“Антоновские яблоки” как философско-психологический рассказ

Летят за днями дни, и каждый день уносит

Частичку бытия.
А. С. Пушкин
Рассказом “Антоновские яблоки” (1900) заканчивается, по мнению литературоведов, ранний этап творчества Бунина и начинается зрелый период, когда писатель создает свои лучшие произведения, когда ясно проявляются характерные особенности его художественной манеры (лиричность прозы и замечательная предметная изобразительность).
Как известно, Бунин писал и стихи, и прозу, поэтому нет ничего удивительного в том, что поэтические приемы он использует в своих прозаических

произведениях. Проза, то есть эпос, изображает человека объективно, во взаимодействии с другими людьми и событиями; а поэзия, то есть лирика, показывает человека субъективно, через его переживания и раздумья. Писателя интересует окружающая жизнь (характеры людей, события, бытовые подробности, природная среда); поэта – внутренний мир человека, движение-развитие его мыслей и чувств.

Поэтому прозаическое произведение сюжетно, а в лирическом произведении сюжет практически отсутствует.
“Антоновские яблоки” – это наплывающие, сменяющие друг друга картины природы, связанные единым поэтическим

впечатлением – грустью по уходящему времени. “Антоновские яблоки” в этом смысле очень похожи на элегию – лирическое стихотворение, выражающее философские размышления, грустные раздумья, даже скорбь лирического героя, а Бунин в “Антоновских яблоках” явно грустит о судьбе поместного дворянства. Иными словами, “Антоновские яблоки” – это психологический рассказ, так как имеет форму внутреннего монолога и передает чувства автора – лирического героя.
Бунина называют “певцом усадебной печали”, “осенней грусти увядания”, и это справедливо. Вздыхая по прошедшему, писатель утверждает, что в поместном прошлом не все было плохо: ведь русская усадебная жизнь воспитала замечательных писателей, художников, музыкантов, создавших великую гуманистическую культуру. И вот в конце XIX века усадебный мир дробится, мельчает, уходит в небытие. Однако, тоскуя о невозвратном помещичьем прошлом, Бунин сожалеет об уходящей жизни вообще, об утекающем навсегда времени.

Это сожаление понятно любому человеку, то есть в рассказе выразилось общечеловеческое философское содержание.
В “Антоновских яблоках” в центре изображения находится не только последовательная смена осенних месяцев, но и специфический возрастной взгляд (сначала ребенка, потом юноши, потом зрелого человека и, наконец, старика) на происходящие в природе и в человеческой жизни изменения. При этом автор использует множество деталей: у каждого возраста свое видение окружающего мира, свои заботы и проблемы, свои мысли и развлечения. Таким образом, Бунин пишет не только о том, как разоряются дворянские гнезда, но и о том, как человек проживает свою жизнь, движется к своей осенней и зимней поре, то есть к старости и смерти.
В первой главке изображается “ранняя погожая осень”, которую наблюдает мальчик. Восприятие мира здесь чистое, поэтичное, беззаботное. В темноте сада мальчик видит прямо-таки сказочную картину: около шалаша бродят страшные, длинные, черные люди-тени. Во второй главке речь идет об осени другого года, и осень здесь более поздняя, а лирический герой уже юноша.

На деревьях меньше листвы, солнечный свет неяркий, воздух холодный, а юноша мечтает о здоровой и красивой жене в праздничном уборе и о праздничном обеде. В третьей главке осень еще дальше “продвинулась” во времени: все чаще ненастные дни, все явственнее приметы холодов. Лирический герой – уже взрослый человек – вспоминает об охоте, которая является чуть ли не единственным развлечением мелкопоместных, разорившихся дворян.

В четвертой главке описывается осень-подзимок: светлые впечатления сменяются мрачными, тоскливыми, потому что лирический герой уже старик. Он снова идет на охоту в поля, хорошо знакомые ему еще с детства, но теперь в его настроении преобладает чувство грусти и одиночества. Он окидывает взглядом безлюдные озими, голую рощу; ветер гудит в дуле его ружья.

А в конце главки мелкопоместные дворяне-охотники, собравшиеся на далеком хуторе, поют песню о ветре, который растворяет ворота и белым снегом заметает путь-дорогу. Снег, покрывающий землю, напоминает саван(!).
Из “Антоновских яблок” следует, что для Бунина идеал жизни и красоты остался в прошлом, когда был расцвет дворянской культуры и усадебного быта. Об этом лирический герой рассуждает юношей, приезжая осенью в гости к своей тетке Анне Герасимовне. Во дворе он видит ветхих стариков, бывших дворовых крепостных, которые сохранили привычки старого времени: они низко-низко кланяются барчуку и ходят при нем без шапок.

Для лирического героя в доме старой тетки присутствует чудесный и таинственный запах старины – мудрой, хлебосольной, прочной.
Лиризм “Антоновских яблок” выражается не только в том, что весь рассказ, по существу, является лирическим монологом автора, но и в самой установке на воспоминание о детстве, юности, умерших любимых родственниках. Изменение взгляда взрослеющего, а потом стареющего автора демонстрируется через лирический пейзаж: в детстве это пышная осень первоначальной поры, “очей очарованье”, в юности – октябрьская осень с заморозками и дождями, в зрелости – ноябрьская, в старости – переходящая в зиму.
Лиризм рассказу придает и особенная мелодика фразы, что еще больше сближает бунинскую прозу с поэзией. Ритмичность, мерная, торжественная интонация, высокий строй языка – вот что характерно для лирической прозы Бунина.
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить: “Антоновские яблоки” – философский рассказ о беспощадно уходящем времени, о жизни, которая быстро проходит, оставляя в душе человека светлые воспоминания и одновременно тоскливую безнадежность.
Изображение времени у Бунина многообразно. Во-первых, это смена времен года, из которых писатель выбирает самое грустное – осень; во-вторых, это взросление и старение человека, когда у него с возрастом изменяются взгляды, привычки, интересы; в-третьих, это социальные изменения – обнищание одновременно и помещиков, и мужиков; в-четвертых, это смена вкусов в литературе (наивные сентиментальные романы хранятся в библиотеке шурина Арсения Семеновича, и лирический герой читает их с улыбкой умиления).
В “Антоновских яблоках” выразились важнейшие особенности художественной манеры Бунина: смешение поэтических и прозаических приемов изображения в рамках одного произведения и необычная предметная детализация. Последний прием заметили А. П. Чехов и М. Горький уже в первых бунинских произведениях: изображение в его рассказах такое насыщенное, что, по словам Чехова, похоже на “сгущенный бульон”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Антоновские яблоки” как философско-психологический рассказ