Психологический анализ в литературе – определение
Важнейшим средством создания образа героя является психологический анализ – подробное и глубокое воспроизведение внутреннего мира персонажа, его чувств, мыслей, побуждений и т.п. Психологический анализ позволяет писателю глубже проникать в характер героя, вскрывая тайные пружины его действий, скрытые мысли и переживания, показывать читателю глубинные основы характера. Крупнейшими мастерами психологического анализа в русской литературе были М.Ю.
Лермонтов, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, А.П.
Чехов. Особая роль в развитии
Это значит, что Л.Н. Толстого интересует прежде всего “сам психический процесс” – процесс развития и перехода одних чувств и мыслей в другие. “Диалектика души” оказывалась очень мощным средством создания полнокровного, реалистического, развивающегося характера, обладающего художественной убедительностью для читателя.
Для создания образов героев писатели иногда прибегают к особым, не часто
- “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова как нравственно-психологический роман в русской литературе XIX века Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” стоит у истоков русского психологического романа, высшие достижения которого связаны в XIX веке с именами Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. По словам Белинского, Лермонтов поставил “важный современный вопрос о внутреннем человеке”. И действительно, “история души человеческой”, а не внешняя, пусть и богатая событиями биография персонажа, является […]...
- “Герой нашего времени” – первый психологический роман в русской литературе В романе “Герой нашего времени” Лермонтов развил реалистическую тенденцию, заложенную в русской литературе творчеством Пушкина, и дал образец реалистического психологического романа. Глубоко и всесторонне раскрыв внутренний мир своих героев, писатель рассказал “историю души человеческой”. При этом характеры героев определены временем и условиями существования, многие поступки зависят от нравов определенной социальной среды (“простой человек” Максим Максимыч, […]...
- Психологический анализ в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Со времени создания М. Ю. Лермонтовым романа “Герой нашего времени” в произведениях русских авторов четко прослеживается “эволюция изображения психологического состояния героев. Главной особенностью творчества Достоевского являемся новаторство в исследовании внутреннего мира человека. Психологическое состояние героя становится всеобщей стихией романа, и во всех произведениях Достоевского внутренний мир персонажа показан в периоды максимального напряжения, когда состояние и. […]...
- Психологический портрет в русской литературе (по роману Ф. М. Достоевского “Униженные и оскорбленные”) Лицом к лицу Лица не увидать. С. Есенин В художественном произведении многое зависит от умения автора нарисовать словесный портрет своего героя. В нашей литературе почти все писатели мастерски этим искусством владели. Федор Михайлович Достоевский, по-моему, исключение из этого правила. Он рисует не живописные, а психологические портреты своих героев. Лично мне увидеть лица героев Достоевского помог […]...
- Антитеза в литературе определение, примеры антитезы (О литературе) Антитеза (от греч. anti – против, thesis – положение) – противопоставление. Антитеза знакома художественной речи издревле. Согласно известной легенде, она возникла при самом начале основания мира: творец, опечалясь царившей вокруг тьмой, создал свет и отделил тьму от света. Поэтичность этой легенды обязана ощущениям, за которыми мы узнаем черточки бытия, где противоположены море и суша, зима […]...
- Что такое гипербола? Примеры и определение. Гипербола в литературе (О литературе) Гипербола (от греч. hyperbole – преувеличение). “Все большие произведения. – писал А. Горький, – все те произведения, которые являются образцами высокохудожественной литературы, покоятся именно на преувеличении, на широкой типизации явлений”. Преувеличение и типизацию Горький уверенно и безошибочно ставит рядом, на собственном писательском и читательском опыте, понимая под этим способность и умение художника увидеть самое существенное […]...
- “Герой нашего времени” М. Лермонтова – социально-психологический роман Многие писатели разных эпох и народов стремились запечатлеть своего современника, через него донося до нас свое время, свои идеи, свои идеалы. Каков он, молодой человек, разных эпох? Пушкин в романе “Евгений Онегин” запечатлел молодого человека 20-х годов XIX века: умного, не удовлетворенного существующей действительностью, жизнь которого так и прошла без пользы. Не успели отгреметь страсти […]...
- Психологический портрет в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Как известно, Л. Н. Толстой был великим мастером психоанализа и “диалектики души” человека. Ему было свойственно изображение “текучих”, сложных, противоречивых характеров и развивающихся событий. Именно сам процесс внутренней жизни героев и ее эволюция привлекали писателя. Толстой раскрывал духовный мир своих персонажей через монологи, пейзаж, авторские комментарии, художественное пространство героев и их поступки. Особую роль в […]...
- Стиль в литературе определение понятия (О литературе) Стиль (от лат. stylus – палочка для письма) художественной литературы – способ бытования: а) общелитературного языка, б) языка художественной литературы (включая поэтический язык), осуществляющийся в конкретном произведении конкретного автора; корпусе произведений конкретного автора; корпусе произведений ряда авторов одной и той же эпохи (школы, направления и др.); корпусе произведений ряда хронологически не связанных авторов, выбирающих сходную […]...
- Персонаж художественный Определение Персонаж художественный (лат. persona – лицо, маска) – герой в литературном произведении. Синонимы данного термина – литературный образ, действующее лицо произведения. Типизация и вымысел – важные моменты в создании персонажа. Художественный персонаж многоаспектен: он включает в себя духовный мир личности, круг жизненных интересов, идейную позицию, характер, формы сознания и поведения, индивидуальный портрет, психологию и т.д. […]...
- “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова – социально-психологический роман Созданием романа “Герой нашего времени” Лермонтов внес огромный вклад в развитие русской литературы, продолжив пушкинские реалистические традиции. Как и его великий предшественник, Лермонтов обобщил в образе Печорина типичные черты молодого поколения своей эпохи, создав яркий образ человека 30-х годов XIX столетия. Главной проблемой романа стала судьба незаурядной человеческой личности в эпоху безвременья, безысходность положения одаренных, […]...
- “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова как психологический роман Роман “герой нашего времени” написан Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в конце 30-х годов XIX века во времена контрреформ, проводимых государством, во времена жестокого Николаевского правления. После поражения декабристов на Сенатской площади в 1825 году и их последующих казней и ссылок. Лермонтов внес огромный вклад в развитие русской литературы, продолжив пушкинские реалистические традиции. Его роман стал темой […]...
- Фабула: определение (О литературе) Фабула (отлат. fabula – история, рассказ) – причинно-временное, последовательное изложение событий, описанных в художественном тексте так, “как если бы они происходили в жизни”. Хронологическая последовательность при этом очень важна, поскольку она транслирует в художественный текст, с одной стороны, и в воспринимающее читательское сознание, с другой стороны, жизненную логику, причинно-следственную связь событий или обстоятельств, их взаимообусловленность. […]...
- Психологический анализ или как провести занятие интересно Для человека, который общается примитивно, собеседник не партнер, а предмет, иногда такой, что мешает. Это – особенности примитивного уровня. Если учитель опускается на этот уровень диалога, он возникает перед учениками как не тонкий, неотзывчивый, малокультурный и бездуховный человек. Манипуляционный уровень тоже неприемлем для учителя. При нем партнеры являются соперниками в игре, которую во чтобы то […]...
- Художественная речь определение Одним из главных средств создания образа и выражения авторского отношения к жизни в литературе является художественная речь, словесная форма произведения. В речевом строе (“языке”) художественного произведения надо выделить речь автора и речь героев (особенно это относится к эпическому произведению). Речь героя – один из важнейших способов создания его образа. В реалистическом произведении каждый герой имеет […]...
- Охарактеризуйте произведение “Евгений Онегин” Александра Пушкина как социально-психологический роман в стихах Немало литературоведов старались определить жанр романа “Евгений Онегин”. Его называли и социально-бытовым, и социально-психологическим, и социально-аналитическим, даже “энциклопедией” русской жизни. И каждое определение в определенной мере является справедливым, но перечисленными жанрами можно определить и другие произведения, которые совсем не похожи на роман Пушкина. Доверимся автору, который в посвящении назвал это произведение “свободным романом”. И в […]...
- Анализ стихотворения “Вечер” Жуковского “Вечер” (1803). Элегия принадлежит к произведениям романтизма. Г. А. Гуковский пишет о том, что элегия напоминает “музыкальный словесный поток, качающийся на волнах звуков и эмоций”. Стихотворение имеет психологический подтекст: Уж вечер… облаков померкнули края, Последний луч зари на башнях умирает; Последняя в реке блестящая струя С потухшим небом угасает. В этих строках, с одной стороны, […]...
- “Диалектика души” – роман-эпопея Идейно-художественное своеобразие романа-эпопеи “Война и мир” “Диалектика души” (особенности психологизма Толстого) “Диалектика души” – постоянное изображение внутреннего мира героев в движении, в развитии (по Чернышевскому). Психологизм (показ характеров в развитии) позволяет не только объективно изобразить картину душевной жизни героев, но и выразить авторскую нравственную оценку изображаемого. Средства психологической изобразительности у Толстого: А) Психологический анализ от […]...
- “Герой нашего времени” – социально-психологический роман Многие писатели разных эпох и народов стремились запечатлеть своего современника, через него донося до нас свое время, свои идеи, свои идеалы. Каков он, молодой человек, разных эпох? Пушкин в романе “Евгений Онегин” запечатлел молодого человека 20-х годов: умного, неудовлетворенного существующей действительностью, жизнь которого так и прошла без пользы. Не успели отгреметь вокруг страсти Онегина, как […]...
- Психологический поединок Соколова с комендантом Мюллером Психологический поединок Соколова с комендантом лагеря Мюллером занимает в рассказе центральное место, так как именно в этой ситуации Соколов сдавал экзамен на крепость и цельность своего характера. Именно в этом моменте сконцентрировалась вся прошлая и будущая жизнь Соколова. Конечно, и до этого, и после было много испытаний, грозящих смертью и требующих принятия немедленных решений, но […]...
- Психологический рисунок образов создается А. А. Ахматовой с помощью строго продуманной системы художественных деталей. С какой целью использует поэт “язык тела”: позы, жесты, мимику героев? Психологический рисунок образов создается А. А. Ахматовой с помощью строго продуманной системы художественных деталей. С какой целью использует поэт “язык тела”: позы, жесты, мимику героев? В начале своего рассуждения отметьте, что в арсенале поэтических средств, используемых автором для создания художественной картины Мира, особую роль играет язык жестов, телодвижений и мимики. Он служит важным способом передачи […]...
- “ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ” – СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН (вариант 3) “Герой нашего времени” – произведение, рожденное последекабристской эпохой. Героическая попытка передовых дворян изменить общественный строй в России обернулась для них трагедией. Последовавшие за этим событием годы явились сложным периодом русской истории: жестокая реакция, политический гнет. Но, несмотря ни на что, мысль в этот период работала напряженно. Вся энергия, накопившаяся в русском обществе и потенциально способная […]...
- “Герои нашего времени” – социально-психологический роман Герой нашего времени представляет собой несколько рамок, вложенных в одну большую раму, которая состоит в названии романа и единстве героев. В. Белинский Каждый литературный герой (если речь идет о большой литературе) – всегда любимое творение своего автора. Любой писатель вкладывает в своего героя частичку своей души, свои взгляды, убеждения, идеалы. И каждый литературный герой неизменно […]...
- Определение понятия “Характер” ХАРАКТЕР по-гречески – отпечаток, признак, отличительная черта. В литературе характер есть определенность образа: социальная, историческая, национальная, бытовая, психологическая и т. д. Если тип – это проявление общего в индивидуальном, то характер – индивидуальное прежде всего. Характерным бывает пейзаж, поступок, образ мыслей. Ho в основном говорят о характере персонажа. Это его сущностное содержание, относящееся в произведении […]...
- “ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ” – СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН (вариант 1) “Герой нашего времени”, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. Ж. Ю. Лермонтов Лермонтов выступил как продолжатель традиций русской литературы. Как наследник А. С. Пушкина, он принадлежал к числу русских деятелей, разбуженных пушечными выстрелами на Сенатской площади. Именно поэтому, по словам […]...
- “Антоновские яблоки” как философско-психологический рассказ Летят за днями дни, и каждый день уносит Частичку бытия. А. С. Пушкин Рассказом “Антоновские яблоки” (1900) заканчивается, по мнению литературоведов, ранний этап творчества Бунина и начинается зрелый период, когда писатель создает свои лучшие произведения, когда ясно проявляются характерные особенности его художественной манеры (лиричность прозы и замечательная предметная изобразительность). Как известно, Бунин писал и стихи, […]...
- “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова. Нравственно-психологический роман и его художественные особенности “Герой нашего времени” – первый в русской прозе лирико-психологический роман. Лирический потому, что у автора и героя “одна душа, одни и те же муки”. Психологический потому, что идейным и сюжетным центром являются не события, а личность человека, его духовная жизнь. Поэтому психологическое богатство романа заключено прежде всего в образе “героя времени”. Через сложность и противоречивость […]...
- Индивидуализм – главный психологический нерв характера Печорина (По роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) 1. Проблема личности в романе. 2. Особенности времени создания. 3. Трагизм Печорина. 4. Авторское отношение к герою. “Герой нашего времени”, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. М. Ю. Лермонтов “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова – это первый прозаический, социально-психологический […]...
- Анализ стихотворения “Как океан объемлет шар земной…” Тютчева “Как океан объемлет шар земной…” (1830). Тютчев возвел метафору в метод, наполнив художественный прием философским содержанием. В стихотворении дан образ земли, как дневной жизни, которую можно описать и изучить, так как она реальна. А океан, как и сон, – нечто неуловимое, зыбкое, таинственное. Величественный пейзаж, нарисованный в первой строфе, – воплощение внутреннего мира человека во […]...
- Шпаргалки по литературе: 29(B). ЛИРИЧЕСКОЕ В ПОЭМЕ “МЕРТВЫЕ ДУШИ”; Н. В. ГОГОЛЯ Единство повествовательного и лирического начал в поэме. Реализация лирического в лирических отступлениях. Лирические отступления: высказывания лирического, публицистического, философского и т. п. характера, в которых с наибольшей ясностью выражается авторская позиция, а иногда – личность реального автора. В композиции произведения авторские отступления играют существенную роль. Они принадлежат к внесюжетным элементам и, как правило, слабо связаны с […]...
- Сочинение на тему “Герой нашего времени” – роман психологический и философский Вершина творчества Лермонтова – социально-психологический роман ” Герой нашего времени “. Главное действующее лицо романа – офицер Григорий Печорин, прекрасно образованный, богатый молодой человек, которого выслали из Петербурга в действующую армию на Кавказ. Эпизоды его жизни на Кавказе составляют содержание романа, который построен из пяти повестей: “Тамань”, “Максим Максимович”, “Бэла”, “Княжна Мери”, “Фаталист”. Печорин – […]...
- СОЧИНЕНИЕ-АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (СОЧИНЕНИЕ-АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ) Вопрос о редактировании истории может показаться надуманным. Ведь редактировать – это значит проверять и исправлять, подвергать окончательной литературной обработке какой-то текст. Само слово “редактировать” происходит от латинского redactus – приведенный в порядок. И если редактирование в таком понимании вполне приемлемо, скажем, для журналистики, то как можно приводить в порядок […]...
- Что такое Интерьер? Определение Интерьер – описание внутреннего убранства помещений, бытовой обстановки, дома в художественном произведении. Наряду с портретом, диалогами, пейзажами интерьер является важнейшим средством характеристики персонажа. Описание обстановки мы находим уже в античной литературе. Так, в поэме Гомера “Одиссея” читаем: После того как вошли они в дом Одиссеев высокий, Гостя копье он к высокой колонне понес и поставил […]...
- Романтизм и реализм в литературе 19 века < p>Первая треть XIX в. в европейской литературе характеризуется стремительным развитием новых литературных явлений. На начало 19 века века приходится расцвет в Европе такого литературного направления, как романтизм. < p>Центральным объектом в романтических произведениях стал человек, его личность, самоценность, индивидуальность. Романтики, в отличие от просветителей, провозгласили культ не разума, а чувств человека, культ страстей, воображения […]...
- Художественные детали – определение В способах создания образа и выражения авторского отношения весьма существенную роль играют художественные детали – минимальные художественные подробности, описанные в произведении предметы и явления окружающего мира. Из них складываются пейзажные картины, портрет, изображение привычек и образа жизни героя и т.п. Зачастую деталь обладает и самостоятельным значением, выражая сущность той или иной ситуации, того или иного […]...
- Анализ стихотворения “В ресторане” Блока “В ресторане” (1910). Героиня блоковского стихотворения лишена глубины, безграничности. В отношении к ней прослеживается увлекательная игра поэта: Ты взглянула. Я встретил смущенно и дерзко Взор надменный и отдал поклон. Обратясь к кавалеру, намеренно резко Ты сказала: “И этот влюблен”. В красоте лирической героини нет ничего таинственного, завораживающего. Любовь окутана атмосферой пошлости, поэтому не может возникнуть […]...
- Основные драматургические жанры определение Основные драматургические жанры – трагедия, комедия и драма. Трагедия основана на трагическом конфликте, показывает неразрешимость общественных противоречий и зачастую заканчивается гибелью героя. Всемирно известны трагедии Шекспира “Гамлет”, “Ромео и Джульетта”, “Король Лир” и др. Трагедией является и пьеса Островского “Гроза”, хотя сам автор назвал ее драмой. Комедия – пьеса сатирического или юмористического характера, обычно рисующая […]...
- Анализ стихотворения “Молитва” Лермонтова “Молитва” (1837). По мнению С. Наровчатова: “Молитва” – шедевр любовной лирики Лермонтова. В стихах дышит такая благоговейная любовь, что они по праву могут быть названы гимном чистоте, нежности, душевной красоте”. Лирический герой обращается к Матери Божьей с единственной просьбой: … вручить хочу деву невинную Теплой заступнице мира холодного. Любовь бескорыстна, поэтому лирический герой мечтает о […]...
- Анализ стихотворения “Невыразимое” Жуковского “Невыразимое” (1819). Пафос элегии – утверждение романтических идеалов, исследование внутреннего мира человека. Поэт видит, что не все можно выразить словесно, “присутствие Создателя в созданье” невозможно объяснить: Но то, что слито с сей блестящей красотою – Сие столь смутное, волнующее нас, Сей внемлемый одной душою Обворожающего глас… Сие шепнувшее душе воспоминанье О милом, радостном и скорбном […]...
- Первый русский социально-психологический роман И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды… Желанья! Что пользы напрасно и вечно желать?.. А годы проходят – все лучшие годы! М. Ю. Лермонтов В романе “Герой нашего времени” Лермонтов ставит перед читателем волнующий всех вопрос: почему самые достойные, умные и энергичные люди его времени не находят применения своим недюжинным […]...