Тема гармонии и стихии в лирике Ф. Тютчева
Тютчев написал очень немного; но все написанное им носит на себе печать истинного и прекрасного таланта, нередко самобытного, всегда грациозного, исполненного мысли и неподдельного чувства.
Н. А. Некрасов
План
1. Философичность лирики Тютчева.
2. Окружающий мир и взаимоотношения поэта с ним.
3. Стихия и гармония как основы мироздания.
Лирика русского поэта Федора Ивановича Тютчева открывает для читателя неожиданный взгляд на окружающий мир. Во-первых, он был поэтом-философом и вкладывал в стихи свое мировоззрение, его озарения
Творческое наследие Тютчева состоит из 400 стихотворений, а значит, необходимо глубокое изучение каждого сочинения, чтобы из малого количества написанных им строк получить как можно более полную поэтическую картину мира представителя русской мысли XIX века.
Уникальность
Таинства природы и мирозданья пленяют воображение поэта – он обращается к этой теме много раз. Окружающий мир – таинственный и непознаваемый, автор сравнивает жизнь человека с путешествием по волнам мирового океана:
Уж в пристани волшебный ожил челн;
Прилив растет и быстро нас уносит
В неизмеримость темных волн…
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
(“Как океан объемлет шар земной…”)
Поэта волнуют вопросы устройства мирозданья, он верит, что, внимательно прислушиваясь к звукам природы и приглядываясь к ее картинам, человек сможет открыть для себя великие тайны и найти ответы на многие вопросы. В одном из стихотворений лирическому герою открываются секреты в особое время, в час “в ночи всемирного молчанья”, в час “явлений и чудес” (“Видение”).
Единению человека с природой противопоставляется их разлад; поэт использует образ моря и тростника. Человек – тростник, шорох которого, по естественным законам гармонии, должен сочетаться с шумом моря, возле которого он растет:
Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе, –
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.
Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что море,
И ропщет мыслящий тростник?
(“Певучесть есть в морских волнах…”)
“Мыслящий тростник” и есть человечество, и вместе с морем, небом и землей оно должно составлять единый хор. Причина разлада кроется в душе человека, потому что люди разучились слышать и поддерживать гармонию природы, они не слышат ее зов (“Не то, что мните вы, природа…”). Тютчев часто обращается к тематике стихии.
Буйная, пугающая стихия представлена в образе бури (“бурь заснувших не буди, под ними хаос шевелится”), возникают образы дня (“блистательный покров”, “отрадный”, “любезный”) и ночи (“бездна со страхами и мглами”, “темная пропасть”). Общение с божественным миром высших существ поможет человеку вернуть “наследье родовое” и узнать истину (“Святая ночь на небосклон взошла…”, “Silentium!”, “Как хорошо ты, о море ночное…”).
Тютчев сумел передать в своей лирике красоту окружающего мира, как ее видят представители романтического направления – как отблеск идеальной гармонии, присущей высшим мирам. Ощущение причастности к этому миру идеалов вызывают многие стихотворения поэта. Научиться видеть прекрасное и таинственное в обыденных явлениях – призыв поэта ко всем поколениям его читателей.