Образы главных героев в повести “Белеет парус одинокий”

Повесть “Белеет парус одинокий” (1936) была напечатана в журнале “Красная новь” и почти сразу же вышла отдельным изданием. Многие исследователи’ отмечали ее высокий идейный пафос, жизненность фактов, легших в основу книги, талант Катаева-бытописателя, жизнеутверждающий характер его юмора, глубокое раскрытие психологии персонажей. Автор рассказывает о героических событиях, происходивших в грозные дни начала революции 1905 года.

Романтически-приподнятый тон повествования порой сменяется житейски-обыденной интонацией, окрашенной

мягким юмором и лиризмом. Глубоко и психологически достоверно раскрываются Катаевым характеры Пети Бачея, Гаврика Черноиваненко, матроса Родиона Жукова, олицетворяющего высокие качества революционера-большевика, и других персонажей.

Книга Катаева обращена прежде всего к детям, и это усложняет задачу изображения в ней внутреннего мира взрослого героя. Матрос-потемкинец Родион Жуков появляется в повести не часто, но ему принадлежит одно из главных мест в книге. Уже первый эпизод знакомства с ним дает материал для понимания его образа, хотя Родион Жуков еще не произносит ни слова.

Эпизод построен

на контрасте уже сложившегося представления Пети об ужасном разбойнике с тем впечатлением, которое производит матрос в действительности. Приемом контраста создается психологический рисунок человека с “застенчивой улыбкой”, смущенного собственным вторжением в дилижанс, где едет учитель Бачей с двумя детьми, и только из-за крайней опасности вынужденного оставаться в нем. Так начинает разрушаться вымысел о разбойнике, созданный Петиным воображением, и выписывается реальный образ Жукова.

В сцене преследования матроса “усатым” на пароходе ” Тургенев ” раскрывается отчаянная смелость Жукова, находчивость. Умение воспользоваться растерянностью противника, ненависть Родиона Жукова к врагу завоевывают симпатии читателя, углубляя то первое впечатление, которое сложилось при знакомстве с ним во время сцены в дилижансе.

Каждой сценой появления матроса приближая его к читателю и углубляя психологический рисунок этого образа, автор использует приемы, продуманно и точно сочетающие юмористическое и романтическое видение героя. Тема революции, ее гуманистического начала проходит через всю повесть. Катаев сумел по-новому показать взаимоотношения детей различных социальных слоев дореволюционного русского общества.

В старой русской и переводной литературе обязательным было овзросление детей, изображение “благонравного”, рассудительного, чинного мальчика или девочки в противоположность тут же присутствующему шалуну, легкомысленному или ленивому ребенку.

Повесть В. Катаева – одна из книг, по духу своему полемизирующих со скукой дореволюционных благонравных и благонамеренных персонажей. Отношения Гаврика и Пети – это нормальные отношения двух ребят, примерно одинаковых по возрасту. Каждый из них интересен сам по себе, по своему мироощущению, каждый – с самобытным характером, для раскрытия которого писатель не пользуется дидактическими проповедями, а дает столкновение с жизнью, позволяющее ярко осветить глубину внутреннего мира мальчиков.

С большим мастерством показывает В. Катаев сложность духовного мира Пети, многообразие его переживаний. “Он всей душой почувствовал себя совершенно чужим в этом холодном и пустынном мире раннего утра. Даже яма в углу огорода, чудесная глубокая яма, На дне которой так интересно и так таинственно было печь на костре картошку, и та показалась до странности чужой, незнакомой… Нет, положительно ни в ком не было сочувствия!”

В повести переданы различные оттенки настроения Пети, автор показывает, как переключается его внимание с одного предмета на другой, подчеркивает ассоциативность впечатлений, характерную для поэтической натуры мальчика. Когда автор создает характер Гаврика, то избирает иные, лаконичные средства художественной выразительности. Достаточно нескольких скупых, но точных деталей при описании путешествия Гаврика с бычками “на привоз”, в город, чтобы перед читателем возник облик девятилетнего одесского мальчика из трудовой семьи.

Он знает нелегкую цену каждой копейки, умеет гордиться своей работой и в то же время остается ребенком, любящим риск, шалость. Мальчик познает мир: опыт приносит и радости и огорчения. Гаврик вступает в разговоры с взрослыми, стремясь уяснить новое, проверить себя.

Так, Гаврик, только недавно научившись определять время по часам, узнал, что “девять с половиной” все равно что “полчаса десятого”, а маленькая лошадь – “всего только поня”. Обогащение Гаврика житейским опытом, его наблюдение над окружающей жизнью и внимание ко всему, что попадает в поле зрения, передаются в форме диалога, сопровождающегося ремарками автора. Короткие замечания полны конкретных деталей, помогающих представить любые изменения в мимике, жестах, интонациях мальчика.

Диалог у Катаева выполняет разнообразные функции: реалистично показывает взаимоотношения ребят и взрослых; помогает углубить познание жизни не только герою, но и читателю. Многие диалоги, отражая формирование мировоззрения ребенка, имеют социальную окраску. Таков разговор Гаврика с “усатым”.

Гаврик, догадавшись, что “усатый” и есть тот самый переодетый “шпик”, который выслеживал матроса еще на пароходе “Тургенев”, решил притвориться дурачком. На вопросы “усатого” он отвечал наивно, путанно, как, по его мнению, должен был говорить маленький дурень. По ходу разговора чувствуется, как все больше и больше раздражается “шпик” и все ироничнее начинают звучать короткие ответы Гаврика.

Диалог дает возможность услышать интонации обоих собеседников, понять их настроение, взаимное настороженное внимание к репликам друг друга. Победу одержал Гаврик: ему удалось внушить “усатому”, что тот имеет дело с простодушным дурачком, выбалтывающим все, что он видел, не умеющим собрать впечатления воедино. Поверив Гаврику, что матроса подобрала какая-то большая шаланда под парусом, “шпик” заторопился на поезд, чтобы поскорее сообщить в городе важные новости.

Оптимистическое повествование о детстве двух одесских мальчишек постоянно сопровождает мотив подпольной революционной борьбы. Тень тайны проникает порой и в их взаимоотношения: Гаврик понимает, что нельзя никому рассказывать о матросе и, шагая с другом на Ближние Мельницы к Терентию, с трудом удерживается от желания похвастаться. В форме внутреннего монолога, перемежающегося с прямым диалогом, показывает автор сомнения, терзающие Гаврика.

Нагнетаются аргументы в пользу “искушения”, когда Петя клянется, что он никому не выдаст тайну, ест землю, божится. Но в конце концов побеждает чувство ответственности, совсем неожиданное у девятилетнего ребенка, чувство, рождающееся в трудных условиях опасного времени, когда дети должны были делить со взрослыми тяжесть подпольной борьбы с самодержавием.

Но автор не овзросляет своих героев насильственно, он показывает, как даже в самое трудное для Гаврика время, когда многое приходилось решать самому, мальчик с увлечением “исследует” Петину гимназическую фуражку. Друзья сначала вынули стальной обруч; наломали из него массу стальных пластин с единственной важной целью – класть на рельсы под поезд; слегка отодрали подкладку, а герб подогнули “по моде” и подрезали веточки. Это умение показать, что дети остаются детьми даже в самых тяжелых условиях жизни, роднит эстетическую концепцию В. Катаева с той, которая характерна для М. Горького, А. Гайдара, Л. Кассиля.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Образы главных героев в повести “Белеет парус одинокий”