Поиски героев романа “Война и мир”



Смысл духовных поисков героев романа “Война и мир” заключается в том, что герои способные к духовной эволюции, которая, по Толстому, является критерием моральной оценки личности. Герои ищут смысл жизни, духовные связи с другими людьми, личное счастье. Толстой показывает этот процесс в диалектическом противоречии (разочарование, поиск счастья и его потеря).

Главное, что объединяет героев Толстого в их духовных поисках, это то, что они приближаются к народу. В начале романа князь Андрей ориентируется на идее Наполеона и мечтает о славе,

которая даст ему любовь всех людей. С этой целью он идет на войну 1805-1807 годов.

Но его ждут разочарования: в бою под Шенграбеном он видит настоящий героизм капитана Тушина и его батареи, но подвиг солдат остался незамеченным; князь Андрей убеждается в простоте, скромности настоящего героизма.

Когда он лежит на поле битвы с флагом в руках, он видит вечное небо, которое безразлично к тому, что делают эти люди, и герой понимает, что все его стремления ошибочные, что единая ценность, которую имеет человек,- жизнь. Андрей после ранения и тяжелой болезни поворачивается домой, чтобы жить ради семьи. Но умирает его

жена, и герой ощущает свою ответственность за эту смерть. Единое, ради чего он хочет жить, это его сын, отец, сестра.

Встреча с Пьером пробудила у Андрея жажду деятельности, он делает существенные изменения в своем имении, улучшая жизнь крестьян, и для такой сильной личности, как князь Андрей, этого мало. Встреча с Наташею, ее жажда жизни и счастья помогают ему возродиться. Это возрождение Толстой изображает в аллегорическом образе древнего дуба.

Князь Болконский возвращается в Петербург, занимается общественными делами, усматривая в этом смысл жизни. Любовь к Наташе помогает герою увидеть искусственность многих общественных деятелей, в частности, Сперанского, их стремление добиться в первую очередь личной, а не общественной цели. Эта любовь дает новый толчок жизни героя, поэтому так тяжело он воспринимает измену Наташе.

Ему кажется, что жизнь приготовила для него лишь разочарование, в глубоком духовном кризисе князем Андреем руководит лишь жажда мести. Отечественная война раскрывает бесполезность его ненависти к Анатолю Курагина (в лазарете тяжело раненный князь Андрей видит искалеченного войной Анатоля Курагина, которого несколько лет он стремился убить, но теперь он не находит в своей душе ненависти, а лишь сочувствие). Отечественная война открыла перед князем Андреем огромные возможности его народа.

Он сам ощущает себя его частицей (неслучайно солдаты называют своего полкового командира князя Андрея Болконского просто “наш князь”).

Перед смертью князю Андрею приоткрываются и другие гениальные в своей простоте вещи: любовь ко всем людям, которая ничего не стремится для себя, умение прощать врагам, гармония жизни. И Толстой понимает, что человек с такими идеальными взглядами не может жить в реальной жизни. Образ князя Андрея – это образ человека, который в своей жизни руководствуется не сердцем, а умом, через это большинство его жизненных ошибок, через это невозможное его счастье с Наташею.

Прозрение героя перед смертью – это награда его ясному уму и победа его сердца.

Не менее сложный путь проходит в духовном развитии и П. Безухов. Главная черта его личности – это жажда жизни и поиск правды. Увлечение идеями Руссо, Наполеоном, масонство отбивают лишь частицу огромной внутренней работы Пьера. Это герой, который лучше понимает сердцем, его любовь к Наташе, его умению прощать, его беспристрастность делают Пьера одним из наилучших мужских образов литературы XIX столетие.

Как и князь Андрей, во время Отечественной войны Пьер приближается к народу, но его соединяет с народом не только общность взглядов, а и самая судьба, даже условия существования (Пьер в плену). Эта общность судьбы дает Пьеру новое возрождение. Свою любимую героиню Наташу Ростову Толстой соединяет с Пьером Безуховым и награждает их большим личным счастьем, которое для Пьера невозможное без активной общественной жизни.

В духовных поисках героев отбиваются главные проблемы романа: жизнь и смерти, страдание и радости, личного и общественного, счастье и несчастье, свободы и необходимости, войны и мира. Что в мире есть прекраснее за человека? Каждая эпоха по-своему представляет идеал человека.

На создание этого идеала влияют разные факторы, большей мерой социальные. И величайшие фигуры мира человеческого стараются вдохнуть жизнь в идеал своей эпохи. Так, Лев Николаевич Толстой, хотя и верил в человеческую простоту и правду, изображал большое человеческое единство и человека на фоне этого единства, тем не менее, человек эта была представителем господствующего класса. Но все произведения Толстого – зрелого мастера – раскрывали проблемы человека.

Поэтому наиболее весомые фигуры, изображенные автором, проходят через своеобразный психологический взлом. Но конец концом перевесили объективные факторы: жизненный уклад России изменился под влиянием войны 1812 года. Именно этот факт возродил Пьера в тот момент, когда он окончательно убедился в бесполезности своих внутренних усилий.

И перед нами появляется совсем новый герой, закаленный осознаниям близости к народу и преисполненный собственного величия, как человека, причастного к этому народу.

Андрей Болконский значительно раньше просматривает свои бывшие идеалы. На это натолкнули его и военные события, и смерть жены, и связанное с этой смертью чувство ответственности за судьбу близкого человека, и попытки найти себя в привлечении к реформаторской деятельности Сперанского, и неверность Наташи. Но он обогатился очень весомым, это – интерес к простому человеку, к такой, как капитан Тушин. Моральную опору Андрей Болконский нашел в осознании себя как частицы большого целого, имя какому – народ.

Итак, в эпопее “Война и мир” внутренний залог героев зависит от осознания своей значимости и единства с народом.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Поиски героев романа “Война и мир”