Каков исход столкновения земного и возвышенного по пьесе Гроза (Островский А. Н.)
В пьесе “Гроза” заложены две основные мысли А. Н. Островского: мощное отрицание гнета “темного царства” и появление положительного начала. В любой драме изначально заложен конфликт – противоречие, развивающее сюжет. Он проявляется во всех событиях, в столкновениях страстей и характеров.
Каков же главный конфликт “Грозы”? Противоречие между самодурством купечества и униженностью жителей Калинова нельзя характеризовать как противостояние.
Островский показал, что насилие зиждется на покорности: робости Тихона, зависимости
Такое положение лишь придает Дикому и Кабанихе задора для куража над людьми.
Непримиримый конфликт возникает лишь с появлением гордой Катерины, не желающей унижаться и мириться с рабской жизнью. На фоне придавленных тиранией калиновцев, это светлое начало кажется естественным, как дыхание. Натура невестки Кабанихи проявляется в душевной тонкости, в переживаниях, в отношениях с окружающими, во всем поведении. Но Катерина не может сжиться с чуждым для себя обществом.
Даже ее религиозная
После измены мужу Катерина становится смелой до дерзости: “Я для себя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?”. Эти слова практически предрешают судьбу героини. Она не рассчитывает на прощение, поэтому накладывает на себя руки, хотя с точки зрения христианства это еще больший грех.
Но для “грешницы” уже нет разницы, ведь она уверена, что прелюбодеяние погубило ее душу.
Невозможно понять силу характера молодой женщины, не проникнувшись ее внутренним миром. Совсем не о такой судьбе мечтала она в родительском доме. Воспитание не позволяет ей отказаться от нравственных законов, любое их нарушение влечет за собой смерть.
Тяжесть греха давит на Катерину, поэтому она бросается с обрыва в Волгу.
Героиня “Грозы” – действительно светлый луч в этом уродливом царстве тьмы. Островский показал личную трагедию женщины на фоне эпохи перелома патриархальных отношений. Поражает стойкость Катерины, верность идеалам и нравственное превосходство перед окружающими.
- Авторская позиция и средства ее выражения в пьесе “Гроза” Гроза Островский А. Н Авторская позиция и средства ее выражения в пьесе “Гроза” В пьесе Островского “Гроза” поднимается проблема перелома общественной жизни, произошедшего в 50-х годах XIX века, смены общественных устоев. Драматург не может быть абсолютно беспристрастным, но выразить свою позицию ему очень трудно – авторская позиция раскрывается в ремарках, которых не очень много и они недостаточно выразительны. Остается […]...
- Катерина – “луч света в темном царстве” или “зачумленная личность”? по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Известный критик Добролюбов, рассуждая в своей статье о пьесе Островского “Гроза”, назвал главную героиню – Катерину – “лучом света в темном царстве”. О каком же царстве идет речь? Островский много писал о купечестве, сравнивая жизнь в таком обществе с “тюремным существованием”. Его произведения были настолько точны и обличительны, что тот же Добролюбов назвал их “пьесами […]...
- Главный женский характер Катерины по пьесе Гроза (Островский А. Н.) В пьесе “Гроза” А. Н. Островский создает абсолютно новый женский образ, простой, глубокий характер. Речь идет о Катерине, главной героине драмы “Гроза”. От ранее созданных героинь писателя она отличается силой духа, гармоничностью своей личности, собственным мироощущением. На мой взгляд, Катерина – натура поэтическая, светлая, возвышенная, мечтательная, у которой сильно развитое воображение. Ведь воспоминания Катерины составляют […]...
- В чем смысл названия драмы по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Для каждого из героев гроза представляет собой абсолютно разные понятия. Для Катерины она – источник страхов, предвестник несчастья: “Гроза! Побежим домой! Поскорее!” Для Тихона гроза – это жизнь у матери, ее власть над ним, а точнее неволя: “Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах […]...
- Образ Кулигина и его значение по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Из всех жителей города Калинова, больше всего мне запомнился образ Кулигина. На него мало обращают внимание, но на самом деле, Кулигин-единственный умный человек в этом “темном царстве”. Так какого его значение в пьесе “Гроза”? Кулигин-простой механик-самоучка, лет пятидесяти. Восхищается природой: “Пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу, а все наглядеться не могу…”. Кулигин умен, […]...
- Душевная драма Катерины по пьесе Гроза (Островский А. Н.) В драме Островского “Гроза” происходит конфликт между старым и новым укладом жизни, который лег в основу произведения. Этот конфликт произошел между старыми принципами и современными стремлениями к свободе. Этот мрачный мир деспотизма не дает простым людям спокойной жизни. Там происходят неисправимые вещи, и льются невидимые слезы. Но вдруг среди этих людей появляется совершенно другой, непохожий […]...
- В чем смысл сопоставления образов Катерины и Варвары? по пьесе Гроза (Островский А. Н.) В пьесе “Гроза” А. Н. Островский показал целый ряд колоритных обитателей “темного царства”. Особенно тяжело в такой атмосфере живется женщинам. Образы Катерины и Варвары играют важную роль в понимании сути драмы. При внешнем сходстве эти молодые женщины разительно отличаются меж собой. Жена Тихона Кабанова обладает сильным характером, имеет твердый моральный стержень. Катерина выросла в атмосфере […]...
- Кульминация по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Кульминация (от лат. “culmen”-вершина, высшая точка) – это точка наивысшего напряжения, подъема, развития действия. В пьесе Островского “Гроза” таким действием является конфликт Катерины против старого Калиновского уклада жизни, а также любовная линия сюжета, внутренняя борьба чувства долга к Тихону и искренней любви к Борису. В шестом явлении четвертого действия сцена покаяния главной героини становится точкой […]...
- В чем заключаются причины драмы Катерины Кабановой? по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Написанная в канун отмены крепостничества “Гроза” по праву стоит в ряду лучших пьес русской драматургии. А. Н. Островский поднимает в ней темы свободы, счастья, совести, любви. На фоне нелегкой участи жителей провинциального Калинова разворачивается личная трагедия центральной героини – Катерины. Молодой женщине, выданной замуж за сына местной купчихи Кабановой, невыносимо жить в среде бессердечности и […]...
- Что сближает Ларису Огудалову и Катерину Кабанову? по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Женский образ в русской литературе богат и разнообразен. Многие писатели посвятили свои произведения теме женской судьбы. Русский драматург А. Н. Островский также взял в основу своих трудов данную тему. Примером могут служить две его пьесы: “Гроза” и “Бесприданница”, главные героини которых Катерина Кабанова и Лариса Огудалова. Они различны по социальному положению, но имеют множество схожих […]...
- Конфликт поколений по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Русские писатели затрагивали в своих произведениях вечные проблемы:о любви, смысле жизни, культуре речи, взаимодействие природы и человека и другие. Одной из них является конфликт поколений. Как же раскрывается эта проблема в драме “Гроза”? В драме “Гроза” как нельзя лучше можно наблюдать конфликт поколений. Старшее поколение пытается подчинить себе младшее. Мы видим семью Кабановых, Марфа Игнатьевна […]...
- Калинов и его обитатели по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Город Калинов на Волге – вымышленное место Островским, показывающий все черты провинциальных городов России. Островский заимствовал часть сюжета во время отдыха в Костромской губернии. Автор в лице Кулигина показывает, что люди не замечают красоту природы и видят только всю черноту этого города. Островский показывает Калинов в положении глубинного разлада его жителей. Раскол в городе показывает […]...
- Проблема и проблематика в драме по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Пьеса “Гроза” – это наиболее смелое произведение из творчества Островского. Известные критики считают, что в пьесе гармонично сочетаются и превосходят друг друга взаимные отношения безгласности и самодурства и доводят эти отношения до не очень хороших, а часом и до ужасных последствий. Н. А. Добролюбов, например, считает, что в этом произведении было что-то бодрящее и освежающее. […]...
- Символика в драме по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Наделение как явлений, так и предметов символичным смыслом очень характерно для произведений реалистичного направления в литературе. А. С. Грибоедов первым использовал такой принцип в своем произведении “Горе от ума”. А. Н. Островский идет по стопам Грибоедова, используя тот же прием, он наделяет символикой слова героев произведения “Гроза”, природные явления и саму природу. Еще одна исключительная […]...
- Сочинение на тему: Кто виноват в гибели Катерины? в пьесе Гроза, Островский Кто виноват в гибели Катерины? А. Н. Островский – не только блестящий драматург, но и истинный новатор в области написания пьес. До него никому не удавалось так многогранно описать купеческую среду, ее быт, обычаи и нравы. К тому же, он впервые показал какое “темное царство” кроется за воротами внешне благообразных семей купцов, как они губят […]...
- Анализ эпизода “Прощание Катерины с Тихоном” по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Сцена прощания Катерины с Тихоном играет важную роль в сюжете произведения. Главные действующие лица в эпизоде – Кабанов и Катерина. Последней до ужаса не хочется оставаться без мужа по двум причинам: во первых, девушке страшно оставаться один на один со свекровью и ее тиранией; во вторых, Катерина боится, что в отсутствие супруга совершит что-то ею […]...
- Катерина и Варвара: “антиподы” или “подруги по несчастью”? по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Существует два вида людей: одни являются решительными, сильными личностями, готовыми на борьбу за свое счастье, другим же легче плыть по течению, подчиняться более сильным и пытаться приспособиться к окружающей ситуации. Героиню пьесы Островского “Гроза”, Катерину, можно отнести к первому типу, а Варвару ко второму. Катерина – натура тонкая, творческая, мечтательная. Она очень чувствительна, у нее […]...
- Что свидетельствует о недолговечности власти кабаних и диких? по пьесе Гроза (Островский А. Н.) В написанной накануне отмены крепостного права “Грозе” А. Н. Островский показал начало перелома общественного сознания. Пьеса наполнена драматизмом, противоречиями и вопросами социального неравенства, что делает ее актуальной и в нынешнее время. “Гроза” по праву признается одним из лучших произведений Островского. В нем автор показал несправедливость, произвол и тиранию, царящие в обществе. Местом действия избран небольшой […]...
- Каково значение образов Варвары и Кудряша по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Личная драма главной героини пьесы А. Н. Островского “Гроза” Катерины разворачивается на фоне второстепенных персонажей, приспособившихся к условиям авторитарного домостроя. Все они противопоставлены свободолюбивой женщине, ее стремлению вырваться любым способом из-под гнета Кабанихи. Автор объединил их в условные пары, чтобы еще больше заострить внимание на одиночестве Катерины. Такой условной парой можно считать Кабаниху и Дикого. […]...
- Описания природы по пьесе Гроза (Островский А. Н.) В пьесе Александра Николаевича Островского “Гроза” описание природы, пейзажей встречается не часто, в начале сцен коротко описывается обстановка или место действия. Но в самой пьесе, в монологах, природа, пейзажи встречаются часто. Эти отступления наиболее наглядно четко передают настроения героев. Катерина, рассказывая о своей юности, описывает посещение Храма “светлый столб вниз идет, и в этом столбе […]...
- Какие черты личности Катерины позволили Н. А. Добролюбову назвать ее “сильным характером”? по пьесе Гроза (Островский А. Н.) На неординарный образ Катерины в пьесе А. Н. Островского “Гроза” обратил внимание своих современников Н. А. Добролюбов, восхищаясь ее русским сильным характером. В условиях домостроя и бесправного положения женщины в обществе Катерина, невзирая на самоубийство, выглядит сильной и бескомпромиссной натурой. Выйдя замуж за нелюбимого, по обычаям того времени, она поначалу как будто смиряется со своей […]...
- Каким предстает мир калиновских обывателей по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Для развития сюжета “Грозы” А. Н. Островский выбрал живописный городок на крутом берегу Волги, которому дал название Калинов. Автор описывает живописные дали, открывающиеся с высокой приволжской кручи. Чудные картины местного ландшафта органично вплетаются в структуру пьесы. Сначала может показаться, что они противоречат драматическому произведению, но Островский намеренно вносит в описание места действия яркие краски, исполняющие […]...
- Сравнительная характеристика героинь Катерины и Варвары по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Драма “Гроза”, созданная Александром Николаевичем Островским, – наиболее значительное и основательное произведение, ставшее итогом первой половины творчества автора. В драме Островский прибег к своей любимой тематике, изобразив семейно-бытовой конфликт с точки зрения внутреннего драматического развития, дав ему решительную развязку и, таким образом, он впервые вышел за границы комедийного жанра. В своем произведении автор изобразил более […]...
- Катерина – “луч света” или распутная женщина? по пьесе Гроза (Островский А. Н.) А. Н. Островский в своей пьесе “Гроза” показывает жизнь купечества, его нравы и быт. Суть пьесы – конфликт между двумя поколениями, противостояние старого и нового, “темного царства” и светлого начала. В пьесе мы видим много разный героев, но всех их объединяет, как писал Добролюбов, невежество и покорность. В начале произведения показаны отношения купца Дикого и […]...
- Cмерть Екатерины. Победа или поражение? по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Смерть Катерины была ее победой или поражением? На этой мысли лежит основа произведения Островского “Гроза”, которое закончилось самоубийством главной героини. В основе лежит конфликт мира самодуров с миром, в котором была воспитана Екатерина. В наши дни данная тема очень злободневна из-за того, что некоторые люди, попадая в другое общество, не могут наладить с ним отношения […]...
- Что делает Катерину “чужой” в калиновском мире? по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Островский – не только великий русский драматург, но и основоположник национального театра. Написанная в 1859 году “Гроза” стала одной из самых известных пьес автора наряду с “Бесприданницей” и “Снегурочкой”. Ключевая героиня драмы разительно отличается от других действующих лиц, Катерина явно чужая в патриархальном мире провинциального Калинова. Ее жизнь до замужества была иной: Катя росла в […]...
- Образ характер и характеристика Тихона Кабанова по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Тихон Иванович Кабанов – один из главных героев пьесы “Гроза”, муж Катерины, сын Кабанихи. Он принадлежит к младшему поколению калиновцев и, в каком-то смысле, знаменует собой конец патриархального уклада. Молодые люди Калинова уже не хотят жить по старым порядкам, но этот протест они все выражают по-разному, сообразно каждый своему характеру. В отличие от Катерины, которая […]...
- Какую роль сыграла Кабаниха в трагической развязке по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Островский создал образы персонажей, характеры которых отличаются своей масштабностью и цельностью. У него получалось акцентировать внимание читателя на их достоинствах или пороках. В особенности это касается богатой калиновской купчихи – героини пьесы “Гроза” по имени Марфа Игнатьевна. Будучи ханжой, Кабанова, делает все дела “под видом благочестия”. Она набожна внешне, хотя, по мнению Кулигина, “нищих оделяет” […]...
- Какой смысл несет в себе название по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Заглавие “Гроза” имеет важную роль в понимании пьесы Островского. С одной стороны, природная стихия периодически сопровождает происходящие в драме действия, с другой – она является символом идеи самого произведения. В грозу писатель вложил так много значений, что она освещает практически все грани драматической коллизии. Гроза важна для композиции драмы, она усиливает эффект восприятия произведения. Обитатели […]...
- Хозяева “темного царства” по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Самым главным хозяином “темного царства”, на мой взгляд, является Марфа Игнатьевна Кабанова. Ее поведение, речь, нрав соответствуют ее статусу. Даже из первой реплики этого персонажа мы узнаем, что она – властная женщина, которой чужды понимание и уважение к другим людям: “Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе […]...
- Катерина Луч света в темном царстве по пьесе Гроза (Островский А. Н.) В творчестве А. Н. Островского важное место занимают пьесы о купечестве. Они отличаются яркостью и правдивостью, неслучайно Добролюбов назвал их “пьесами жизни”. Эти произведения описывают купеческую жизнь как мир скорби, затаенной и тихо вздыхающей, мир боли, тупой и ноющей, мир молчания, тюремного и гробового. И даже если вдруг появляется робкое роптанье, то оно утихает в […]...
- Каким мы видим город Калинов и его жителей? по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Сначала, город Калинов представлен перед нами удивительным местом, где все говорит о величии и силе русского народа. Островский так чудно описал это место, что перед глазами сразу проносятся удивительные сады, разнообразные постройки и необыкновенный городок, наделенный от природы множественными красками. Но если первое впечатление было изумительным, то второе еще больше вогнало читателей в шок. Ведь, […]...
- Можно ли считать Тихона, Бориса и Варвару жертвами “темного царства”? по пьесе Гроза (Островский А. Н.) В описанном А. Островском городке Калинове чахнут чувства людей, слабеет их воля, меркнет разум под гнетом правления самодуров. Именно в таком “темном царстве” развиваются характеры детей Кабанихи – Тихона и Варвары. Окружающая атмосфера уродует каждого из них на свой лад. Образ Тихона обезличен, он представлен жалким и подавленным. И все же материнское своеволие не уничтожило […]...
- Анализ прощание Катерины с Борисом по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Анализ третьего явления пятого действия драмы “Гроза”. Драма “Гроза” – одна из самых ярких и интересных пьес А. Н. Островского. Она была написана в предреформенный период творчества писателя, когда начинали появляться образы из таких слоев русской жизни, как купечество, чиновничество. Действие “Грозы” происходит в небольшом городе Калинове, который стоит на берегу Волги. Хотя природа города […]...
- Как авторская позиция проявляется в финале по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Островский свою пьесу “Гроза” посвятил проблеме, связанной с переломом общественной жизни. Автору не удается абсолютно беспристрастно относиться к своим персонажам, хотя и выражение позиции ему достается очень трудно. Раскрытие авторской позиции производится посредством недостаточно выразительных и, представленных в малом числе, ремарок. Остается вариант выражения авторской позиции через определенного героя, посредством композиции, или символики. Сюжет драматического […]...
- Сочинение на тему: Катерина – луч света в темном царстве в пьесе Гроза, Островский Катерина – луч света в темном царстве Из под пера знаменитого драматурга 19 века Александра Николаевича Островского вышло множество пьес, в которых обрисовывался мир купечества. В основном этот мир населен властолюбивыми, невежественными людьми, от деспотизма которых, в первую очередь, страдают родные и близкие. В 1859 году критик Николай Александрович Добролюбов, впечатленный пьесами Островского, написал статью […]...
- Образ Катерины по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Эпиграф: “закат говорил о том, что некий человек когда-то подарил солнцу огонь. Огонь тайный, что наполняет все сейчас и диктует смысл жизни…” (Владислав Валов). Россия открывалась писателям с разных сторон и под разными углами зрения в разные эпохи. Таким самым главным, мимо чего не прошел А. Н. Островский, стали крепостное право, свобода и достоинство человека, […]...
- Смерть Катерины протест или смирение? Сила в ней или слабость? по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Является ли смерть Катерины протестом? Правда, что самый сильный протест назревает в самых слабых и терпеливых личностях? Действительно, Катерина – сложный персонаж, в котором за внешней хрупкостью скрывается внутренняя сила и решительность. Эта личность ничуть не слабее представителей ” темного царства”. Катерина не намерена приспосабливаться и терпеть старый уклад жизни. Первый ее протест – это […]...
- План сочинения – Трагический конфликт в пьесе А. Н. Островского “Гроза” Трагический конфликт в пьесе А.Н. Островского “Гроза” I. Вступление Трагический конфликт – противоречие, которое не может быть благополучно разрешено. (Подробнее см. Словарик, ст. Конфликт и Трагическое.) II. Главная часть Трагизм конфликта пьесы “Гроза” связан в основном с образом Катерины. Можно выделить две стороны этого конфликта: внешнюю и внутреннюю: а) внешний конфликт. Он состоит в противоречии […]...
- Смысл названия Гроза Островский Смысл названия. В “Грозе”; Островский предпринимает попытку художественного осмысления конфликта между светлыми и темными началами русской жизни, изображая его через семейнобытовой конфликт в купеческой среде, доведенный до трагического противоречия. Название пьесы многозначно и символично, хотя реальная гроза также присутствует в ходе действия пьесы. Более того, именно перед грозой под раскаты грома происходит кульминационная сцена пьесы: […]...