А. К. Толстой. Князь Серебряный. Какие сцены и эпизоды столкновения главных героев запомнились наиболее отчетливо?
Какие события отнесли бы вы к экспозиции романа и где видите его завязку? К экспозиции романа можно отнести первые семь глав (“Опричники”, “Новые товарищи”, “Колдовство”, “Дружина Андреевич и его жена”, “Встреча”, “Прием”, “Александрова слобода”), которые знакомят читателя с участниками событий и обстоятельствами их жизни. Глава “Пир” соединяет воедино главных участников событий и во многом предопределяет их дальнейшее развитие.
Ее можно считать завязкой романа.
Как вы представляете
Почему?
Главный герой романа – молодой боярин князь Никита Романович Серебряный появляется уже в главе 1. Он напоминает одного из былинных богатырей. Автор очень подробно описывает его внешность: “Наружность князя соответствовала его нраву.
Отличительными чертами более приятного, чем красивого лица его были простосердечие и откровенность. В его темно-серых глазах, осененных черными ресницами, наблюдатель прочел бы необыкновенную,
Но мягко и определенно изогнутый рот выражал честную, ничем непоколебимую твердость, а улыбка – беспритязательное, почти детское добродушие…
Серебряному было лет двадцать пять. Роста он был среднего, широк в плечах, тонок в поясе. Густые русые волосы его были светлее загорелого лица и составляли противоположность с темными бровями и черными ресницами.
Короткая борода, немного темнее волос, слегка оттеняла губы и подбородок”.
Внешность царя впервые описана в главе “Пир”. Вот как изображено его появление:
“Наконец загремели трубы, зазвенели дворцовые колокола, и медленным шагом вошел сам царь, Иван Васильевич.
Он был высок, строен и широкоплеч. Длинная парчовая одежда его, испещренная узорами, была окаймлена вдоль разреза и вокруг подола жемчугом и дорогими каменьями. Драгоценное перстяное ожерелье украшалось финифтевыми изображениями Спасителя, Богоматери, апостолов и пророков.
Большой узорный крест висел у него на шее на золотой цепи. Высокие каблуки красных сафьянных сапогов были окованы серебряными скобами. Страшную перемену увидел в Иоанне Никита Романович. Правильное лицо все еще было прекрасно; но черты обозначались резче, орлиный нос стал как-то круче, глаза горели мрачным огнем и на челе явились морщины, которых не было прежде.
Всего более поразили князя редкие волосы в бороде и усах. Иоанну было от роду тридцать пять лет; но ему казалось далеко за сорок. Выражение лица его совершенно изменилось.
Так изменяется здание после пожара. Еще стоят хоромы, но украшения упали, мрачные окна глядят зловещим взором, и в пустых покоях поселилось недоброе.
Со всем тем, когда Иоанн взирал милостиво, взгляд его еще был привлекателен. Улыбка его очаровывала даже тех, которые хорошо его знали и гнушались его злодеяниями. С такою счастливою наружностью Иоанн соединял необыкновенный дар слова”.
Нам легко представить внешность Ивана Грозного, поскольку перед нами сразу же встают его живописные и скульптурные изображения. И. Е. Репин, В. М. Васнецов, М. М. Антокольский и другие мастера уже запечатлели в нашей памяти его облик. Толстой привносит что-то новое в царский облик.
Портрет вымышленного героя – князя Серебряного при всей детальности его изображения представить себе, быть может, труднее – он слишком обычен.
Какие сцены и эпизоды столкновения главных героев запомнились наиболее отчетливо? Как вы это объясняете?
Более всего запоминаются насыщенные событиями и столкновениями массовые сцены, в которых участвуют главные герои. Это главы “Пир”, “Оплеуха”, “Божий суд”. В них изображен ряд сцен, которые с особенной яркостью рисуют характеры героев, проявляющиеся в критических ситуациях.
Какие эпизоды вы восприняли как кульминацию столкновения князя Серебряного и царя? Была ли это схватка двух сильных характеров, или автор убежден, что это столкновение добра и зла?
В романе мы не наблюдаем за прямыми словесными дуэлями этих героев. Однако особого напряжения их противостояние достигает тогда, когда князя Серебряного заточают в темницу. Он ждет пыток и казни, хотя его попытка защитить семью друга – боярина Морозова – вовсе не была, по его суждению, преступлением, а, скорее, исполнением долга.
Именно в этом стремлении защитить невинных князь проявил себя как борец за добро против сил зла.
Попробуйте создать “кодекс чести” каждого из главных героев романа.
Для них “кодекс чести” един: честность, благородство, смелость, отвага в бою, защита справедливости.