Сцена столкновения сыщика с Родионом Жуковым в повести «Белеет парус одинокий»
Весь авторский комментарий в этой сцене воспринимается как мысли следящего за борьбой Пети. Уже сам по себе подбор экспрессивных. глаголов, которыми характеризуются действия матроса и сыщика, свидетельствует об отношении Пети к происходящему. Мальчик радуется ловкости преследуемого (увернулся, перепрыгнул, шарахнул), радуется и неудаче усатого, который с ободранной мордой метался и делал зверские глаза, не желая примириться с тем, что матрос ускользнул из его рук.
То, что узнали читатели о Пете на первом уроке (фантазер, мечтатель, увлекается
Хотя для мальчика столкновение Жукова с сыщиком пока лишь увлекательное приключение, за которым не стоит борьба двух классов, он на стороне гонимого, против насилия и несправедливости. Предлагаем детям проследить, что испытывал Петя, наблюдая за схваткой; как вел себя каждый из борющихся; каким было отношение мальчика к происходящему. Петя… похолодел от ужаса.
Матрос побледнел, встал. Слабая улыбка дрожала на его
Он… рванулся и изо всех сил толкнул усатого кулаком в грудь. Он увернулся от усатого.,, вильнул, перепрыгнул через люк обратно и вскочил на скамейку… изо всей силы шарахнул усатого рейкой по морде и прыгнул в море.
Казалось бы, все для матроса складывается благополучно: он не попал в руки стражников, был спасен простыми рыбаками, наконец, получил возможность связаться с подпольным комитетом, остается лишь уйти в подполье. Гаврик получает задание проверить, не наблюдает ли кто за хибаркой дедушки и можно ли подпольщикам спокойно уйти.
Читатели отметят осторожность Гаврика, его выдержку: он остановился… прислушался… пригнулся, сделал несколько шажков и вдруг… ясно увидел посреди огорода две неподвижные фигуры. Хотя у мальчика захватило дух от волнения и страха, а в ушах так зашумело, что он перестал слышать море, он не бросился в хибарку, не поспешил неосмотрительно предупреждать об опасности.
Гаврик ведет себя как настоящий конспиратор, которому важно узнать, есть им пути к отступлению. Вот почему он «неслышно пробрался за хибарку… пополз к горке… увидел на ней несколько городовых… хотел броситься назад, как вдруг почувствовал большую горячую руку, крепко схватившую его сзади за шею».
Все говорят, что Гаврик не делает ни малейшей попытки скрыться. Его волнует не собственная судьба. Наоборот, он бросился вперед, как будто мог чем-нибудть помочь… в отчаянии прислушался к шуму погони… едкие слезы щекотали нос и кипели в горле.
Все поведение Гаврика свидетельствует о том, что он совершил настоящий подвиг — сумел забыть о себе во имя других. Глубокое волнение мальчика в связи со случившимся, желание помочь, неустрашимость, полное самоотречение иызывают к нему особую симпатию и уважение. Какой же чуткой душой, человечностью нужно обладать, чтобы вести себя так, как ведет Гаврик после избиения, ради спокойствия дедушки напуская на себя равнодушный вид, не жалуясь, хотя слезы приходилось сдерживать «изо всех сил».
Истинно героическим представляется нам поведение Гаврика и тогда, когда «бледный и маленьким, с красным распухшим ухом», охваченный ужасом, он встает па пути озверевшего от неудачи полицейского пристава, защищая дедушку.
Подлинным героем выступает на страницах повести и дедушка Гаврика. Старый рыбак, проживший тяжелую, трудовую Жизнь, привыкший к постоянным невзгодам, дедушка привлекает читателей милой простотой, душевным обаянием. Несмотря и.| свою старость, он продолжает трудиться, не жалуясь и не надеясь на чью-либо помощь. Именно он привил Гаврику трудолюбие, воспитал в нем чувство достоинства рабочего человека.
Тихий, незаметный, добродушный, он поражает стойкостью и моральной силой, когда судьба посылает ему страшное испытание.
Следует детально прокомментировать сцену допроса, тогда ученикам особенно запомнятся мудрая простота, сила правды, которую олицетворял дедушка, запомнятся и злоба, и бессильная ярость защитников царского самодержавия, чувствующих, что приходит конец их власти. Сравнивая, как ведет себя старый рыбак и полицейский пристав, читатели обратят внимание на портреты персонажей, на их речь, на авторские ремарки.
Дедушка знает, что ожидает его за укрывательство подпольщиков, и он готов ко всему. Но не об этом думает старик, неподвижно глядя, в пустоту. Его волнует исход облавы. Вот почему, узнав, что подпольщики скрылись в катакомбах, дедушка прикрыл глаза и медленно, размашисто перекрестился…
Крошечная, еле заметная слеза поползла по щеке и пропала в морщине. Это слезы радости, скупой знак того, что пережил старик за несколько минут.
Посмотрим, как ведет себя пристав во время облавы и после нее. Узнав, что дело проиграно и добыча ушла, он затрясся в ярости, затопал узкими сапогами и, тыча кулаками… направо и налево, куда попало, в морды, в скулы, в усы, побежал вниз.
В лице полицейского пристава и дедушки автор как бы сталкивает два мира, два противостоящих класса, отчетливо выражая свое отношение к ним.
Вот стройный плечистый офицер с гипсовым лицом, на котором чернеет бархатная родинка, — фигура, олицетворяющая полицейский режим в стране. За ним сила, могущество, власть. Он хозяин положения. «Расставив ноги и заложив судорожно играющие пальцы за спину», офицер оценивает обстановку.
Какими убогими, жалкими кажутся хибарка и ее обитатели: дедушка с его скрюченными босыми черными ногами, тщедушным телом, дрожащей вытянутой шеей и бледный, испуганный ребенок блюстителю «порядка» в лаковых сапогах, белых перчатках, достающему желтую папироску из серебряной папиросницы. Именно во власть этого человека попадает дедушка. В первую минуту старик теряется, суетливо вскакивает, вытягивает шею, смотрит бессмысленными глазами, не говорит, а шепчет: долгие годы тяжелой жизни бедняка приучили его беспрекословно подчиняться начальству.
Чем больше беснуется офицер, вымещая на обливающемся кровью старике свою ярость, тем более спокойным и уверенным становится дедушка, обретая моральную силу в сознании своей правоты. На требование офицера раскрыть, кто был в хибарке, дедушка отвечает отказом.
Ремарки, которыми сопровождает писатель диалог между дедушкой и приставом, помогают понять душевное состояние старика. Мы видим, как с каждым новым ответом фигура дедушки вырастает, и распрямляется.