Начало литературной деятельности Замятина Е. И

В последующие три года Замятин продолжал службу инженера, преподавал в Политехническом институте и в то же время пытался писать. В 1911 году он снова был выслан из Петербурга: “Жил сначала на пустой даче в Сестрорецке, потом, зимою, – в Лахте. Здесь – в снегу, одиночестве, тишине – “Уездное”. После “Уездного” сближение с группой “Заветов”, Ремизовым, Пришвиным, Ивановым-Ра-зумником”.

В 1913 году по случаю трехсотлетия дома Романовых писатель получил право жить в Петербурге, но но состоянию здоровья ему пришлось поселиться

в Николаеве, черноморском порту. Писатель говорил, что в Николаеве он построил “несколько землечерпалок”, написал “несколько рассказов и повесть “На куличках””, героями которой являются не только дальневосточные офицеры и солдаты, но и вся “загнанная на кулички Русь”. Повесть вызвала гнев цензуры, которая увидела в ней оскорбление русского офицерства.

Но о Замятине заговорила критика, сравнивая молодого писателя с Горьким, Буниным, Пришвиным, Куприным. Номер журнала “Заветы”, опубликовавшего повесть, был

арестован.
В марте 1916 года Замятин был командирован в Англию для наблюдения за строительством ледоколов для российского флота. “Здесь – сперва железо, машины, чертежи: строил ледоколы в Глазго, Нью-Кастле, Сэндэрланде, Саус-Шилдсе…” При его участии были построены “Святой Александр Невский” (после революции – “Ленин”), “Святогор” (после революции – “Красин”), “Минин”, “Пожарский”. Тогда же появился первый сборник прозы Замятина – “Уездное”. Под впечатлением от жизни в Англии была написана повесть “Островитяне”.
“Когда в газетах запестрели жирные буквы: “Revolution in Russia”, “Abdication of Russian Tzar” – в Англии стало невмочь, и в сентябре 1917 года на стареньком английском пароходишке (не жалко, если потопят немцы) я вернулся в Россию”. Жизнь в революционной России Замятин определял как “веселую” и “жуткую”. “Тут уж было не до чертежей – практическая техника засохла и отломилась от меня, как желтый лист (от техники сталось только преподавание в Политехническом институте). И одновременно: чтение курса новейшей русской литературы в Педагогическом институте имени Герцена (1920-1921), курс техники художественной прозы в Студии Дома искусств, работа в Редакционной коллегии “Всемирной литературы”, в Правлении Всероссийского союза писателей, в Комитете Дома литераторов, в Совете Дома искусств, в Секции Исторических картин ПТО, в издательстве Гржебина “Алконост”, “Петрополис”, “Мысль”, редактирование журналов “Дом искусств”, “Современный Запад”, “Русский современник””.
В начале 1920-х годов Замятин писал мало. Но в 1921 году он создал самое значительное свое произведение – роман “Мы”. У этого романа необычная судьба. Впервые он был опубликован в 1924 году на английском языке в Нью-Йорке, а в 1927 – на русском языке в пражском эмигрантском журнале “Воля России”.

Только в 1988 году роман “Мы” увидел свет на родине писателя.
В творчестве Замятина появляется призыв к спасению человечества от “нивелирования”, распада, уничтожения. Тогда же написан знаменитый рассказ “Пещера”, в котором жизнь людей после революции показана как жизнь троглодитов, утративших важнейшие человеческие черты. Замятин тревожился о судьбе русской литературы: “Я боюсь, что у русской литературы одно только будущее – ее прошлое” (“Я боюсь”, 1921).

О дальнейшей своей литературной деятельности Замятин писал в “Автобиографии”: “В 1925 году – измена литературе: театр, пьесы “Блоха” и “Общество Почетных Звонарей”. “Блоха” была показана в первый раз в МХАТе 2-м в феврале 1925 года, “Общество Почетных Звонарей” – в б Михайловском театре в Ленинграде в ноябре 1925 года. Новая пьеса – трагедия “Аттила” – закончена в 1928 году. В “Аттиле” – дошел до стихов.

Дальше идти некуда, возвращаюсь к роману, к рассказам”.
В 1928 году Е. И. Замятин был избран председателем Всероссийского союза писателей, а через год вышло в свет Собрание сочинений в четырех томах, в котором были опубликованы повести “Наводнение” и “Житие блохи”. В следующем году “Литературная газета” и “Комсомольская правда” начали кампанию против Е. Замятина и Б. Пильняка. Писатели обвинялись в сотрудничестве с белоэмигрантской печатью и создании клеветнических произведений.

Замятина перестают публиковать.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Начало литературной деятельности Замятина Е. И