Духовные поиски главных героев романа Льва Толстого “Война и мир”



Главными героями романа-эпопеи русского писателя Л. М. Толстого “Война и мир” есть Андрей Волконский и Пьер Безухов. Именно с этими двумя персонажами писатель связывал не только свои собственные моральные поиски, но и тему декабристов в романе. В их образах гениальный художник воссоздал черты той немногочисленной группы дворянской интеллигенции, которая представляла собой духовный и карательный прогресс русского общества в начале XIX столетия. Андрей Волконский и Пьер Безухов – люди интеллектуального типа, чей ум и сердце находились

в постоянном поиске, в стремлении постигнуть смысл человеческого бытия.

Автор романа много внимания уделял анализу психологии этих двух героев, тем не менее, их моральные поиски оказывались не столько в конкретной деятельности, сколько в отношении к людям, к проблемам войны и мира, к природе.

Андрей Волконский – лучший представитель русской аристократии своего времени. Он был человеком прекрасно просвещенным и воспитанным, умным и благородным, преисполненным общественных устремлений. Духовное развитие князя Андрея началось с глубокого недовольства жизнью высшего мира, представителем которого

он был.

Мы знакомимся с ним в салоне Анны Шерер. На его лице – скука и усталость, “Эта жизнь, которую я вынужден здесь вести… не для меня”,- говорит он. Уровень интеллектуального развития Волконского был чрезвычайно высоким.

Его духовные учителя – французские просветители XVIII столетия. В разговоре с Пьером он неоднократно ссылался на Монтескье, чьи идеи были популярными среди передовой дворянской молодежи. Несмотря на внешнюю холодную сдержанность, Андрей Волконский мечтал о подвигах, славе, высоком призвании. Четыре взлета испытал в своей жизни герой романа.

Это – битва при Аустерлице, где он был близок к осуществлению своих честолюбивых мечтаний, участие в реформах Сперанского, что дало ощущение положительных изменений в жизни, познание европейской свободной мысли и героический 1812 год, который показал настоящий смысл бытия. Были у князя Андрея и три катастрофических падения: разочарование, которые он испытал под небом Аустерлица, поражение Сперанского, так как не нашли своего воплощения его “европейские” замыслы, а также романтические ожидания, “сожженные” изменой Наташи.

Стремление к славе превратило жизнь князя Андрея в сплошную цепь духовных подъемов и катастрофических разочарований. И только после ранения во время Бородинского боя Андрею вдруг открылась истина: вся его жизнь – неправда, а все вокруг него живут среди вранья Волконский переосмыслил свою жизнь, стал опятным и мудрым и начал сознавать, что надо быть добрым, понимать и любить людей. Пьер Безухов – незаконный сын русского вельможи. По характеру он был человеком чрезвычайно добрым и чутким, честным и щедрым, но зажигательным, несдержанным, во многом очень непосредственным.

Молодой граф воспитывался в Европе, в Петербург же приехал, преисполненный любви ко всем людям, сочувствуя республиканским идеям. Вся его духовность полнее выражалась в дружбе с Андреем. Пьер не имел железной выдержки молодого князя Волконского его стремления к плодотворной общественной деятельности были какими-то непоследовательными, неорганизованными, стихийными.

Под влиянием друга Пьер начнет искать свой путь в жизни. Но масонство, к которому он придет, не оправдало его надежд. Несмотря на это, стойкой натуре молодого графа все же хватило сил, чтобы начать новый поиск смысла бытия.

1812 год дал ему возможность после многих неудач и досадных ошибок приобрести жизненный опыт и выработать собственную социальную позицию. Достояние 1812 года – познание философского мира Платона Каратаева, любовь к Наташе, гордость и боль за народ русский – привели его к участию в создании тайного общества. Дальнейшая судьба Пьера нам не известна.

Но те, кто вышел на Сенатскую площадь, не боялись возможного поражения, так как “научились видеть “большое, вечное и бесконечное”, имели верных подруг и помнили о народе, который спас Родину.

Андрей Волконский и Пьер Безухов – это характеры сложные, как, собственно, каждый человек интеллектуального типа; в романе Л. Толстого Война и мир они ярко индивидуализированы, показаны в развитии, но вместе с тем являются типичными для своей национальной и социальной среды и своей исторической судьбы.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Духовные поиски главных героев романа Льва Толстого “Война и мир”