Анализ стихотворения Блока “Одинокий, к тебе прихожу…”

Произведение, созданное в начале лета 1901 г., вошло в сборник “Стихов о Прекрасной Даме”. Своеобразие поэтического текста состоит в особенностях трактовки женского образа, который не наделяется сверхреальными чертами, подобающими таинственной и лучезарной богине. По этой причине “Одинокий…” относят к группе стихотворений, где в качестве лирической героини выступает земная девушка, “царевна”, живущая в высоком тереме.

Поэт изображает реальные встречи влюбленных, используя в их описании возвышенную романтическую атрибутику.

Тема

магической любви организует композицию стихотворения: метафорическая конструкция “околдован огнями любви”, поданная в зачине, точно отражается в финальной строке, приобретая дополнительный эпитет “темная”.

Лексемы “ворожу”/”ворожба” встречаются в каждом из трех катренов небольшого текста. С их помощью определяется основное занятие главных героев. Лирический субъект признается, что он гадает “уж давно” и увлеченно: “ворожбой полоненные дни” складываются в годы.

Колдовство стало путем спасения от “тяжелого бремени лет”, выходом из конфликта

с внешним миром. Однако привязанность, порожденная магией, не в силах избавить влюбленного от ощущения одиночества, сообщением о котором начинается поэтический текст. Эта деталь становится первым сигналом, свидетельствующим о неудовлетворенности лирического “я” своим положением.

Герои одновременно являются и субъектами, и объектами мистического обряда. Если попытки лирического “я” гадать на возлюбленную оканчиваются неудачей, то у невесты-колдуньи ворожба складывается успешно. Контекст определяет преимущество девушки над заговоренным женихом: ему приходится являться на зов невесты даже против воли.

В тексте два раза встречается обращение-просьба лирического “я”: “Не зови”.

Риторический вопрос, звучащий в конце стихотворения, служит подтверждением зреющего желания освободиться от любовных пут, сковывающих героя.

Среди стилевых особенностей произведения выделяется обилие лексики с полногласиями: уже упомянутая “ворожба” дополняется лексемой “полоненные”. К ним примыкают примеры с двойным звуком “о”: “околдован”, “одной”. При помощи упомянутых фонетических средств создается эффект замедленного плавного движения.

Мотив колдовского обряда сближает анализируемое стихотворение с произведением “Гадай и жди. Среди полночи…” Здесь возникает тема таинственного свидания с “дерзостным” персонажем, осложненная мотивами двойничества и сложной трактовкой “огненной игры” героев.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Блока “Одинокий, к тебе прихожу…”