни, выносить постоянные упреки и нраво­учения Кабанихи, потерять свободу. Ей трудно находиться там, где ее не понимают и унижают. Перед смертью она гово­рит: “Что домой, что в могилу – все равно…

В могиле луч­ше…” Она действует по первому зову сердца, по первому душевному порыву.

И в этом, выходит, ее беда. Такие люди не приспособлены к жизненным реалиям, и все время чув­ствуют, что они лишние. Их духовная и моральная сила, которая способна противостоять и бороться, никогда не ис­сякнет.

Добролюбов справедливо отметил, что “самый силь­ный протест бывает тот, который поднимается…

Из груди самых слабых и терпеливых”. И Катерина, сама того не сознавая, бросила вызов са­модурной силе: правда, он привел ее к трагическим послед­ствиям. Героиня погибает, отстаивая независимость своего мира. Она не хочет становиться обманщицей и притворщи­цей.

Любовь к Борису лишает характер Катерины цельнос­ти. Она изменяет не мужу, а себе самой, поэтому ее суд над собой так жесток. Но, умирая, героиня спасает свою душу и обретает желанную свободу. Смерть Катерины в финале пьесы закономерна – для нее нет иного выхода.

Она не может присоединиться к тем, кто исповедует принципы “темного царства”, стать одним из его представителей, так как это означало бы уничто­жить в себе, в собственной душе все самое светлое и чис­тое; не может смириться с положением зависимой, примк­нуть к “жертвам” “темного царства” – жить по принципу “лишь бы все шито да крыто было”. С такой жизнью Ка­терина решает расстаться.

“Тело ее здесь, а душа теперь не ваша, она теперь перед судией, который милосерднее вас!” – говорит Кулигин Кабановой после трагической гибели героини, подчеркивая, что Катерина обрела желанную, вы­страданную свободу. Таким образом А. Н. Островский показал протест хан­жеству, лжи, пошлости и лицемерию окружающего мира. Протест оказался саморазрушительным, но он был и есть свидетельство свободного выбора личности, не желающей мириться с законами, навязываемыми ей обществом.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение на тему Судьба и душевная трагедия Катерины (по пьесе Н. Островского “Гроза”)