ОДИНОКИЙ ДУБ (Фет Афанасий Афанасьевич Стихи)
Смотри,- синея друг за другом,
Каким широким полукругом
Уходят правнуки твои!
Зачем же тенью благотворной
Все кружишь ты, старик упорный,
По рубежам родной земли?
Когда ж неведомым страданьям,
Когда жестоким испытаньям
Придет медлительный конец?
Иль вечно понапрасну годы
Рукой суровой непогоды
Упрямый щиплют твой венец?
И под изрытою корою
Ты полон силой молодою.
Так старый витязь, сверстник твой,
Не остывал душой с годами
Под иззубренною мечами,
Давно заржавленной броней.
Все
Вокруг тебя незримым ходом
Ползет простор твоих корней,
И, в их кривые промежутки
Гнездясь, с пригорка незабудки
Глядят смелее в даль степей.
Когда же, вод взломав оковы,
Весенний ветр несет в дубровы
Твои поблеклые листы,
С ним вести на простор широкий,
Что жив их пращур одинокий,
Ко внукам посылаешь ты.
Одинокий дуб.- Впервые-“Современник”, 1856, № 5. Художественные открытия Фета 1850-х гг. совершались внутри магистрального движения русской литературы этой эпохи и соотносимы с творчеством крупнейших русских писателей – прежде всего
Знакомство с поэзией Фета сообщает этой “диалектике души” особый лирический тон, прежде отсутствовавший. В прозе Толстого появляется тоже своего рода “лирическая дерзость”, выводящая его за пределы чистого психологического анализа. Это есть уже в “Войне и мире”.
Мысли раненого князя Андрея, лежащего на Аустерлицком поле,- это уже не столько “диалектика души” в духе севастопольских рассказов, сколько философская лирика: “Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба.
Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения”. Это скачок в лирику – нечто вроде стихотворной цитаты. Другое место “Войны и мира” кажется уже прямо лирической вставкой, “стихотворением в прозе”, написанным по методу Фета: я имею в виду мысли князя Андрея при виде одинокого старого дуба.
Это не простая метафора и не простое “одушевление” природы – это тот импрессионизм (“лирическая дерзость”), на котором основана лирика Фета. Возможно, что здесь даже прямо откликнулось стихотворение Фета “Одинокий дуб”.